По страницам Великой Победы
материал

Ольга Николаевна Перевозникова

Деловая игра с педагогами. Много лет прошло после победы нашего народа в Великую Отечественную войну. Ведь враг хотел полностью уничтожить и наш народ и многие другие народы. И мы обязаны помнить о тех тяжелых годах, о том, что сделали для нас люди, которые не щадя себя сражались за Родину, за мир во всем мире. С педагогами закрепляем и систематизируем знания об основных значимых событиях Великой Отечественной войны и ее героях. Развивать чувство уважения, восхищения, героизмом участников Великой Отечественной войны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Деловая игра с педагогами

«По страницам Великой Победы»

                                                                                                      Воспитатель: Перевозникова О.Н.

2017 г.

Цели:                                  

  • Закреплять и систематизировать знания об основных значимых событиях Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и о ее героях.
  • Развивать чувство уважения, восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны.
  • Побуждать педагогов расширять доступные детям представления о Великой Отечественной войне.

Оборудование

  1. Две карточки по теме «События Великой Отечественной войны».
  2. Карточки с именами: Леня [бликов, Марат Казей, Зоя Космодемьянская, Валя Котик, Зина Портнова,  Муся  Пинкензон.
  3. Иллюстрации с увеличенными орденами и медалями Великой Отечественной войны с приклеенными сзади «липучками». Ордена: Красного Знамени,  Красной Звезды,  Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова,  Кутузова, Александра Невского, Нахимова. Медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «Золотая Звезда Героя Советского Союза», «Партизану Отечественной войны», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя». Фланелеграф.
  4. Иллюстрации с изображением погон таких воинских званий, как: младший лейтенант, лейтенант старший лейтенант капитан, майор, подполковник, полковник, генерал.

Ход игры

Воспитатель:  Много лет прошло после победы нашего народа в Великой Отечественной войне. А что было бы, если бы наша армия проиграла эту войну? Ведь враг хотел полностью уничтожить и наш, и многие другие народы! Люди, которые встали на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми. И мы обязаны помнить о тех тяжелых годах, о том, что сделали для нас люди, которые не щадя себя сражались за Родину, за мир во всем мире.

     Наша сегодняшняя игра посвящена страницам великой победы. Мы пополним и закрепим свои знания о событиях Великой Отечественной войны, чтобы в полной мере делиться ими с нашими воспитанниками.

Представляет две команды-участницы.

Оценивать правильные ответы команд-участниц будет жюри

  Задание 1. Расположите события Великой Отечественной войны в хронологическом порядке

Воспитатель. Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война. Давайте вспомним ее основные события и расположим их в хронологическом порядке.

Командам предлагаются карточки с перечнем основных событий великой Отечественной войны. Необходимо в квадратике слева указать последовательность этих событий и кратко описать их. Если задание выполнено правильно, команда зарабатывает 5 баллов. За каждую ошибку балл снимается.

> Карточка № 1

  • Курская битва.
  • Битва за Москву. Провал немецкой операции «Тайфун».
  • Снятие блокады Ленинграда.
  • Вероломное нападение фашистов на Советский Союз.
  • День Победы. Капитуляция Германии.
  • Смоленское сражение. Впервые были применены реактивные минометы «катюши».

> Карточка № 2

  • Сталинградская битва.
  • Начало блокады Лениграда.
  • Битва за Днепр.
  • Оборона Брестской крепости.
  • Начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу.
  • Начало наступления советских войск на Берлин.

Правильные ответы

  • 1 сентября 1939 г. — начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу

Подавляющее превосходство в силах, особенно в танках и самолетах, позволило германским войскам в течение недели разгромить польскую армию и подойти к Варшаве. Англия и Франция, гарантировавшие безопасность Польши, объявили Германии войну но активных боевых действий так и не начали.

  • 22 июня 1941 г. — вероломное нападение фашистов на Советский Союз

В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с немецко-фашистскими войсками в боевых действиях приняли участие войска союзников Германии — Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Всего против СССР было брошено 190 дивизий общей численностью 5,5 млн человек. Война, продолжавшаяся 1418 дней, со стороны СССР носила справедливый, освободительный, народный характер.

  • 22 июня — 20 августа 1941 г. — оборона Брестской крепости
  • Первый удар немецких войск приняли на себя пограничники Брестской крепости

 под командованием майора П. М. Гаврилова и полкового комиссара Е. М. Фомина. Защитники крепости сражались до конца. Немцы смогли войти в крепость только после того, как все ее защитники погибли.

  • 10 июля — 10 сентября 1941 г. — Смоленское сражение. Впервые были применены реактивные минометы «катюши»

Группа армий «Центр» стремилась окружить и уничтожить советские войска западнее Смоленска и открыть себе путь на Москву. В ходе сражения части Красной армии дважды (в июле — под Рогачевом и в августе—сентябре — под Ельней) переходили в контрнаступление. В Смоленском сражении (под Оршей) впервые были применены реактивные минометы («катюши»), 30 июля немцы впервые за всю Вторую мировую войну перешли к обороне. Советским войскам удалось остановить немецкое наступление на Московском стратегическом направлении.

  • 8 сентября 1941 г. — начало блокады Ленинграда

Захватив Шлиссельбург, гитлеровцы блокировали Ленинград с суши. В городе оставалось более 2,5 млн человек. Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города, начался голод. Несмотря на страшные лишения, город продолжал сражаться. Продовольствие доставлялось по Ладожскому озеру (зимой — по ледовой Дороге жизни).

  • 30 сентября 1941 г. — апрель 1942 г. — битва за Москву. Провал немецкой операции «Тайфун»

      Осенью 1941 г. фашисты подошли близко к Москве. Гитлер хотел захватить столицу, потом затопить ее водой. 30 сентября 1941 г. — дата историческая. В этот день началась операция «Тайфун» — так назывался гитлеровский план захвата нашей столицы. На Москву были направлены внушительные силы. Гитлер рассчитывал захватить Москву молниеносным ударом, как тайфун сметает все на своем пути. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении — из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Обороной Москвы командовал Г. К. Жуков.

Атака немцев провалилась, и это было одно из первых крупных событий, впоследствии определившее поражение Германии.

  • 17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г. — Сталинградская битва

    Сталинград — бывшее название города Волгограда. В конце августа 1942 г. немецкие войска ворвались в Сталинград. Однако взять с ходу город им не удалось — немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона. 25 августа командование Красной армии объявило город на осадном положении. Жителей эвакуировали на левый берег Волги (всего было эвакуировано больше 300 тысяч человек). В сентябре враг начал штурм Сталинграда. История войн не знала подобной битвы! Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова: «Ни шагу назад!» Несколько месяцев шли бои за Сталинград, но город остался непокоренным. А 19 ноября 1942 г. Красная армия в районе Сталинграда нанесла фашистам сокрушительный удар. Наши войска под руководством генералов Рокоссовского и Ватутина перешли в наступление. Битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей и завершилась грандиозным успехом Красной армии. Немецкая армия, возглавляемая фельдмаршалом Паулюсом, вынуждена была сдаться в плен.

  • 5 июля — 23 августа 1943 г. — Курская битва

5 июля немецкие войска начали с севера и юга против советской обороны Красной армии на Курской дуге, вблизи города Курска, но встретили мощное сопротивление. 12 июля войска Центрального (командующий — К. К. Рокоссовский) и Воронежского (командующий — Н. Ф. Ватутин) фронтов нанесли мощный удар по наступающим дивизиям фашистов. Особенно ожесточенные бои проходили в районе деревни Прохоровка. Там развернулось крупнейшее в истории войн танковое сражение, в котором участвовало с обеих сторон 1200 танков. 23 июня 1943 г. навсегда вошло в историю Великой Отечественной войны как крупнейший успех Красной армии с фашистскими захватчиками. В этот день победоносно завершилась Курская битва! С тех пор немцы только отступали, и к 23 августа 1943 г. враг был остановлен повсюду. Разгром фашистов под Курском означал полный крах планов Гитлера. Началось изгнание немецких захватчиков с нашей родной земли.

       25 августа — 25 декабря 1943 г. — битва за Днепр

   После провала в Курской битве Гитлер попытался остановить советские войска на реке Днепр, приказав создать на западном берегу неприступную цепь укреплений — «Восточный вал». Но стремительное наступление советских войск не дало противнику возможности организовать прочную оборону. К концу сентября 1943 г. Красная армия, не задерживаясь, с боями перешла (форсировала) Днепр и ценой невероятных усилий смогла закрепиться на западном берегу. Все попытки гитлеровцев сбросить советские войска с западного берега были напрасны. Красная армия не только удержала свои позиции, но смогла нанести мощный удар по противнику и освободить Украину.

  • 27 января 1944 г. — снятие блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней. За это время от голода и холода скончалось 850 000 человек. 18 января 1943 г. блокада была прорвана, а 27 января 1944 г. полностью снята.

  • 16 апреля 1945 г. — начало наступления советских войск на Берлин

     В этот день советские войска, руководимые маршалом Г. К. Жуковым, начали наступление на город Берлин — столицу Германии. Берлин окружали три мощных кольца обороны. Они состояли из минных полей, тяжелых заграждений из бетона, улицы преграждали баррикады. Весь город был разбит на линии обороны. Чтобы оказаться в центре города — у рейхстага, — надо было с боем взять каждый квартал, улицу, дом. 30 апреля 1945 г. советские солдаты взяли рейхстаг, а 2 мая уже полностью овладели городом. Враг был разбит!

  • 9 мая 1945 г. — День Победы. Капитуляция Германии

    В ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте, в восточной части Берлина, фельдмаршал В. Кейтель от имени германских властей подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны союзников капитуляцию приняли маршал Г. К. Жуков, генерал американских ВВС К. Спаатс, английский маршал  авиации А. Теддер и французский генерал Ж. Делатр де Тассиньи.

     Утром 9 мая 1945 г. московское радио объявило о великой победе.

Задание 2. Мы помним ваши имена

 Воспитатель: Благодарные потомки всегда будут помнить героев Великой Отечественной войны. Давайте вспомним их имена.

Воспитатель читает вопросы. Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает балл.

  1. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал, принимавший парад Победы на Красной площади в 1945 г. (Г. К. Жуков.)
  2. Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воздушный ночной таран. (В. Талалихин.)
  3. Летчик, освоивший протезы после ампутации голеней обеих ног и добившийся возвращения в полк.(А. П. Маресьев.)

  • Герой Советского Союза, гвардий рядовой, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым обеспечивший успешное наступление своего батальона. (А. М. Матросов.)
  • Военный инженер, генерал- лейтенант, зверски замученный в фашистском лагере. (Д М. Карбышев.)
  • 17-летняя героиня Великой Отечественной войны, партизанка Таня; первая из женщин удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно). (3. А. Космодемьянская.)
  • Политрук, которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда —- позади Москва». (В. Клочков.)
  • Летчик, награжденный тремя Золотыми медалями, Герой Советского Союза, сбивший во время Великой Отечественной войны 59 немецких самолетов. (А. Покрышкин.)
  • Генерал, под командованием которого были разгромлены немецкие войска в Корсунь-Шевченковской битве на Украине. После этой битвы ему было присвоено звание маршала. (И. С. Конев.)
  • Генерал, под командованием которого 28 солдат-красноармейцев в 1941 году остановили танки под Москвой. (И. В. Панфилов.)
  • Советский военачальник, герой гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны командовал кавалерией Красной армии. (С. М. Буденный.)
  • Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Командовал парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. (К. К. Рокоссовский.)
  • Генерал-майор, руководитель партизанского движения, отряд которого действовал на территории Украины. (А. Н. Сабуров.)
  • Летчик, направивший свой горящий самолет на колонну немецких войск. (Н. Гастелло.)

Задание № 3. Ордена и медали Великой Отечественной войны

 Воспитатель: Решительно, не жалея жизни  за беспримерный патриотизм людей, их массовый героизм на фронте и в тылу врага правительство наградило почти всех участников боев.

Командам предлагаются иллюстрации увеличенных орденов и медалей Великой Отечественной войны с приклеенными сзади «липучками». Нужно назвать их и разместить на фланелеграфе, прикрепленном на центральной стене музыкального зала. Предлагаются ордена: Красного Знамени, Красной Звезды, Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова; медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Аенинграда», «За оборону Севастополя».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко.

Задание № 4. Дети — герои Великой Отечественной войны (домашнее задание)

Воспитатель. На защиту Родины в годы войны стали все — от мала до велика. Немало было совершено  тогда героических подвигов. Давайте сегодня вспомним с вами подвиги, которые совершили дети.

Каждая команда выбирает наугад по три карточки, на которых написаны имена: Аеня Толиков, Марат Казей, Зоя Космодемьянская, Валя Котик, Зина Портнова, Муся Пинкензон. После нескольких минут обсуждения участники команд рассказывают о подвигах, совершенных ребятами. За каждый рассказ о детях-героях команда зарабатывает до 3-х баллов.

Задание № 5. Художественная литература о войне

Воспитатель. Многие поэты и писатели прославляли подвиг русского солдата в своих  произведениях.  Предлагаю вам следующее задание: назвать известные художественные произведения о Великой Отечественной войне, с которыми вы знакомите детей.

Команды по очереди называют произведение и его автора. Команда, которая даст ответ последней, зарабатывает 1 балл.

Примерные ответы:

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;

С. Баруздин «Рассказы о войне», «Шел по улице солдат», «Твои защитники»;

Е. Благинина «Шинель»;

С. Михалков «День Победы», «Мы — военные»;

Е. Трутнева «Победа»;

С. Алексеев, цикл рассказов о Великой Отечественной войне («Первый ночной таран», «Дом» и др.);

Карасева «Хлебные крошки»;

Н. Карасев «Автомат пионерки Ча- рухчан»;

  • Колин «В осажденном городе»;

М. Лопырева «Хлебные карточки»;

А. Митяев «Мешок овсянки», «Земляника»;

Т. Трутнева «Советский воин», «Победой кончилась война»;

Г. Рублев «Солдаты»;

А. Кузнецов «Иришка-пулеметчица», «Таежный подарок»;

А. Гайдар «Война и дети»;

А. Митяев «Почему армия родная».

Задание № 6. Воинские звания

Командам предлагаются изображения погон офицеров разных воинских званий. Необходимо назвать воинское звание, соответствующее тому или иному погону (младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал).

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

Задание № 7. Музыкальный конкурс «Песни военных лет»

Каждая команда исполняет песню военных лет.

Задание оценивается от 1 до 3 баллов.

В конце игры жюри подводит итоги, выбирается команда-победительница. Участники награждаются ценными призами. ■


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "По страницам Великой Победы!"

«По страницам великой Победы!»»Цель – способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, развитие устной речи, воспитание любви к своей Родине.Программное задачи:1. Расширят...

"Страницы Великой Победы"

Данная презентация поможет уточнить и расширить представление детей о Великой Отечественной войне. Познакомить с памятниками защитникам Отечества. Воспитать  у детей уважение и чувство благодарно...

По страницам великой победы

Мероприятия проведенные под девизом "По страницам великой победы"...

~По страницам великой победы~

Мероприятия проведенные под девизом "По страницам великой победы"...

Страницы Великой Победы

Проект направлен на формирование у детей и их родителей уважения к историческому военному прошлому страны, на примере памяти и наследия предков....

Конспект Образовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет) общеразвивающей направленности по патриотическому воспитанию «По страницам великой Победы!»

Технологическая картаОбразовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет)  «По страницам великой Победы!» Цель – способствовать воспитанию патри...