Когда и зачем следует обращаться к логопеду
консультация

Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать нормы речевого развития и постараться своевременно обртиться к специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_nado_idti_k_spetsialistu.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

Когда надо идти к специалисту?

Когда следует обратиться к специалисту

Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и вовремя обратиться к специалистам, очень важно знать нормы речевого развития и симптомы, при которых надо обращаться к специалистам (логопеду, неврологу, сурдологу). Этапы развития речи достаточно условны, т.к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все, же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии.

Родители помните «Диагнозы в карте ребенка - это не сигнал к панике,

а сигнал к действию!»

Логопеду

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит

К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком

К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.

К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.

К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».

К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:

- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.

Неврологу

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ

Дети от 0 до 1 года

  • Малыш беспокоен, нарушен сон (засыпает тяжело, сон поверхностный, часто просыпается, вскрикивает во сне);
  • Вялость или, что бывает чаще, с возбудимость ребенка.
  • Много кричит, при крике у него дрожит подбородок,
  • Часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды
  • Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается,
  • Запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п
  • При опоре на "цыпочки" или стопу поджимает пальчики;
  • При повышении температуры тела подергивания (судороги)

Дети от года и старше

· Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?

· Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?

· Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?

· Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.

· Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?

· Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?

· Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки?

· Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?

· Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?

Дефектологу

Ранний возраст - период, когда возможно вести именно профилактику тех или иных нарушений.

Ниже приведена схема, по которой Вы сможете понять, нужно ли обратиться к специалисту. Во избежание путаницы, на все вопросы отвечайте для себя: утверждение «верно» -«неверно». Внимательно изучите приведенные данные!

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЕНКА

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Таблица 1

По данным Борисенко М. Г., Датешидзе Т.А., Лукиной Н. А. («Учимся слушать и слышать». - СПб.: «Паритет», 2004)

Если Вы обнаружили, что Ваш малыш НЕ укладывается в нормативы (Таблица 1), то внимательно изучите данные, приведенные, ниже (Таблица 2)!

Признаки возможного нарушения слуха

Таблица 2

По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)

Если Вы обнаружили, что Ваш малыш укладывается в нормативы (Таблица 1), то внимательно изучите следующие данные (Таблица 3)!

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Таблица 3

По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТОВ ВАШИХ НАБЛЮДЕНИЙ

https://lh4.googleusercontent.com/CInc2F5e6Wa2rAaot6syt6E8TZd79JqwfA5TjS1eMDeD3qGe6RDTxE3tOdZFuEly3J62jVMWNE7XzSx3x_g3_Jucn9uf94rxtkuEnCJjcgHe4ChkD08=w673

Составитель: Шагова Ольга Владимировна, дефектолог.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СУРДОЛОГУ

Сурдолог - это специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области - подбором слуховых аппаратов и их настройкой.

Сурдопедагог - специалист, занимающийся развитием речи у глухих , слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату

С помощью теста, приведенного ниже, можно проверить соответствие развития речи и слуха Вашего малыша возрастным нормам. Внимательно ответьте на вопросы и сравните результаты ваших наблюдений с показателями поведения.

Экспресс-тест для родителей (речеслуховой опросник)

(Источник экспресс-теста : Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи/Под редакцией Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160с.: ил. - (Внимание: дети!)

Иногда случается, что поведение и действия Вашего малыша отличаются от критериев, изложенных в тексте. Тогда, возможно, малышу нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов. Если Вам кажется, что Ваш малыш недостаточно хорошо слышит, мало или совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, к учителю-логопеду, неврологу. Слух можно поверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В каком возрасте следует обращаться к логопеду?

Существовало ошибочное мнение,что ребенок нуждается в логопедической помощи только перед школой для исправления дефектов звукопроизношения. Работа логопеда охватывает разный возраст, и работает логоп...

Когда и почему нужно обращаться к логопеду

Консультация для родителей, которых волнует речь ребенка и ее своевременное развитие....

Когда и зачем нужно обращаться к детскому неврологу?

В этой статье дано понятие "Дизартрия". Рассматриваем вопросы:Как можно скорректировать дизартрию у ребёнка?Когда нужно обратиться к врачу и какие на это есть основания?...

Консультация для родителей "Когда следует обращаться к логопеду?"

Консультация для родителей, в которой вы найдёте ответы на вопросы: Как понять, что у ребёнка проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти к логопеду? Как стимулировать развитие речи?...

Когда и в каких случаях следует обращаться к логопеду?!

   Многие родители заблуждаются, пологая, что логопед только исправляет звуки, которые ребенок говорит неправильно. Следует знать, что логопедия занимается речью в целом. Речевые нару...

Консультация для родителей "Когда следует обращаться к логопеду"

В материале представлены этапы развития речи ребенка дошкольного возраста, описываются проблемы, на которые стоит обратить внимание, чтобы посетить вовремя специалиста....