Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.
план-конспект занятия (старшая группа)

Хрулёва Светлана Борисовна

Тема занятия: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`]и букв ТД.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;
  2. развивать фонематический слух;
  3. развивать навыки фонематического анализа;
  4. закрепить навык составления слов из слогов;
  5. развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение);
  6. развивать общую моторику.

Обучающие:

  1. закрепить знания о звуках [т], [т`], [д], [д`].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`]и букв Т – Д.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;
  2. развивать фонематический слух;
  3. развивать навыки фонематического анализа;
  4. закрепить навык составления слов из слогов;
  5. развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение);
  6. развивать общую моторику.

Обучающие:

  1. закрепить знания о звуках [т], [т`], [д], [д`].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – карточки с буквами Т и Д; индивидуальные предметные картинки; картинки с изображением Дюймовочки, удочки, уточки; 3 конверта (1 - с напечатанной на нем буквой Т, другой – с буквой Д, третий – без подписи); карточки со слогами; конфеты.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Характеристика звуков.

3. Речевая зарядка.

4. Дидактическая игра «Светофор».

5. Дидактическая игра «Отбери картинки».

6. Физкультминутка.

7. Игровое упражнение «Отгадай слово».

8. Работа в тетрадях.

9. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1 Организационный момент.

Логопед просит детей взять пеналы и

сесть на свои места.

- Ребята, сегодня на занятии у нас будет присутствовать интересная героиня. Посмотрите, это кто?

Логопед показывает картинку с изображением Дюймовочки.

- Правильно. Она будет наблюдать, как вы будете заниматься. А ещё она приготовила вам сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия.

- А для начала отгадайте загадку.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

- А теперь другую.

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку.

Кто это?

- А как мы ее ласково назовем?

- Правильно. Это очень похожие слова уточка-удочка. А чем они различаются?

При необходимости – логопед медленно проговаривает слова.

- Молодцы. Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?

Дети берут пеналы и рассаживаются по местам.

Они смотрят на картинку.

- Дюймовочка.

- Удочка.

- Утка.

- Уточка.

- В слове уточка звук [т], а в слове удочка [д].

- [т], [д].

2 мин

2 Основная часть.

1. Характеристика звуков.

- Хорошо. Посмотрите на картинку. Это какая буква?

Логопед показывает картинку с буквой Т.

- А давайте вспомним, какой у нас звук [т]! Согласный или гласный?

- Правильно. А ещё какой?

- А мягкий как будет звучать?

- Молодцы. Теперь на эту картинку посмотрите.

Логопед показывает картинку с буквой Д.

- Здесь какая буква напечатана?

- Хорошо. Расскажите мне про звук [д]. Какой он?

- А Дюймовочке стало очень интересно, какой первый звук в ее имени? Какой?

- Правильно. А что у звуков [т] и [д] одинаково?

- Да. А язычок при произнесении этих звуков у нас где?

- Хорошо. А что у звуков [т`] и [д`] что одинаково?

- А чем отличаются звуки [д] и [д` ] от звуков [т] и [т`] ?

2. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Зда-ста-зда, зде-сте-зде, зды-сты-зды, та-та-да, дя-дя-тя, то-до-до, дю-тю-дю, ту-ду-ту, дя-тя-дя.

3. Дидактическая игра «Светофор».

- А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.

- Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

- Правильно. А зеленым?

- Молодцы. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку  или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук [т] или [д], а зеленую – если [т`] или [д`]. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание?

Словарный материал:

Федя, фабрика, трамвай, дерево, подарок, книга, шофер, день, телевизор, конструктор, фикус, дядя, телефон, дорога, тропа, светофор, ферма, дятел, ток, тигрята, дуб, дверь, фокус, дым, доктор, тень, дом, вода филин.

4. Дидактическая игра «Отбери картинки».

- Хорошо. А ещё Дюймовочка очень любит играть вот в такую игру. Я вам сейчас раздам картинки, а вы подумайте, есть ли в этих словах звуки [т], [т`], [д], [д`].

Логопед раздает каждому ребенку по 2 картинки, а затем вешает на доску 3 конвертика (1 – с напечатанной на нем буквой т, 2-ой – с буквой  д, а 3-ий – без подписи).

- Подумали?

- А теперь тот, кого я вызову, выйдет к доске, покажет всем свою картинку, скажет, есть ли в этом слове изучаемые нами на занятии звуки, а затем положит в подходящий конвертик. Если в слове есть звук [т] или [т`], то картинку вы положите в конвертик, на котором написана буква Т. Если в нем звук [д] или [д`], то в конвертик с буквой Д. А если в слове нет этих звуков, то картинку вы положите в конвертик без подписи. Все поняли задание?

Логопед вызывает детей по одному к доске.

- Т.

- Согласный.

- Твердый, глухой.

- [т`]

Дети смотрят на картинку.

- Д.

- Согласный, твердый, звонкий.

- [д`].

- Они согласные, твердые.

- Наверху.

- Они согласные, мягкие.

- Звук [т] – глухой, а [д] – звонкий.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги.

Дети берут карточки в руки.

- Твердый.

- Мягкий.

- Да.

Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков [т], [т`] и [д], [д`] карточки не поднимают.

Дети выполняют задание логопеда.

- Да.

- Да.

Ребята по одному выходят к доске, называют свою картинку, говорят есть ли слове звуки [т], [т`], [д], [д`], кладут картинку в подходящий конвертик и садятся на место.

12 мин

3 Физкультминутка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Хлопаем в ладошки —

Пусть попляшут ножки.

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся,

А когда скажу «Вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети хлопают в ладоши;

«пляшут»;

«скрещивают» ноги, садятся;

встают;

ставят две ножки рядом, затем - на расстоянии;

прыгают в одну сторону, в другую;

грозят пальчиком.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

1. Игровое упражнение «Отгадай слово».

- Хорошо, присаживайтесь. А теперь я раздам вам карточки со слогами. Только слоги у нас перепутались. Вам нужно составить из них слово.

Логопед раздает детям карточки со слогами.

- Кто составит слово, поднимет руку, выйдет к доске и покажет всем то, что у него получилось.

Словарный материал:

Трамвай, дятел, вода, тропа, листок, домик, дети, вата, цветок, гвозди, утка, добро, туман.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Правильно. А теперь откройте ваши тетради и напишите букв и, слоги по образцу (Т-Д, т-д, Та, Да.).

Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети рассаживаются по местам.

Дети составляют слово, выходят к доске, показывают получившееся слово.

Дети открывают тетради и пишут по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5. подведение итогов занятия.

- Хорошо.

- Какие звуки мы учились различать?

- А кто у нас был на занятии?

- Правильно. Она узнала очень много нового и интересного и за это благодарит вас. Закройте глазки и не подглядывайте.

Логопед кладет каждому ребенку конфетку.

- Открывайте глазки. Что вам подарила Дюймовочка?

- Хорошо. А что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.

- [т], [т`] и [д], [д`].

- Дюймовочка.

Дети закрывают глаза.

- Конфету.

- Игра с картинками.

- Хорошо.

2 мин

30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Звуки [Т], [Т`]. Буква Т».Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков т и т`, знакомство с буквой Т.Задачи занятия: Коррекционные:1)...

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического по обучению грамоте  для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР. Звуки [х], [х’] и буква Х.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков; чтение предложений из 2...