Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал

Семиколенных Людмила Владимировна

Введение

Одаренность человека – это маленький росточек,

      едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

 

В.А. Сухомлинский.

 

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Недостаточное внимание развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку.

         Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2020 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

         Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей. И в качестве основных образовательных структур для обучения и развития одарённых детей в «Рабочей концепции одарённости» (2003) выделена система дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольника.

          Таким образом, детские сады получили социальный заказ на выявление одарённых детей и создание условий для их развития.

          Образование сегодня обращается к культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека. Культура воспринимается как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдель­ной личности.

          Актуальным является решение задач развития одарённости детей в дошкольной образовательной организации через организацию художественной деятельности, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческих способностей, инициативности, самостоятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.  Одарённый ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет: «В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке» Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются при одном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

          Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность. Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты. В этом случае талант ребенка очевиден и нужно очень постараться, чтобы не заметить его..Но таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать, необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое. А это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. И это меня натолкнуло на углубленную работу по развитию творческих способностей художественно одаренных детей.  Мой девиз: «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту». Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония. 

          Целью моей работы в данном направлении является:

- формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;

- развитие эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

         В своей системе работы с одарёнными детьми я поставила следующие задачи:

- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

· создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей;

· стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

 · оказание помощи родителям одаренных детей;

· обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

 

 

Основная часть.

 

         Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, направленные на построение вариативного развивающего образования через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей (ФГОС, раздел III, п. 3.2.5).

          Работа по художественно – эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы, как музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой.  

Для реализации системы художественно – эстетического воспитания мной были созданы условия   предметно – развивающей среды в группе:

- костюмерная с театральным реквизитом, различные виды театров, сделанные своими руками;

-  книжный уголок в соответствии с возрастом;

-  мини – изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой ребенка, побуждая его к действию.

-  подобраны коллекции картин русских художников;

-  собран мини - музей, где имеются предметы декоративно - прикладного искусства;

- оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образца. Ее целевое назначение включает в себя региональный компонент - знакомство детей с культурой русского и коми народа. Дети проживают определённую тематическую, историческую ситуацию, знакомятся с малыми формами фольклора, со сказками;

- эффективно используется раздевалка в групповых комнатах. В ней размещаются выставки детских рисунков. А в группе оформлена галерея детского творчества;

- собрана видеотека по ознакомлению с историей искусств и по знакомству детей с традиционным народным календарем: Святки, Масленицы, Ивана Купала, Дожинки. Ее целевое назначение включает в себя региональный компонент - знакомство детей с культурой русского и коми народа. В нее входят и мои видеоотчеты по фольклорным праздникам, которые публикую на своей странице YouTube.

Для дополнительной работы по художественно-эстетическому развитию я провожу с детьми 2 раза в неделю кружок «Умелые ручки».

Кружковая работа помогает мне решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

-развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;         

-формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

         В своей работе я хочу поделиться некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью. Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

-приобщение к культуре прошлого и настоящего;

-опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

        Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:

- приобщая детей к искусству мастеров;

- организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

        Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым. Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей–это высокая познавательная потребность. Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования. Они развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. 

      В своей работе я использую различные методы и приёмы по развитию творчества, помимо традиционных – наглядный, практический, словесный. Я использую такой прием, как «вхождение» в картину. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит сопереживать ему, будит детское воображение. Приём музыкального сопровождения применяемый мной, обогащает восприятие картины, добавляет оттенки. Занятия проходят в обычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на большом ватмане, расположенном на ковре.  На занятии каждый ребёнок получает необходимый для работы материал, заготовки, инструменты. Стараюсь оказать помощь каждому с учётом его собственных творческих способностей. Некоторым детям достаточно лишь одобрительной улыбки, совета, кому-то нужно и помочь, чтобы вселить уверенность.  Изготовленные предметы: народные игрушки, посуду дети группы любят дарить детям других групп, как сувениры, делать подарки к праздникам работникам детского сада, родителям

           Важное значение для художественно - эстетического развития имеет приобщение ребенка к истокам народного творчества. Основную роль в развитии творческих способностей детей отвожу практической деятельности, в ходе которой они овладевают приёмами изобразительной деятельности, характерной народно-прикладному искусству, осваивают изобразительные   материалы, знакомятся с созданными народом ценностями, вступают в отношения сотрудничества и взаимопомощи. Ознакомление детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства начинаю с его показа и рассказа об истории возникновения этого промысла, стараюсь связать его с легендами, народными сказаниями. Рассказ сопровождаю рассматриванием иллюстраций, прослушиванием народной музыки, Аналоги продуктов народных промыслов изготавливаю сама в присутствии детей, в такие минуты у нас обычно идут задушевные беседы, в которых мы восхищаемся народными мастерами, одновременно убеждаю детей, что это по силам и им самим. В конце года на выставке детских работ декоративно – прикладного искусства можно увидеть изделия, украшенные хохломской, городецкой и коми традиционной росписями, дымковскую и филимоновские игрушки, гжель и многое другое, чему научилась детвора.         

           Не сложно передать детям то, чем нравится заниматься самой. Занятия с детьми, ярмарки, встречи с произведениями искусства стараюсь строить так чтобы дети полюбили то, что я им показываю, сама стараюсь быть чувственной, открытой, восторженной. Только в этих условиях дети воспроизводят ответную реакцию, активно познают предложенное. Занятия по созданию поделок из различного материала непросто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в конструкцию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого, каждая поделка обретает индивидуальность.       

              Мои воспитанники участники и победители муниципальных конкурсов: 

           Художественно эстетическое развитие детей происходит не только на занятиях. В детском саду дети живут интересной, яркой жизнью, богатой впечатлениями. Она похожа на увлекательную книгу, а лучшие страницы этой книги - праздники и развлечения.

Счастливые глаза детей - лучшая награда всему педагогическому коллективу. Сценарии праздников представляют собой небольшие театрализованные представления, мини-спектакли, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный материал.

Был проведен открытый просмотр музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

 

Совместное с родителями развлечение «Праздник шляп».

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками.

      К дню рождения А.С. Пушкина мной был разработан краткосрочный проект «У лукоморья…» (

           Развитие    художественно - театрализованной    деятельности способствует совершенствованию артистических навыков детей в плане переживания и перевоплощения образа, создания возможности поэтапного освоения детьми разных видов творчества, знакомства детей с различными видами театра. Наиболее высокое развитие получило игровое творчество детей, у них сформировался интерес к инсценировкам произведений. 

            Цель проекта: «Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка».

 Было приведено театральное представление: «Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.С. Пушкина».

            Ежегодно в нашем детском саду проходят конкурсы чтецов, посвященному Дню Победы», где мои воспитанники занимают призовые места в разных номинациях.  

            Я стараюсь вместе с детьми тесно сотрудничать:

- с детской библиотекой (дети принимают участие в праздниках, посещают выставки);

- дворцом культуры, музыкальной школой и Центром детского творчества. (Дети посещают кружки художественного творчества по интересам детей);

- Краеведческим музеем.

          Помощь в моей работе оказывают родители. 

 Для вовлечения семьи в образовательный и воспитательный процесс художественно – эстетического развития я использую различные формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация конкурсов, выставок поделок одаренных детей, участие в праздниках, театральных спектаклях, в изготовлении театральных костюмов. 

             Совместно с родителями участвуем в ежегодном городском конкурсе снежных фигур, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. 

 

          

Заключение

 

В нашем детском саду в полном объеме обеспечивается творческий подход к воспитанию и развитию детей.  Я постоянно нахожусь в поиске, совершенствую педагогическое мастерство и профессиональное умение.

 Результатом целенаправленной, творческой работы по художественно-эстетическому развитию детей является достаточно высокий уровень их развития в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.   Многие выпускники поступают в музыкальную школу, школу искусств, занимаются в городских танцевальных ансамблях, в «Центре детского творчества», в школьных театральных кружках. (Приложение 16).

    Опыт работы показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприят­ных условий, при слаженной совместной работе за пе­риод дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склон­ностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

          «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя ( О.А. Куревина). И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.  

 

 

Список цитируемых источников

 

  1. О.А.Куревина (кандидат философских наук, доцент) «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
  2. В.А. Сухомлинский
  3. В. С. Юркевич  «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»

«Если дети – национальное достояниелюбой страны, то одаренные дети –её интеллектуальный  и творческийпотенциал»Р.Н. БунеевПроблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современног...

"Организация методической помощи педагогам в работе с одаренными детьми в рамках реализации научно методической системы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»

На развитие одаренности влияет много факторов, но основной из них - педагогический. Наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его пот...

Методическая разработка на тему:РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Работа с гиперактивными детьми и игры с ними....

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...