Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
презентация

Соломасова Анастасия Олеговна

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Cлайд 2.

 Тема нашей презентации: Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации, в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно - пространственная среда, cозданная по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

Слайд 3.

План выступления:

  • Требования ФГОС к созданию развивающей предметно-пространственной среды.
  •   Эстетическое оформление детского сада.        

-Трансформация пространства группового помещения .

-Алгоритм создания РППС.

Слайд 4.

 Поскольку развивающая предметно- пространственная среда является одним из главных показателей качества, то мы должны с вами обращать внимание на свою среду.

Слайд 5.

 Предметная среда в образовательной организации выполняет непростые функции:            - развивающую

 -образовательную

-воспитательную

 -стимулирующую

-коммуникативная

 

  Развивающая функция среды является ведущей. И понимание того, что развитие - это  продвижение актуального к зоне ближайшего развития ребёнка , определяет наличие в среде материалов и предметов, с которыми ребёнок может действовать, как вместе со взрослым, так и самостоятельно.

 Не менее важна и стимулирующая функция среды . Cреда развивает ребёнка только в том случае, если она представляет для него интерес , если она мотивирует его к действиям и к  исследованию.

Cлайд 6.

В соответствии с пунктом 3.3    Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования к Развивающей  Предметно-Пространственной Среде предъявляются  следующие требования:

 Развивающая среда должна быть :            

                -содержательно –насыщенная  

  • трансформируемая
  • - полифункциональная            
  •  вариативная        
  •  доступная  
  •   Безопасная

Cлайд 7.

 

   Насыщенность среды становится основой для  организации содержательной, увлекательной жизни каждого ребёнка, является средством основным формировании личности ребёнка,  источником его знаний и социального опыта.

Насыщенность среды подразумевает разнообразие материалов, которые должны обеспечивать все виды деятельности: эмоционального благополучия детей, двигательную активность и возможность самовыражения детей.

Cлайд 8.

 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.              

    Какие же это ситуации, которые могут возникать в течении нашего педагогического процесса?                              

  • эта ситуация связана с решением наших образовательных задач
  •     - при организации определённых игр            - возможность изменения предметно- пространственной среды связанных с комплексом тематического планирования, c сезонным изменением.

Слайд 9.

 Принцип полифункциональности предметного мира рекомендуется реализовывать в дошкольной организации с помощью различного модульного оборудования, использование модулей на ряду с конструкторами, мозаиками, различным физкультурным оборудованием, предметами, играми,  которые не несут определённой смысловой информации, способствует развитию воображения .

Слайд 10.

 Вариативность среды предполагает наличие различных пространств не только для игры, но и зона уединения, а также разнообразия выбор игрушек и оборудования.

Cлайд 11.

 Доступность среды предполагает, что каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

 Для этого в дошкольной организации должна быть обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а также свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материала.

 Хочется обратить внимание часто встречается некий  витринный способ расстановки игрушек. Смотрим глазами, не трогаем руками. Вот этого не должно быть, когда мы создаем предметно- развивающую среду.

Cлайд 12.

Среда окружающая детей дошкольного учреждения, должна обеспечить безопасность их жизни. Форма и дизайн также должны быть ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудования должны иметь сертификаты качества и отвечать гигиеническим требованиям.

Cлайд 13.

 Обращаю ваше внимание, что в соответствии с пунктом Федеральное Государственного Образовательного Стандарта 3.3.5                                                           : организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе и технические соответствующие материалы (игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, который необходим для реализации вашей программы).

 При создании предметно- пространственной среды, необходимо обеспечить:  

  • реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Часто встречается дорогостоящее оборудование, которое хранится в помещении, недоступном для детей. Получается, что вы не реализуете образовательный потенциал данного материала .

 Необходимо учитывать индивидуальную особенность детей, а также двигательную активность, возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, возможность уединения.

 

Слайд 14.

 Коротко скажу, что среда конечно должна отличаться: младшая группа от средней, cредняя от старшей, старшая от подготовительной. Если в младшей группе, развивающая  предметно- пространственная среда максимально приближена к семейным условиям, мы обращаем внимание на количество и качество игрушек, на их размер. То к старшему и подготовительному возрасту у нас появляется: обобщенная модульная среда,где появляется большое количество игрушек, игрового материала, созданного своими руками, появляются игровые наборы разных тематик, изменяются технические характеристики игрового материала.

Слайд 15.


 Во всех примерных образовательных программах дошкольного образования уделяется большое внимание эстетическому оформлению дошкольных групп.

 Рассмотрим основные  компоненты:            

  • освещение и световая отделка помещений
  •  комплектность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств
  •   природа ( живая и неживая)        
  •  творческие работы воспитателей и детей

Подбирая оборудование и элементы оформления, необходимо помнить, что  эстетически продуманное предметно- пространственное окружение улучшает педагогический процесс. Конечно детям приятно придти в уютное, красивое , со вкусом сделанное игровое помещение. При этом будет улучшаться эмоциональное  состояние детей, естественно будет улучшаться и педагогический процесс.

Cлайд 16.

 Цветовое грамотное оформление группы:     - повышает уровень коммуникативности детей и эмоциональную отзывчивость                   - обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей                                                         - знакомит с приемами управления своими чувствами, формируют навыки самоконтроля 

 Если задуматься, то период дошкольного детства является периодом  интенсивного сенсорного развития ребёнка. В условиях дошкольной организаций цвет используется не только как зрительный стимулятор, ну и как дополнитель пространственной среды.

 Цветовое оформление подбирается в:           -  cоответствие особенностями  цветовидения и цветовосприятия детей         - назначение помещения                                    - условия эксплуатации помещения

Слайд 17.

 Цветовое воздействие интерьера соответствуют впечатлениям получаемым ребёнком в природе.

 Тональность пола  соответствует  по ассоциации с  землёй, должна иметь более тёмные, насыщенные цвета. Стены по аналогии с пейзажем, могут быть светлей. Потолок совсем светлый, как небосвод. Сейчас встречаются дизайнерские группы, где потолки окрашиваются в тёмные тона и это очень давит сверху. Нужно очень аккуратно подходить к выбору цветовой гаммы . Тёплые, насыщенные тона ,как бы сближают, сдвигают границы пространства. Cветлые, холодные тона, раздвигают пространство.

Cлайд 18.

 В зависимости от назначения помещений, их цветовые решения могут быть различны. Длительное пребывание детей в групповых, игровых комнатах требует создание спокойной цветовой  среды. Должны присутствовать пастельные тона. Цветовое решение в целом должно быть светлым. Не следует использовать много ярких цветов, это может вызвать беспокойство, хаос, но яркие пятна должны обязательно быть. У нас вся дидактика яркая и  я думаю, что этого достаточно, чтобы привлечь внимание ребёнка. Яркие тона используют в  раздевалках и на  лестницах. Следует придерживаться главного правила- цвет ,который будет занимать больше площадь  должен быть не ярким . Если в отделке используется 2-3 цвета, то один из них должен преобладать ,а другой занимать меньшую площадь.

Слайд 19.

Даже в требованиях к внутренней  отделке помещений по санитарным нормам, говорится, что если ваше групповое помещение выходит на южную сторону, где постоянно бывает солнце,  то нужно использовать не яркие, холодные тона. Если помещение выходит на северную сторону, то используются тёплые тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25 % всей площади помещения.

Слайд 20.

Обратите внимание  на фотографии, здесь представлены приемы контрастных цветовых сочетаний. В основу  берётся один пастельный цвет и добавляются некоторые яркие детали.

Слайд 21.

 Посмотрите на слайд ,эта схема, как можно условно разделить пространство группового помещения на три зоны: спокойная, активная, рабочая. В зависимости от конкретных задач, эти зоны могут меняться по своему объему, сжиматься или разжиматься, иметь подвижные трансформируемый границы. Для этого используются смысловые маркеры пространства . Там где зона активных игр можно положить большой ковёр. Там где зона  рабочая нужны столы, которые трансформируются в зависимости от педагогической ситуации. В зоне спокойных игр могут стоят диваны – трансформеры, лежать  небольшие коврики для спокойного проведения игр и  уединения детей .

Слайд 22.

Обратите внимание на слайд , вот так у нас происходит на практике. Если посмотреть на верхнюю правую фотографию, можно увидеть, как разграничили зону активных игр, а зону уединения  огородили  стеллажами. Верхняя слева фотография  нам показывает большую активную зону, рабочая зона нам тоже  видна, а зона спокойного действия расположена, где есть стеллажи  и столы.  На нижней  фотографии слева, вы видите группу- пенал, где ленточным способом размещено оборудование, это столы вдоль которых находится активная зона, а  около двери вы видите зону спокойных игр.

Слайд 23.

 Возможность свободного изменения рабочего пространства по конфигурации и объему открывается за счёт разного расположения столов. На верхней левой  фотографии нам показано, что за таким столом можно проводить разные мастерские. На верхней  справа фотографии показано, как  можно посадить всю группу детей и проводить эксперименты. На фотографии  внизу слева показана ленточная  система. Это очень удачно, что за одним  столом дети могут проводить один вид  деятельности , а за другими столами другие виды  деятельности. Здесь творчество и фантазии ваших педагогов. Занятия можно также распределить по зонам, например: аппликацию, лепку, рисование можно проводить в рабочей зоне, а вот конструирования можно перенести в активную зону, на ковёр. Рассматривание книг, чтение художественной  литературы, возможно проводить, как в активной, так и в  спокойной зоне.

Слайд 24.

 Как  можно организовать предметно-пространственную  среду в вашем саду :

Шаг 1. Провести анализ по  каждой  группе и дошкольной организации в целом, в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

 Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения,  особенности детей группы.  

    Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из требований примерной программы дошкольного образования и материальных возможностей.

 Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе .

  Шаг 5. Разместить мебель и игровое оборудование согласно плану- схеме, наполнить игровыми материалами.

  Шаг 6. Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течение года.

Cлайд 25.

♥ Спасибо за внимание! ♥


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье  раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) -   взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Улыбка и КО: информационное обеспечение образовательного пространства дошкольной образовательной организации

В проекте представлена новая современная  форма информационного обеспечения образовательного пространства дошкольной образовательной организации - газета для любознательных родителей Улыбка и КО,...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогического колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»

Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогичсекого колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...