Методическая разработка "Волшебный мир песка"
методическая разработка (средняя группа)

Елена Васильевна Юрченко

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. В игре с песком идет накопление представлений об окружающем мире, совершенствуется деятельность органов чувств, развитие художественно-творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Юрченко Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 16 Петродворцового района

Санкт-Петербург

Методическая разработка по использованию нетрадиционных игр

в образовательно-воспитательном процессе  детского сада.

«Волшебный мир песка»

       Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Трудно переоценить значение сенсомоторного развития в дошкольном детстве. В игре с песком идет накопление представлений об окружающем мире, совершенствуется деятельность органов чувств, развитие художественно-творческих способностей ребенка.

Мир развивается, меняются дети и их родители, растет необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно – обоснованных путей сенсомоторного развития детей для их готовности к обучению в школе.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с кинетическим песком по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию воображения, формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

- Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор возьмём в игру…

Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,

Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!

(Т. Грабенко)

С древних времен известна игра с песком, эти игры богаты разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.  Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Не умея выражать свои переживания, страхи словами, ребенок может выразить их в играх  с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В игре приобретает бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

И на сегодняшний день игра с песком становится все более популярной как в педагогической  практике, так и в работе психологов.

В песочнице развивается тактильная чувствительность ребенка.

Советский педагог В.А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Эти слова дают объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов,  складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше он начинает говорить.

Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Существенно повышается мотивация ребенка к занятиям и более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Учитывая, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то во время образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Вот сегодня я вам предлагаю самим вернуться в детство и поиграть с песком, снять негативное  настроение, расслабиться.

Метод песочной терапии для взрослых дает возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и при желании, изменить ее. Расставленные фигурки в пространстве песочницы будут олицетворять Вашу проблемную ситуацию. Песок становится землей, голубое дно песочницы превращается в водную гладь, борта – стороны горизонта. Фигурки людей и зверей, «ожившие» в Ваших руках, начинают разыгрывать Вашу личную сказку и вести ее к счастливому завершению.
   В этой истории Вы будете сказочником и главным героем. Поймете суть своей проблемы, найдете способы ее решения и получите удовольствие от игры.
   Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках.

Правила поведения детей в песочнице

1. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.

2. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

3. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

4.Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

5. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!

6. После игры с песком – помой руки!

1.Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Задания:

·         Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

·         Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

·         Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

·         Перетираем песок между пальцами и ладонями

Родители описывают и сравнивают свои ощущения:

·         «приятно – неприятно»

·         «колючее – шершавое – гладкое»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие мелкой моторики обеих рук, развитие тактильной чувствительности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (следов разных животных); формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; доброжелательных взаимоотношений людей (помочь, ласкового обратиться); развитие речевого творчества (придумывание названия фантастического животного).

Материалы: песок.

Ход игры.

·                    «Идут медвежата» —  кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

·                    «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

·                    «Ползут змейки» — расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

·                    «Бегут жучки-паучки» —  двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

·                    «Кроказябла» —  оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

3.«Портрет на песке»

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу человека через применение игр с песком.

·         Инструкция: « нарисуйте на песке свой портрет:

·         ©  когда вам дарят подарок;

·         ©   когда вас обидели;

·         ©   когда вы испугались;

·         ©   когда увидели радугу».

·         Материал: песочница, стеки, разноцветные камешки.

4. Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как - будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,

Частичка – точечка, частичка – невеличка

Звездочка блистает – тоже точечка,

Но свет её сияет и путь всем освещает

Я звездочкой блесну, всем людям помогу!

Педагог: Я надеюсь игра с песком вас порадовала. Подведем итог.

 

В чем польза кинетического песка для детей

Перечислим главные полезные свойства такой игрушки, как кинетический песок.

1. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики детских рук.

2. Своеобразная текстура активно развивает тактильную чувствительность.

3. Игра в песочнице помогает развитию творческого воображения.

4. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания. Детскими психологами активно используется кинетический песок.

5. Чрезвычайно увлекательно играть с этим материалом даже в одиночку и, главное, полезно. А в компании, еще развиваются коммуникативные навыки.

6. Родителям не надо беспокоиться о безопасности ребенка в то время, когда он играет в песочнице. И у них появится время для себя.

Полезен ли кинетический песок для подростков?

Можно смело утверждать, что он является универсальной развивающей игрушкой. Он может принести немалую пользу, как детям, так и подросткам. В подростковом возрасте чрезвычайно сложно открыто выразить свои чувства и поделиться переживаниями. Для того чтобы избавиться от внутреннего напряжения, можно изобразить на поверхности материала пугающие образы, а затем нарисовать возможный выход из сложившейся ситуации.

Взрослым тоже может помочь кинетический песок?

Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение. Офисные работники, которые поставили себе на рабочий стол небольшую чашку с кинетическим песком, признались, что у них значительно снизился уровень нервозности и раздражительности, например при разговорах с коллегами или телефонных звонках клиентам. Разминка рук с песком, даже непродолжительная, помогает человеку морально отдохнуть, а также возвращает энтузиазм и повышает работоспособность, дарит положительные эмоции и новые ощущения.

 Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами. Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей является песок. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Игры с песком" (дошкольный возраст)

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком».   Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущ...

методическая разработка "Игры с песком"

Цель презентации: проконсультировать родителей о совместной прогулке с детьми. О том, в кожно какие игры с песком можно поиграть,как завлечь ребёнка,чтобы ему было интересно гулять....

Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...

Методическая разработка "Игры с песком".

Чем бы заняться с ребёнком летом? Строить песчаные замки!...

Методическая разработка на тему: «Использование игр с песком в детском саду».

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

методическая разработка "Терапия песком"

Развитие пространственного воображения, творческого мышления, психомоторных навыков, познание себя- все это возможно на занятиях с песком....