Презентация на тему ""Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
презентация к уроку (младшая, средняя группа)

Расходова Елена Александровна

Материал для педагогов, которые работают в разновозрастных группах, сельских ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Копанищенская ООШ

Расходова Елена Александровна

2019

(слайд 1)Тема нашей презентации:

"Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

                                                                                                                

 (слайд 2)Знакомьтесь -наш сельский малокомплектный детский сад. С 2017 года это структурное подразделение  Копанищенской обше образовательной школы..

        Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах  отличается от организации в обычных многогрупповых детских садах.  У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.

 (слайд) В нашем детском саду функционируют две группы, которые укомплектованы детьми разных возрастов. Это младшая (1.5-4л, наполняемость группы 14 чел)   и старшая (4-7л списочный состав 27 человек)  группы.От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, повышенного внимания, глубокого знания всех этапов развития ребенка,  быстрой реакции, а значит крайне серьезной подготовки.

 (слайд )В соответствии же с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации.  ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Что требует более тщательной подгатовки воспитателя.

 (слайд) Мы должны  уметь  соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте.

Что мы и пытаемся реализовывать в своем детском саду.

 (слайд 3)Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.

 (слайд 4) Развивающая среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

- детская мебель, соответственно должна быть двух -трех размеров.

(слайд5 )Мы создаем развивающую среду не только в здании, но и за его пределами.В нашем ДОУ имеется два участка для прогулок :

для младшей группы,

(слайд 6) и старшей группы ,

(слайд 7)   креативный уголок тишины, своеобразная зона уединения "Под грибом" (все объекты построены родителями, а точнее дедушкой одной из воспитанниц, Василием Васильевичем, наш сторож)

(слайд8)Как говорится "театр начинается с вешалки", так и наш детский сад начинается с раздевалки, которая находится при входе в ДОУ(раположены шкафчики для малышей украшены маленькими солнышками с фотографией детей, что упрощает запоминание, радует ребенка и родителя) а также вся полезная информация для родителей:

(слайд 9) уголок" Для вас родители", выставки детских работ,

(слайд10) уголки безопасности

(слайд )и здоровья.

(слайд 11.1) шкафы для детей старшей группы  расположены в холле,

(слайд 11.2)а еще здесь мы решили расположить небольшую фотозону: арт-объект дерево жизни (своеобразный символ единения, долгой жизни), где каждый ребенок может увидеть себя, что вызывает у него улыбку, а  под деревом фото ребят предыдущих выпусков (как опавшие листья, улетели из сада в школу).

(слайд 11.4 ) В наших групповых отсутствуют умывальная и туалетная комнаты , что не совсем удобно, но в этом есть и свои плюсы:

(слайд 11.5)каждый раз организовывая коллективный выход в коридор дети приучаются к порядку, соблюдая определенные правила поведения и развивая коммуникативные качества.

 

(слайд 12.0)Образовательная работа в  осуществляется педагогом в процессе всех режимных моментов. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей одновременно, создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания.

    В нашем детском саду большие помещения, но жаль что они не разделены на спальную и групповую, т.к. кровати занимают много места, которое можно было бы использовать в организации ПРС.

 (слайд 12.1 )В развивающей пп среде  младшей группы отражены основные направления пяти образовательных областей ФГОС ДО:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

     Пространство групповой комнаты организовано в виде зон или центров. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Представляем вашему вниманию

1.Зона сюжетно ролевых игр.

В уголке имеются игрушки для детей от 1,5 до 3 лет довольно крупные и готовые к использованию.

Атрибуты для игры «Семья» легко доступны, мобильны: холодильник с набором "скоропортящихся товаров", комод с одеждой для кукол, кухонная плита, стиральная машина, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями", телевизор (изготовлены из обычных коробок).

На нижних полках в легкой доступности расположены игрушки (пирамидки, куклы. набор столовой и чайной кукольной посуды, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)) для малышей

(слайд 12.2)На верхних полках расположены атрибуты для игр, в которые чаще играют дети 3 лет: "Почта"(сумка почтальонна , письма, журналы, газеты, детские раскраски). 

 

 (слайд12)Материал для игры "Супермаркет": весы ,касса, набор предметов продажи, униформа для продавца, изготовлена своими руками из обычного полиэтиленового пакета.

 

 (слайд 13) Рядом в отдельном уголке распологается "Парикмахерская": зеркало, набор ножниц, расчески, набор "красок и шампуней", накидка для стрижки изготовлена из пакетов.

(слайд 14)Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница»:  медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, и др.).

(слайд15) 2.Зона конструктивной деятельности.

Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

    Мелкие конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках разных цветов. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, на паласе. Здесь же имеется наборы конструктора "Полидром", мозаики разных форм и размеров, природный материал.

(слайд 15.1)Мягкие модули (находятся в свободных зонах)

(слайд 15.2) 3.У окна расположена зона уединения. Наши малыши придумали показывать оттуда сказки самым маленьким.

(слайд 15.3) 4. Рядом с зоной сюжетно ролевых игр -ранее уголок природы, а теперь (центр экспериментирования с материалами и веществами): 

В группе находится:

-Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года, времена суток, дни недели);

 - Иллюстрации животных, правила природы, мнемотаблицы ;

 -Наборы овощей и фруктов;.

(слайд 15.4)- 2 -3 вида комнатных растений,

(слайд 15.5)- Огород на окне(лук,)

(слайд 15.6, 15.7) - выращиваем рассаду семян овощей.

(слайд 15.8.1)-Кольца Луллия с набором карточек.

- Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки, опрыскиватель) убирается в стол;

(слайд 15.8, 15.9, 15.10)При необходимоси проводить опыты, мы располагаем  мини лаболаторию на полках сюжетных игр.

(слайд 15.11(2) 5.Рядом с уголком природы находится фланелеграф , стена тематически оформляется в соответствии с темой недели. Здесь дети могут работать с клеящими картинками  самостоятельно, а также я могу разместить материал для образовательной деятельности.

     

(слайд 15.11) 6.Зона театрализованных игр:

(разделена на две зоны: в музыкальном зале и в групповой)

- Кукольный театр («Теремок», "Семеро козлят"),(в группе)

- Настольный театр («Репка», «Лисичка со скалочкой»)(в группе)

(слайд 15.12)

-Театр – фланелеграф (сказка"Колобок" «Заюшкина избушка»)(в группе)

- Театр с игрушками Бибабо(в групповой и в муззале)

- Маски персонажей(в групповой и в муззале)

-Уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, штаны полицейские фуражки, и др.)(в муззале)

- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок

- Ширма находится( в муз зале).

(слайд 15.13)6.Зона сенсорного и психомоторного развития.

Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. 

Размещен материал в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена в специальной зоне, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.  В группе имеется достаточно материала ка современного(приобретенного) так и сделанного своими руками.

 (слайд 15.14 )корзинки с прищепками и набором трафаретов,

  - Пробковые тренажеры"Радуга""Солнышко"

- Объемные вкладыши из 5-7 элементов ( кубы, домик)

(слайд 15.15)- Доски-вкладыши (с фигурками), домик с вкладышами

     - Набор объемных тел (кубы, кольца, шары, диски)

- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине

- Мозаика ( цветная, крупная)

- Рамки с  застежками (шнуровка, пуговицы, кнопки)

 - Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)

- Тактильные дощечки.

- Разрезные картинки "Посудка","Найди пару","Рукавички", разделенные на 2-4 части

(слайд 15.16) монтессори дорожки.

(слайд 15.19 )7.Уголок именинника

(элемент Вальдорфской педагогике), где находятся все необходимое для празднования дня рождения

 (слайд 15.19.1)(праздничная звезда,накидки для мальчиков и девочек, бутафорский торт, посуда для чаепития, свеча желаний )(слайд 15.20)совсем недавно прошел день рождения.

(слайд 15.21) 8.Зона художественно-эстетического развития:

         - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

         - Настольно-печатные игры по развитию речи

         - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

 (слайд 15)9.Игровые материалы по ПДД (светофор, набор дорожных знаков, жезл, машинки, макет перекрестка) размещаются в отдельной зоне. Все материалы, находятся в поле зрения,  и доступны детям.

(Слайд 29) Еще одна сенсорная мини зона.

   (слайд 30)10.Зона художественно-эстетического развития (рисования, лепки, аппликации): здесь на стене расположены матрешки , и воздушные шары по цветам радуги. От шара к матрешке можно протянуть резиночки, или ленты тогоже цвета , и менять их, дети с удовольствием решают задачки, а порой самостоятельно играют с резиночками.

(слайд 31) Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 1,5 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:  

- Наборы цветных карандашей (6 цветов)

- Восковые мелки (6 цветов)

- Гуашь

- Пластилин (6 цветов)

- Круглые кисти

- Емкости для промывания ворса кисти от краски

- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после

промывания и при наклеивании готовых форм

- Клеёнки для аппликации

- Бумага для рисования

- Доски для лепки

- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время

 Лепки

- Розетки для клея

- Подносы для форм и обрезков бумаги

    - Щетинные кисти для клея.

Так как в группе есть дети 1,5-2 лет материал убираю. Остаются карандаши и бумага для свободного рисования.

(слайд 32)11. Зона двигательной активности.

В групповой комнате  передвижной спортивный комплекс доступен детям,  что способствует проявлению двигательной активности детей.  

     - Мячи

     - Флажки

     - Гимнастические мячи

     - Гимнастические палки

     - Мешочки для метания

     - Кегли

 (слайд 40.1 ) Чтобы  малышам попасть в спортивный и музыкальный зал, приходится совершать переход через старшую группу, что доставляет свои неудобства.

    В старшей группе(слайды 40.2 - 55.0)

( зона патриотического воспитания,

уголок уединения,

 театральная студия,информационно - библиотечный центр  ,

 мини музей русской народной культуры,

мини лаборатория для реализации естественно научного направления,

студия конструирования и центр лего ) .

 (слайды 55.1 до конца) В спортивном зале проводятся зарядки оздоровительная и музыкальная деятельность, праздники

и развлечения.

Здесь же находится и центр воды и песка. Где работают дети двух групп.

В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы

 содержательно насыщенна, трансформируема,

полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. А главное обеспечивает возможность общения и совместной деятельности

детей разного возраста, а также взрослых.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

1.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

3.Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";

4.Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

5.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

6.Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"

Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...

Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».

Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования

Вариант реализаии образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для решения задач эстетического, нравственного, фзического воспитания детей старшего возраста в самост...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Е.А. Симачева воспитатель МКДОУ д/с №457первой  квалификационной категории, г.Новосибирск ОРГАНИЗАЦИЯРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САД...

Консультация для воспитателей на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС»

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузи...