ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
методическая разработка (старшая группа)

Борисова Алена Юрьевна
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего возраста – уже с 4 лет. К этому моменту ребенок психологически отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_borisova_a.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Пояснительная записка

         Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)

        Само понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

         В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук… Недостаточное внимание уделяется развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у дошкольников.

Актуальность

        Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

        Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что мы педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решаем фрагментарно, бессистемно.

        В детстве все мы любили экспериментировать с различными предметами, соединять их, разделять, использовать. Ведь с помощью этих манипуляций ребенок познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. В детском дошкольном учреждении экспериментирование приобретает особую актуальность, ведь оно напрямую связано с игрой – основной деятельностью в этом возрасте.

        С помощью экспериментирования ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, что предметы нельзя трогать и соединять, застенчивостью, что нельзя спросить у взрослого, правильно он использует различные приспособления или нет и что из этого выйдет), научиться общаться с другими детьми, выразит свои мысли и чувства о полученных результатах.

        Экспериментирование часто помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивают способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главным волшебником, перенимает жизненный опыт того или иного явления, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать возникшие «случайно или нет» ситуации.

         Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего возраста – уже с 4 лет. К этому моменту ребенок психологически отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.

Объект изменений: Развитие эмоционального интеллекта у детей подготовительного к школе возраста по средствам экспериментирования.

Предмет изменений: дети дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатели, родители.

Цель: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью экспериментирования.

Задачи:

Для детей 5-7 лет:

- уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками в условиях экспериментирования;

- проявлять такие качества, как сочувствие, если у кого-то что-то не получается в ходе экспериментальной деятельности;

- овладеть способностью оценивать свою работу и работу сверстников;

- учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.

Для педагогов:

- Создать условия и среду для организации форм и методов работы с экспериментами.

-Организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе реализации инновационной деятельности в рамках проекта. 

-Апробировать методы и приемы работы с экспериментами.

-Развитие у детей навыков самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способностями управлять отношениями в условиях экспериментирования.

-Способствовать формированию интереса к экспериментам как к способу познания мира и себя как части мира.

- повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей:

- повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Целевая аудитория: педагоги, родители, дети

Период и этапы реализации:

1 этап. Организационный (октябрь – декабрь, 2020 год)

Цель:

 Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта детей подготовительного к школе возраста по средствам экспериментирования».

Задачи:

- создать условия для реализации экспериментальной среды в группах детского сада;

- создать методическую подборку для педагогов, по вопросам системы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;

- разработать систему разнообразных форм работы с экспериментами, проанализировать проблемы развития эмоционального интеллекта детей.

 2 этап. Основной (январь, 2021 год – май 2021 год)

Цель:

Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии форм и методов работы с экспериментами, использование их на практике, накопление психолого -педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта детей.

 Задачи:

- Организовать обучающие семинары для педагогов ДОУ.

- Осуществлять помощь педагогам в практической деятельности.

- Апробировать педагогами методы и приемы работы с экспериментами с детьми.

- Организовать презентации проектов.

- Организовать подборку экспериментов, соответствующих возрасту, для анализа, их исследование для разработки методического пособия.

- Разработать и апробировать систему мониторинга развития эмоционального интеллекта детей (тестирование, наблюдение, анкетирование).

3 Этап. Заключительный (май – июнь 2021 год)

Цель:

 Анализ результатов работы.

Задачи:

- Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей по средствам экспериментирования.

- Планирование дальнейшей работы по развитию проекта.

Содержание работы.

  1. Подготовительный этап

- изучение литературы по теме проекта

-подбор диагностического материала

-выбор и конкретизация направлений работы

2. Основной этап (работа с педагогическим коллективом)

-психодиагностика: методика оценки EQ Н.Холла

-семинар-практикум: Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы у дошкольников по средствам эксперимента

Тренинг: Развитие эмоциональной гибкости педагога

Пед совет: Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Консультации: Что мешает успеху в работе с детьми? Использование эмоций для повышения мышления в экспериментальной деятельности

Работа с родителями. Родительские собрания, консультации по вопросам развития эмоционального интеллекта у мальчиков и девочек

  3.Заключительный этап

     -Создание презентации по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.

      -Подготовить публикацию материалов в СМИ

Ожидаемый результат проекта

- Созданы условия экспериментальной среды в ДОУ.

- Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

- Апробированы методы и приемы работы с экспериментами для развития эмоционального интеллекта дошкольников подготовительного возраста.

- Увеличилось количество педагогов, активно внедряющих в практику своей работы формы и методы экспериментирования, способствующие развитию эмоционального интеллекта детей, провели презентацию проектов;

- Разработано методическое пособие по использованию форм и методов работы с экспериментами.

- Апробирован комплекс диагностических методик по развитию эмоционального интеллекта детей.

- Повысился уровень эмоционального интеллекта у детей.

Список литературы:

1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.

2. Гнездилов А.В. Лабиринты волшебного замка. СПб. 1998.

3. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.

4. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.

5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2010.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития, 1997.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1997.

 8. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001

9. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, Владос, 1995.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.

В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...

Проект "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, формирование творческой личности....

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает (латинское изречение)Эмоциональный инт...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального с...