Из опыта работы " Организация методического сопровождения педагогической деятельности персонала в условиях введения ФГОС ДО"
материал

Приймак Татьяна Георгиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_metodicheskogo_soprovozhdeniya.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях модернизации российского общества инновационная деятельность образовательных учреждений - одна из объективных реальностей их существования.

На основании приказа  начальника МУ УО Ташлинского района в нашем детском саду  была открыта экспериментальная площадка по теме «Организация методического сопровождения педагогической деятельности персонала МАДОУ ДС «Дарование»  в условиях введения ФГОС ДО».

На начальном этапе, с целью определения условий осуществления инновационной деятельности в детском саду, был проведен анализ кадрового состава, программно-методического обеспечения, материальных и финансовых ресурсов.

Анализ показал, что все педагоги имеют педагогическое образование, но  высшее педагогическое образование только 50%. Поэтому необходима системная работа, направленная на повышение образовательного уровня молодых педагогов дошкольного образования.

Анализ уровня категорийности в ДОУ показывает, что большинство педагогов ДОУ аттестованы на 1 категорию, однако  только 17% имеют высшую категорию. Это дает возможность планировать методическую деятельность, направленную на повышение профессиональной компетентности педагогов, а следовательно   и повышение категорий.

Уровень профессионального мастерства показывает, что не все педагоги работают одинаково: наряду с творческим подходом к педагогической деятельности, 11% остается на репродуктивном уровне. Необходимо организовать работу по повышению уровня профессионального мастерства у педагогов.

        Проведённый предварительный контроль с целью определения уровня профессиональной компетентности педагогов для внедрения ФГОС ДО в ДОУ с использованием методов анкетирования, наблюдения, тестирования, изучения документации педагогов, изучения продуктов детской деятельности, собеседования с педагогами дали следующие результаты:

В детском саду сформировано 3 группы педагогов. В основе деления лежит дифференциация по уровню практического мастерства:

1 группа – педагоги - исследователи, работающие в инновационном режиме, разрабатывающие программы и технологии - 9 человек (50%);

2 группа – педагоги, обеспечивающие реализацию потенциальных возможностей ребенка, учитывающие индивидуальные особенности и интересы детей, использующие готовые, разработанные другими методики, выбирая из них те, которые больше всего подходят данному ребенку или группе детей – 6 педагогов (33%);

3 группа – педагоги – исполнители, требующие индивидуальной помощи и использующие в своей работе готовые технологии и методы обучения, не добиваясь в них собственных оригинальных изменений или дополнений – 3 педагога (16%).

По восприимчивости к новому выделены 2 группы педагогов, участвующих в инновационной и экспериментальной работе:

1 группа – педагоги, восприимчивость к новому у которых очень сильно выражена – 9 человек (50%);

2 группа – педагоги, у которых восприимчивость выражена – 9 человек (50%).

Для повышения своего профессионального уровня  педагоги регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах.

Воспитатели и специалисты детского сада активно участвуют в работе районных методических объединений, занимаются самообразованием.

Анализ профессионального уровня педагогического состава МАДОУ ДС «Дарование» позволяет сделать вывод о том, что коллектив детского сада стабильный, квалифицированный, работоспособный, имеющий необходимых специалистов для работы в инновационном режиме.

В учреждении имеется необходимое информационное обеспечение. Все компьютеры подключены к сети Интернет, имеется электронная почта, свой сайт, где представлена вся необходимая информация для педагогов, родителей, всех заинтересованных лиц.

             В ДОУ разработана основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС «Дарования» в соответствии с ФГОС ДО. Однако научно – методическое обеспечение требует обновления в соответствии с  ФГОС ДО. Отсутствует методическое обеспечение по реализации ФГОС ДО: нет готовых образцов и шаблонов календарно - тематического планирования, ежедневного планирования, требований к конспектам непосредственной образовательной деятельности, сценариев совместной деятельности с детьми и т.д.

            В ДОУ  отсутствуют  образцы локальных документов, которые требуют разработки: положение об организации методического сопровождения педагогической деятельности, положения об инновационной деятельности, положения  о конкурсах, положение о проектной деятельности, не обновлены должностные инструкции, не внесены изменения в устав.

                   Условия содержания детей в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН и пожарной безопасности (много сделано за последние годы для приведения материально-технического ресурса в соответствие с требованиями), система ДО требует улучшения в соответствии с  ФГОС ДО: спортивное и игровое оборудование, предметно – развивающая среда,  которая не в полной мере соответствует принципам информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости; медицинский кабинет не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, не оборудовано  рабочее место воспитателя для работы в новых условиях.

         На первом этапе работы в данном направлении было проведено исследование образовательной ситуации в МАДОУ ДС «Дарование», моделирование и проектирование путей перехода к ФГОС ДО. Результатом проведенных работ стала модель методического сопровождения деятельности педагогов, которая и является прообразом механизма, позволяющего эффективно и эргономично осуществить переход педагогического коллектива к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

       Основной инновационный вектор методического сопровождения в ДОО - качество образования как стратегия повышения профессионализма педагогов. При этом методическое сопровождение направлено на создание условий, в которых участники образовательного процесса достигают своих целей: педагоги – инновационно-преобразующих; воспитанники – деятельностных целей (игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной и т.д.); родители – социально-педагогических.

Схема 1 – Модель методического сопровождения

Схема 2 – Модель методического сопровождения

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методического сопровождения.

С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные технологии, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловая игра, брифинг, тренинг, викторина, конкурс профессионального мастерства, дискуссия, поисково-творческие задания. Используя методы тестирования и анкетирования, карты эффективности педагога, карты возможностей и затруднений, карьерограммы, выявляем уровень методической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию. На основании полученных данных выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы, требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных потребностей педагогов, планируется проведение различных современных форм работы с педагогическим коллективом.

Результаты внедрения модели методического сопровождения анализируются в триаде: воспитанники-педагоги-родители.

Целевым ориентиром является модель выпускника ДОУ. Ценности методического сопровождения видим в подготовке педагога как субъекта профессиональной деятельности, педагога-инициатора, способного к самообразованию и непрерывному творческому росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития воспитанников. Приоритетное направление – оказание помощи педагогам в подготовке к инновационной деятельности.

Повышение профессионального уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций, совокупность которых приводит к эталонной профессиональной компетенции педагога. Профессиональная компетенция педагога определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность образовательного процесса.

Схема 3 – Ключевые компетенции

Высокая степень удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса, рост их педагогической просвещенности подтверждают результативность  модели методического сопровождения.

              Экспериментальная деятельность педагогического коллектива,  направленная на развитие ранней социализации детей, служит связующим звеном всех участников образовательного процесса ДОУ.

Миссия предлагаемой модели методического сопровождения направлена на формирование нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

Методическое сопровождение педагогов в ДОУ  осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:

  • анализировать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов;
  • помогать в реализации маршрутов профессионального развития педагогов в контексте решения общих проектных задач;
  • координировать взаимодействие педагогов друг с другом по проектированию образовательного процесса;
  • организовывать работу с ресурсами социальных партнеров на основе запросов педагогов;
  • координировать процесс самообразования педагогов и повышать собственный уровень профессиональной компетентности.

               Механизмом реализации указанных целей и задач является план мероприятий методического сопровождения педагогической деятельности .

              С целью выявления эффективности, внесения корректив и определения дальнейшего развития организации методического сопровождения в ДОУ  в условиях реализации ФГОС ДО  нами разработаны критерии и  показатели.

                              При исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам в педагогике, наблюдение за деятельностью педагогов, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественная и качественная обработка данных, статистическая обработка полученных результатов и др.

         Выделяем  три структурные части комплексного исследования:

  • прогностическая (анализ профессионального развития, деловых и личностных качеств педагога, образовательного процесса);
  • результативная (выявление результатов педагогического труда);
  • оценочно-уровневая (определение качества профессиональной деятельности, уровня профессионализма педагога).

Исходя из этого, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ предусматривает несколько этапов.

              Таким образом, на подготовительном этапе комплексной оценки обеспечиваются разработка нормативно-правовой базы, подготовка необходимых документов, оценочно-измерительных материалов (вопросников, анкет, тестов, схем, алгоритмов анализа и оценки), создаются материально-технические условия.

Организационный этап посвящен определению регламента работы с оценочно-измерительными материалами и нормативными документами, а также содержания и методов оценки качества профессиональной деятельности педагогов.

На исследовательском этапе проводится оценка полноты и достоверности представленных материалов и документов, методической и практической педагогической деятельности, деловых и личностных качеств, уровня профессионализма педагогов, организуются тестирование, анкетирование, диагностика, мониторинг и др.

На этапе обработки полученных результатов и материалов подводятся итоги оценки, составляются протоколы, справки, заключения, отчеты, планируются корректирующие действия и мероприятия по совершенствованию качества профессиональной деятельности педагогов.

Этап принятия решения предусматривает анализ процедуры и результатов оценки качества профессиональной деятельности педагогов. Руководитель дошкольного учреждения оформляет соответствующие справки и приказы.

В ходе третьего – аналитико-обобщающего – этапа  проводится итоговая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования, разрабатываются и внедряются в практику научно-методические рекомендации.

По результатам комплексной оценки для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном учреждении будут созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие:

  • нормативно-документационное направление (разработку и принятие локальных актов, систему стимулов повышения квалификации педагогов и др.);
  • научно-методическое направление (составление индивидуального плана корректирующих действий и мероприятий; создание Школы педагогического мастерства по обмену передовым опытом; обновление содержания планирования и методики образовательного процесса с учетом социального заказа, возможностей педагогов, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников);
  • материально-техническое направление (приоритетное оснащение рабочих мест педагогов современной материальной базой; создание психологически комфортных, безопасных условий труда).

Благодаря проведению комплексной проверки   повысится эффективность управления педагогическим коллективом, результативность образовательного процесса, формирование интегративных качеств  воспитанников,  удовлетворению индивидуальных и возрастных потребностей воспитанников, раскрытию профессиональных возможностей и творческого потенциала педагогов.

Разработанная методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОО позволит определить уровень профессионализма (репродуктивный, конструктивный, исследовательский) каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Систематическая внутренняя оценка, проводимая наиболее квалифицированными педагогическими и руководящими работниками, и внешняя оценка, осуществляемая родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников, представителями общественности, дадут возможность получить объективные данные о качестве профессиональной деятельности педагогов.

Разработанная  комплексная оценка также позволяет поддерживать и повышать качество педагогического труда в ДОУ. Создание соответствующих организационно-педагогических условий в ДОУ, осуществление научно-методического сопровождения образовательного процесса, оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога способствуют эффективному управлению профессиональной деятельностью педагогических работников. 

                                                                                                      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Цель:  Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...

Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС

Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"...

Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"

Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС...

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...