Мастер – класс «Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А.Рыжовой»
презентация к уроку (старшая группа)

Презентация на тему: Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А. Рыжовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление28.67 КБ
Файл Презентация2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципального  

образования Выселковский район

        

 

Слайд 2   Любой ребенок с рождения - исследователь, а экспериментирование - это способ познания окружающего мира, один из важнейших видов детской деятельности. В последние годы в детских садах все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории, уголки экспериментирования.

Слайд 3 Однако у меня нередко возникали  практические вопросы:

- Как именно опыты и наблюдения проводить с дошкольниками?

- Как создать развивающую  предметно - пространственную среду для исследовательской деятельности?

- Как организовать экспериментирование?

Я думаю, что у вас тоже возникали такие вопросы.

 Слайд 4 Ответы я нашла в карточках Н. А. Рыжовой. В данном наборе представлены  опыты, наблюдения, которые помогают изучить и понять природу.

Они сгруппированы по темам:

Вода вокруг нас.

Воздух вкруг нас.

Камни.

Песок и  глина.

Полезные ископаемые.

Оборудование своими руками.

Почва.

Солнце- свет. Цвет и тепло.

Растения.

Животные.

Человек и природа.

      Карточки могут использовать воспитатели, работающие в ДОО со старшими дошкольникам, а  также  родители.

Слайд 5 Группировка карточек по темам помогает мне выбрать опыты, необходимые для решения тех или иных задач образовательной программы ДОО. Определять  какие карточки нам необходимы, помогают дети рассказывая, что именно их интересует по данной проблеме. Я всегда стараюсь увязать проведенные опыты, наблюдения с повседневной жизнью дошкольников. Опыты становятся частью ООД (основной образовательной деятельностью), а также можно проводить их  и во время режимных моментов.

В практической деятельности я использую 3 варианта самостоятельной деятельности:

Слайд 6 Первый вариант:   я провожу эксперименты во время ООД, а затем выставляю материалы, необходимые для проведения таких же экспериментов в свободном доступе. В этом случае дети могут продолжить экспериментирование. Повторить понравившиеся опыты.

Слайд 7 Второй вариант: выбираю  несколько опытов, описанных в данном комплекте, и выкладываю в свободном доступе необходимые для проведения материалы и оборудование. Дети проводят эксперименты самостоятельно, при необходимости я оказываю помощь. По окончании опытов мы обсуждаем с детьми полученные результаты согласно рекомендациям, отраженным в карточках.

Слайд 8 Третий вариант: предлагаю использовать карточки для проведения экспериментов в домашних условиях, а затем дети рассказывают о результатах в детском саду.

 Слайд 9  Для организации исследовательской деятельности в нашей группе имеется центр науки и экспериментирования. Эта база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Для проведения экспериментов используются разнообразные природные и искусственные материалы. Мы предлагаем детям поискать во дворе детского сада, в ближайшем парке или дома, и на даче предметы, которые с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Просим принести их в детский сад и объяснить, почему собраны именно эти предметы. В нашей группе выделили для них специальный уголок. В подборе материалов большую помощь оказывают родители. Мы им даем задание на лето: собирать такой материал во время отдыха на даче и путешествий.

Слайд 10 Нередко исследования, проводимые под наблюдением взрослых, интересны, но никак  не связаны с повседневной жизнью ребенка. Нам кажется важным показать ребенку эту взаимосвязь и дать ему возможность продолжить наблюдения в своем ближайшем окружении. Поэтому исследования на карточках описаны по следующей схеме: содержание, выводы и связь с повседневной жизнью. Мы отбираем для организации исследований те опыты, наблюдения, для которых у нас имеются необходимые условия и которые соответствуют задачам нашей образовательной программы.

  Слайд 11  Я предлагаю  поработать с карточками, для этого мне нужно 6 человек. Организуйте пары и пройдите за столы. Перед Вами конверты с заданиями и центр с оборудованием. (карточка №14 Солнце - свет, цвет, тепло; карточка №31 Человек и природа).  Вам необходимо подобрать материал для опыта и показать его нам. Вам все понятно? Нужна моя помощь?

А пока команды готовятся, мне хотелось бы продемонстрировать «Оборудование своими руками».

Оборудование для исследований можно сделать своими руками, используя бросовый материал. Нередко в этом нам помогают все член семьи воспитанников, особенно папы и дедушки.

Ящик ощущений

Дети очень любят играть с ящиком ощущений , который всегда таит в себе сюрприз. С ящика ощущений можно начинать любое исследование. Например, если дети проводят опыты с камнями, я за ранее кладу в ящик один или несколько камней. В начале занятия я сообщаю. Что сегодня юные ученые будут изучать новые объекты природы. Образцы которых находятся внутри ящика. Дети на ощупь определяют содержимое ящика ощущений. Ребята могут заниматься с ящиком ощущений самостоятельно.

Возьмите коробку из-под обуви или посылочного ящика. Хорошо если крышка легко открывается – через нее вы будите помещать предметы в коробку. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто или используя специальную конструкцию с «рукавами»?  Нечто подобное получится и у вас. Ящик ощущений можно украсить разными наклейками или обшить красивой тканью. Вариант оформления ящика ощущений выбирайте вместе с детьми.

Волшебный мешочек.

Волшебный мешочек хорошо всем известен. Его тоже можно  использовать во время исследований. Необязательно покупать - многие товары сейчас продаются в красивых плотных мешочках, которые затем выбрасываются. Волшебный мешочек удобно брать с собой на прогулку. Дети на ощупь определяют,  что лежит в мешочке.

Секретная коробочка

Подберите коробку из - под обуви с круглым отверстием (или  проделайте его сами). Благодаря этому отверстию можно заглянуть внутрь коробки. Сделайте такое же отверстие и на противоположной стороне коробки так, чтобы в нее попадал свет. Если по какой либо причине сделать два отверстия не получается, во время исследования приоткрывайте крышку коробки.

    У каждого ребенка должна быть своя секретная коробка, которую он  может по желанию разрисовать. Прикрепить к ней наклейки и т.п. Во время наблюдений в природе дети собирают разные понравившиеся им или необычные природные материалы (камешки. Ракушки, веточки. Сухие листья). Самые ценные из них они кладут в секретную коробку. Опыт показывает, что ребята с удовольствием показывают друг другу свои «сокровища» и  смотрят, что находится в коробках других детей.

   Мы всегда рассматриваем вместе с ребятами содержимое коробок, обсуждаем, что именно и где они собрали, почему им понравился тот или иной камешек или веточка. У кого из ребят в секретных коробочках оказались похожие предметы? А какой предмет только один?

   Надеюсь, что представленный комплект карточек поможет вам создать в детском саду свою систему экспериментирования и реализовать задачи вашей образовательной программы. А главное – поддержать детскую любознательность и желание исследовать окружающий мир.

Слайд 13 Спасибо за внимание!!!

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Подготовила: воспитатель МАДОУ ДС №30 Лепешка Татьяна Николаевна Ст-ца Выселки, 2019 г. Мастер – класс « Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А.Рыжовой »

Слайд 3

Как организовать экспериментирование? Как именно опыты и наблюдения проводить с дошкольниками? Как создать развивающую предметно - пространственную среду для исследовательской деятельности?

Слайд 4

Они сгруппированы по темам: Вода вокруг нас. Воздух вкруг нас. Камни. Песок и глина. Полезные ископаемые. Оборудование своими руками. Почва. Солнце- свет. Цвет и тепло. Растения. Животные. Человек и природа. Н.А.Ражова «ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ»

Слайд 9

Мозаичный ПАРК

Слайд 10

И сследования на карточках описаны по следующей схеме: содержание; выводы и связь с повседневной жизнью. Мы отбираем для организации исследований те опыты, наблюдения, для которых у нас имеются необходимые условия и которые соответствуют задачам нашей образовательной программы.

Слайд 11

Практическое задание

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы по созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.Проведение мастер-класса с педагогами....

Мастер-класс "Создание ситуации успеха, в условиях реализации ФГОС ДО"

Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в детском саду....

Мастер - класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Мастер - класс "Создание и применение ростовых цветов в образовательной среде дошкольного учреждения" для педагогических работников.

19.10.2021г в рамках реализации инновационного проекта "Программа развития как инструмент проектирования образовательной среды в условиях становления дошкольной образовательной организации" ...

Мастер - класс «Создание и применение ростовых ёлок в образовательной среде дошкольного учреждения»

15.12.2021г в рамках реализации инновационного проекта "Программа развития как инструмент проектирования образовательной среды в условиях становления дошкольной образовательной организации" ...