«Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»
консультация

Келехсашвили Людмила Алексеевна

В консультации подобран материал по влиянию театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника в разных возрастных группах и содержание работы в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

    Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

      В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, предметах науки и культуры. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка.

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций ( А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.). Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников, в процессе осмысления нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, она создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства и дружеских взаимоотношений.

    Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования развития речи, выразительности речи, эмоционального развития, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

     Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать её специфику, иметь представление о её развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребёнка определяется, как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую, воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Эстетическое восприятие, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребёнку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актёров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Этот говорит о широком развивающем потенциале. В педагогической литературе нет однозначного её определения. Имеются определения сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например, игры-драматизации и режиссёрские игры.

К режиссёрским играм относятся настольный театр игрушек и картинок., стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладёт игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. В театре петрушек всё мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кукла-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть её на руку. Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна, полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами, которыми ребёнок манипулирует как режиссёр: сам создаёт сюжет, сценарий). Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, и соответствует определению: «Драматизировать - это значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов, и передавая характеры персонажей».

Игра-драматизация и режиссёрская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека – ещё и вид деятельности. Исполнение роли не исключает творчества. Так, в режиссёрской игре ребёнок одновременно «актёр» и «режиссёр».

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. В процессе театрализованной игры:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире,                                                                                          развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

- стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается чувство коллективизма, уважительное отношение, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли, дети приобретают опыт нравственного поведения.

Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность рече -двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть ребёнку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создаётся атмосфера творчества, развиваются музыкальные способности.

Т. о., театрализованные игры оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Педагог должен создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и творчеством. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

 Содержание работы.

Младший дошкольный возраст.

*Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко: дети, обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши).

*Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя(веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

 *Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

 *Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

  *Однотомная бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем, но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

 *Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей». «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

 *Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

 *Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

 *Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Средний дошкольный возраст.

   *многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

   *игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

  *постановка спектакля по произведению.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Список используемой литературы.

1. Л.Б. Фесюкова, «Воспитание сказкой», Издательство «Фолио», 1996.

2. О. Акулова , Театрализованные игры

// Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка - дошкольника

Театрализованная игра- один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Небольшая консультация для родителей и педагог...

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника.

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!...

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих способ...

"Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка - дошкольника."

 Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не у...

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формированиеличностных компетенций ребенка-дошкольника»...