ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ С 2015-2018ГГ.
материал

Романюта Екатерина Алексеевна
Цель самообразовательной работы:

- обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее

эффективных средств развития музыкальных способностей

дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        ДЕТСКИЙ САД  « РОМАШКА», с. МАЛОКУРИЛЬСКОЕ

План самообразования музыкального руководителя на 2014-2015 учебный год

                                                  ТЕМА:

 « РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                               Составила :    

                                                                               музыкальный руководитель

                                                                               I квалификационной

                                                                                категории- Романюта Е.А.

                                                2014г.

Индивидуальный план  самообразования на 2014-2015 год.

Тема:«Развитие музыкальных способностей дошкольников»

Начало работы над темой: Сентябрь 2014 года

Окончание работы:  Май 2015 года

Цель самообразовательной работы:

- обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее

 эффективных средств развития музыкальных способностей

 дошкольников.

Задачи самообразовательной работы:

  1. Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
  2. Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития школьников на уроках музыки.
  3. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей школьников.
  4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников.

Этапы работы над темой по самообразованию:

Диагностический: - постановка проблемы

  • детальное изучение материала имеющегося опыта по данной теме

      и изучение   литературы по проблеме

  • анализ затруднений

Прогностический:- определение целей и задач работы

 над темой

  1. разработка системы мер,

направленных на решение проблем

  1. прогнозирование результатов

Практический: - выступление из опыта работы на

педагогических советах, родительских  собраниях, заседаниях творческой

 группы.

- посещение семинаров, методических объединений для педагогов .

- выступление на заседаниях при заведующей ДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.

Обобщающий: -анализ работы

-корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

Внедренческий:- использование опыта работы

 педагогами в других ДОУ в процессе  работы с детьми.

Введение

В настоящее время в связи с общей гумманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыкальное воспитание в школе – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе. Б.М. Теплов выделяет три основные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживании различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии; 3 – ритмическое чувство. Эта способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма.

Успешность данного процесса связана с возможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираются на привычную форму игры.

Поэтому мы посчитали актуальным рассмотрение развития музыкальных способностей дошкольников, где используются различные виды деятельности.

Выше сказанное позволило нам выбрать темой нашего исследования «Развитие музыкальных способностей дошкольников »

Объектом нашего исследования является процесс музыкального воспитания дошкольников.

Предметом исследования – развитие музыкальных способностей дошкольников .

Цель исследования – обосновать роль музыкального занятия как одного из наиболее эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей  дошкольников.
  2. Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.
  3. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей дошкольников.
  4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие музыкальных способностей дошкольников будет более эффективна, если:

-будут использоваться различные виды деятельности творческого характера;

-процесс музыкального развития будет представлять собой последовательность творческих заданий, построенных на их усложнении;

-основным условием развития музыкальных способностей будет становление и претворение музыкально-игрового образа.

В работе нами были использованы следующие методы: теоретический и методологический анализ литературы, наблюдение, диагностика, экспериментальная апробация методов работы по развитию музыкальных способностей  дошкольников.

База исследования:  МБДОУ ДС  «Ромашка»с. Малокурильское, Южно- Курильский район.

Глава 1. Психолого – педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников.

  1. Способности как психолого-педагогическая категория.

Одной из центральных в музыкально-психологических исследованиях является проблема музыкальности и музыкальных способностей, решение которой может повлиять на практику музыкального воспитания и образования.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. (Рубинштейн, Леонтьев, Выготский). Показательно в этом смысле определение способностей, данное Н.С.Лейтесом: «Способности – это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». При прочих равных условиях (уровень подготовленности, навыки, знания, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальный результат по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного ребенка являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

 В.В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствующего комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Человеческая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если имеющаяся система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживаются неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.).

 По мнению В.В. Богословского, способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности и обеспечивающие высокие достижения в ней. Так же В.В. Богословский выделяет виды способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

 Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

 Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, литературной, изобразительной, музыкальной, сценической. К специальным способностям следует отнести способности практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

 Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям.

 Проблема способностей рассматривается многими учеными. В учебном пособии Е.И. Рогова «Общая психология» этот вопрос рассматривается следующим образом. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившееся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком.

 Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере их освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.

 Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется.

Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».

 Во-первых, под способностями понимается индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.

 Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

 Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей.

 Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Не всякая деятельность развивает способности личности. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается шире способностей, необходимых для конкретного ее вида. В связи с этим способности можно разделить на актуальные и потенциальные.

 Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.

В.В. Богословский говорит о том, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых, и одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда.

 Конечным выводом вышеизложенного является положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности, затрачивая на это различное количество времени и сил.

 Нужно сказать, что кроме двух больших групп способностей, существуют так называемые подгруппы. Это такие способности, как литературные, математические, интеллектуальные и другие.

 Авторы книги «Психология»: И. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан высказывают мнение о двух уровнях развития способностей. Они выделяют репродуктивный уровень и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, т.е. репродуктивном, обнаруживает высокую способность овладевать умением вести деятельность и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На этом уровне происходит овладение деятельностью, усвоение знаний, умений, навыков. На втором уровне развития способностей – творческом, на основе накопленного запаса знаний, умений, навыков ребенок может осуществлять деятельность не только по предложенному образцу, а создает новое, оригинальное.(9, с.116)

 В процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

 Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

 Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь только по мере приобретения того своеобразия сочетания этих способностей, которые характеризуют данную личность.

 Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой широкой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важность выдвижения и разработки рядом зарубежных психологов, и, в первую очередь, В. Штерном, понятие компенсации способностей и свойств.

 Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Л.С, Выготский писал: «Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы исследуем в изолированном виде, может показаться запоминающим лучше, чем человек с хорошей памятью, просто в силу того, что память никогда не выступает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением – и совокупное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каждого из слагаемых».

 Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

 Высокая степень развития способностей называется талантом.

По мнению В.В, Богословского, талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

 Высший уровень развития способностей – гениальность. Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются в его творчестве.

 Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершаются через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

 Кроме того, чтобы овладеть предметами, воплощающими человеческие способности, сложившееся в развитии общественно-исторической практики, индивид должен осуществить активную и адекватную деятельность по отношению. Однако было бы неверно утверждать, что индивид усваивает все содержание человеческой культуры. Достигнутый уровень культурного развития страны, хотя и влияет на развитие способностей, но прямо и непосредственно не определяет их. Более того, развитие способностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколько деятельностью человека по их присвоению. Способности человека развиваются в деятельности.

 Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чем больше различных видов деятельности в жизни человека, тем больше развиты его индивидуальные способности.

Говоря о способностях, нельзя оставить без внимания то, что дает «толчок» развитию способностей, то, что является предпосылкой их – задатки.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения наделены разными задатками, хотя различия эти не так велики. Различия заключаются в прирожденных особенностях нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия являются не в готовых способностях, аименно в задатках. Между задатками и способностями большая дистанция: весь путь развития личности. Мы согласны с С.А. Рубинштейном, что задатки очень многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, это лишь предпосылки развития способностей. При развитии индивида задатки преобразуются и изменяются (9, с.115). Люди имеют различные врожденные задатки, а задатки – это исходные предпосылки способностей. Это означает, что и способности должны быть различными у разных людей. Вот что по этому поводу писал С.А.Рубинштейн: «Не подлежит сомнению, что люди очень значительно различаются не только по своим врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях –продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности, в которой врожденные задатки включаются как исходные предпосылки» . Хотя задатки и являются исходными предпосылками развития способностей, но способности не могут возникнуть сами по себе из задатков. Для этого необходимо их развитие, которое осуществляется в деятельности (Б.М. Теплов, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

При развитии способностей между способностями и умениями возникает тесная связь. С.А.Рубинштейн выделил двусторонность этой связи: с одной стороны, освоение умений, знаний предполагает наличие известных способностей; с другой стороны, само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существенными условиями развития способностей являются задатки, а также умения, знания и техника определенной деятельности.

  1. Музыкальные способности и их классификация.

Способности большинством исследователей определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения'.

Таким образом, музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.

Музыкальность, как пишет Б. М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности2.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.

Изучая проблему музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей, Б. М. Теплов противопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (основанную на трудах американского психолога С. Сишора).

Своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности понимается большинством исследователей как музыкальность. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

- ладовое чувство;

-способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

-музыкально-ритмическое чувство.

Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет ее как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на ее наличие. Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врожденность музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, много) не могут воспитать ее в себе.

С. Сишор в отличие от Г. Ревеша рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей (их он насчитывает 25). Наличие их у людей определяется с помощью тестирования. Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкальности, названы элементными, т. е., с его точки зрения, не зависящими от практики, упражнений, возраста и т. д. Диагностируемые качества человека признаются, таким образом, врожденными, данными от природы.

Тесты построены на признании в понятии музыкальность ведущей роли простейших сенсорных способностей — различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На основании измерения мелких градаций чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и т. д. определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если ребенок обнаруживает чувствительность к различению высоты звуков до трех герц, то, по мнению С. Сишора, он может стать музыкантом; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке.

Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходится в своих конечных выводах с Г. Ревешем.

Б. М. Теплов отрицает и саму идею различения мелких единиц высоты звуков как показателя музыкальности человека. Он доказывает, что музыкальный слух не имеет никакого отношения к различению колебаний высоты одного звука (эта способность нужна лишь для настройки музыкальных инструментов). Приведенные Б. М. Тепловым экспериментальные данные свидетельствуют: у половины обследованных им детей с выдающимися музыкальными способностями достаточно низкий порог различения мелких единиц высоты звуков, что опровергает диагностику С. Сишора, по «нормам» которой эти дети не должны обучаться музыке.

Б. М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физио-логические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в ^зависимости от наличия и степени развития других способностей» .

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности.

«Проблема музыкальности,— подчеркивает Б. М. Теплов,— это проблема прежде всего качественная, а не количественная» . У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.

Таким образом, Б. М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии3. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело,— пишет ученый,— что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»4.

Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития.

Итак, Б. М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Вообще, в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимаются: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память, где музыкальный слух разделяют на звуковысотный и тембровый слух.

Три основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность иначе называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий.
  3. Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

  Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

 Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на:

- музыкально-эстетические;

- специальные.

 Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

 В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?

 Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

 Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в свойства личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, пом?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «Ромашка»

Программа профессионального самообразования на тему:

«Театральная деятельность как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

с учетом ФГОС»

        

                                                                             Составила:

                                                                             Музыкальный руководитель

          I квалификационной категории        

                Романюта Екатерина  Алексеевна.  

     

               

                                                  

2015г.

Образование: средне - специальное, закончила в 1988 году Абаканское педагогическое училище по специальности №2009 «Музыкальное воспитание», специальность по диплому – учитель музыки, музыкальный воспитатель.

Квалификационная категория – первая.

Индивидуальная тема самообразования: «Театральная деятельность как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС».

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи программы:

  • воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;
  • развивать музыкально-эстетическое восприятие;
  • развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
  • развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
  • проанализировать литературу по данной теме;
  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
  • изучить мониторинги по данной теме;
  • изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в старшей и подготовительной группах;
  • изучить и подобрать песенный материал для разных тематических уголков.
  • подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для музыкальных занятий и организации самостоятельной деятельности детей.

Программа рассчитана на 3 года (сентябрь 2015 г -  май 2018 г.).

Предполагаемые результаты:

  • разработать перспективный план театральной деятельности;
  • консультации для воспитателей по теме самообразования;
  • консультации для родителей по теме самообразования;
  • разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;
  • обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, диагностика, родительское собрание.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне детского сада

Введение.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым,создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества
. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным  средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
  • Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  • У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  • Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках
  • Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
  • Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

  • Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
  • Систематически выписывать журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная палитра».
  • Вести каталог статей из этих журналов.
  • Повышать квалификацию на курсах для музыкальных руководителей.

2015 – 2018

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические

  • Совершенствовать знания современного содержания музыкального образования;

регулярно

Владение новыми методиками музыкального преподавания

  • Провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса театральной деятельности с детьми;

2015 г.

  • Подбирать методическую литературу по теме самообразования;

регулярно

  • Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;

регулярно

  • Изучать подобранную методическую литературу;

регулярно

  • Выступать с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;

по мере необходимости

  • Помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;

регулярно

  • Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей через Интернет;

регулярно

  • Проводить самоанализ профессиональной деятельности;

регулярно

  • Создавать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий;

регулярно

  • Проводить открытые занятия и консультации для коллег по работе.

регулярно

Информационно технологические технологии

  • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс;

регулярно

Повышение интереса воспитанников к НОД «Музыка»

Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.

  • Обзор в Интернете информации по музыкальному образованию, педагогике и психологии;

регулярно

  • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях».

2016 год

  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

2017 год

Охрана здоровья

  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

регулярно

  • Вести здоровый образ жизни.

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Предполагаемые результаты

Диагностический

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

2015-2018

  • Курсы повышения  квалификации музыкальных руководителей.
  • Подписка на методическую литературу «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя».
  • Изучение литературы.

Повышение профессионализма

Прогностический

  • Определение целей и задач темы.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

2015-2016

Практический

  • Внедрение опыта работы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Корректировка работы.

2016-2018

  • Выступление на заседании педагогического совета по теме:
  • «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
  • Участие в конкурсах, фестивалях, праздничных концертах.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Распространение своего опыта работы

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы.

2017-2018

  • Участие в конкурсах, конференциях.
  • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях».
  • Консультативная помощь педагогам и родителям.
  • Созданная электронная почта для контакта с единомышленниками.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018

Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ

Отзывы других педагогов и родителей.

Предлагаемый список литературы:

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж : НПО «Модэк», 1998.

2. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М. : Линка – Пресс, 1997.

3. Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.

4. Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

5. Гаккель Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. – Л., 1988.

6. Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982

7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

8. Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.

9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

10. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.

11. Картотека предметных картинок. – М., 2010.

12. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

13. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

14. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль : Академия развития, 1997.

15. Музыкальная шкатулка: детские песни. – М., 1995.

16. Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М. ; СПб., 1998.

17. Педагогический опыт: сб. метод. разработок: Находками делюсь с коллегами:/ Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России». – Саратов.

18. Спенс Кейт. Всё о музыке. Популярная энциклопедия. – М., Белфакс, 1997.

19. Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.

20. Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.

21.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010 г.-210с.

22.Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.

23.Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул ГТУ,2009г.-145с.

24.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних учеб. Заведений-3-е изд., стереотип,-М: Издательский центр «Академия»-2000г.-240с.

Журналы:

1.Дошкольная педагогика.

2.Музыкальный руководитель.

4.Справочник музыкального руководителя.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Д/С «ОСТРОВОК»

РАБОТА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Музыкального руководителя

на 2018-2019 учебный год.

Тема: «Развитие певческих, слуховых, координационных  способностей детей дошкольного возраста  через музыкальные игры».

Составил:

 Музыкальный руководитель Романюта Е. А.

с.Малокурильское 2018 г.

                                               

                                                     ВВЕДЕНИЕ

         Вхождение ребенка в мир искусства  должно проходить через

«волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, красиво двигаться,танцевать и слушать музыку. Для ребенка дошкольника преобладающими являются эмоционально - образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения.

Поэтому, введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

      Игра делает незаметными целенаправленные процессы

обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.

     Непроизвольное обучение детей в игре не

нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции,образ, фантазии, речевое общение, движение. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.

Главное -не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

    Музыкально- игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки в процессе слушания, пения, музыкально — ритмических даижений, игре на детских музыкальных инструментах. Среди всех видов  музыкальной деятельности музыкальная игра-самый уникальный  вид деятельности  детей  дошкольного возраста.

Во- первых,  музыкальная игра- самый органичный  из всех видов  музыкальной  деятельности.

Во- вторых, музыкальная игра самый «легкий» из всех видов муз/ деятельности.

В- третьих, музыкальная игра-самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Музыкальные игры таят в себе большие возможности, которые таят в себе три цели: « Хочу», «Надо», «Могу».

                   1.Удовольствие от игры- «хочу»,

                   2.выполнение правил- «надо»,                                                                                                    

                   3.творческое выполнение игровой задачи-»могу».                                        

Такой механизм игры положительно  влияет на  личность ребенка  и  формирует у него процесс  функции саморегуляции и самоконтроля.

Актуальность

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность.

«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»). Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
  • Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
  • Чувство ритма необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

План работы по самообразованию

«Развитие певческих , слуховых, координационных способностей детей дошкольного возраста через музыкальные игры».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление и систематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
  2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
  3. Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды музыкального восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  4. Создать картотеку дидактических игр по развитию музыкальности у детей.

 

Направление самообразования: профессиональное  средне- специальное музыкальное, в 1988г окончила Абаканское педагогическое училище, музыкальное отделение.

Квалификация: учитель музыки, музыкальный руководитель.

 Общий стаж работы: 29 лет, педагогический стаж:  25 лет.

 Первая квалификационная  категория.

В д/с «Островок работаю» с 13.09.2018 года.

Источник самообразования:

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1. Прохождение курсов профессиональной переподготовки:

  • в июне 2018г прошла подтверждение первой квалификационной категории в Министерстве образования Сахалинской области.

-11.12.2018г  прошла профессиональную переподготовку г. Москва

                        по программе «Педагогическое дополнительное образование( музыкально- театрализованное искусство ,хореографическое искусство,эстетический профиль)»

-29.10.2018г  участвовала в районной  муниципальной  педагогической конференции Южно- Курильский  городской  округ  « Формирование духовно-нравственной культуры воспитания в ДОУ через создания мини-музея».

Обучала коллег русским народным  играм. Была награждена сертификатом.

-В период с 04.02.-08.-2.2019г  участвовала в районном муниципальном конкурсе «Воспитатель года 2019». Южно- Курильский городской округ.

Была награждена Дипломом Победителя и Сертификатом!!!

-27.03.2019г  участвовала в  районном муниципальном детском конкурсе школьников «Новые Имена», Южно- Курильский  городской округ.

Была награждена Грамотами и благодарственными письмами за подготовку

 9 детей разного возраста ( нач /школа и старшеклассники) в номинации «Декламация», «Вокал». Дети заняли призовые места, Семенов Даниил,ученик 10 кл ко всем наградам дополнительно еще и ГРАНДПРИ взял.

-20.04.2019г  проходил детский районный муниципальный конкурс дошкольников «Солнышко в ладошках». Дети д/с «Островок» выступали  в номинациях: «Художественное слово», «Вокал», «Оригинальные жанры», «Хореография».

Работа с литературой (пополнение знаний)

1. Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ и непосредственно музыкальных руководителей

2.  Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах, интернет- ресурсы

3. Знакомство с опытами работы музыкальных руководителей различных регионов нашей страны на музыкальных форумах через сеть интернет

4. Изучение применения новых образовательных технологий в работе музыкальных руководителей округа, города, края, страны в области музыкального воспитания

Работа с воспитанниками

1.Совершенствовать систему проведения музыкальных занятий.

2. Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования.

3. Создать условия для участия особо одаренных детей в районных  и заочных конкурсах.

4. Добиться активного и результативного участия детей во всех творческих конкурсах, смотрах, концертах на городском и региональном уровнях.

Работа с родителями

1. Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей:

- фонотеки детских песен, шедевров мировой классики, музыки для релаксации; - памятки по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

2. Консультации для родителей

3. Вовлечение родителей в музыкальную деятельность путем их непосредственного участия в подготовке, проведении различных мероприятий.

4.Организация открытых занятий и отчетных концертов

Сроки реализации программы самообразования:2018-2021гг.

Основные этапы по теме самообразования:

-Диагностический:   сентябрь 2018г.

 Содержание деятельности:

 изучение методической литературы по данной теме.

-Прогностический:   2018-2019гг.

 Содержание деятельности:

 определение целей задач по выбранной теме, направленной на решение проблемы планирования и прогнозирования результата.

-Практический:    2018-2020гг.

Содержание деятельности:  

 Накопление материалов (подбор наглядных пособий,консультативный материал, подбор и классификация м/д игр, аудио и видео материаловпо теме, организация предметно- развивающей среды и т.д.)

-Обобщающий:    май 2019-2021гг.

Содержание деятельности: 

Отчет о проделанной работе, консультативный материал для педагогического и родительского коллективов.

-Внедренческий:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План на межаттестационный период (2015 – 2018гг.)

Индивидуальный план работына межаттестационный период Шамсиевой Глузы Фоатовны,воспитателя МБДОУ – детский сад «Лебедушка» Тукаевского района РТ....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2018гг

Индивидульный план повышения профессионального уровня на 2015-2018 гг....

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....