Методическая разработка «Игры как средство развития мышления детей третьего года жизни»
методическая разработка (младшая группа)

Царёва Ольга Викторовна

Данное пособие посвящено развитию мышления детей третьего года жизни. В нем раскрываются условия, методы и приемы интеллектуального развития ребенка третьего года жизни. Так же указаны серии конспектов НОД позволяющих использовать игры для развития мышления детей.

Данное пособие будет полезно педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx457.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Игра как средство развития мышления детей третьего года жизни»

Адресат: (педагоги ДОУ)

  Выполнила: Воспитатель: Царёва Ольга Викторовна

                                     

 Аннотация:  

Данный материал посвящен развитию мышления детей третьего года жизни. В нем раскрываются условия, методы и приемы интеллектуального развития ребенка третьего года жизни. Так же указаны серии конспектов НОД позволяющих использовать предметную деятельность для развития мышления детей. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.


Содержание

СОДЕРЖАНИЕ        3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ВВЕДЕНИЕ        7

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВАМ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        10

«ВКЛАДЫШИ»        10

«ПИРАМИДКи»        12

«Доски Сегена»        14

«Новоселова С.Л.»        16

Алгоритм проведения работы с детьми на развитие мышления        18

Серии конспектов НОД с использованием предметной деятельности для развития мышления детей третьего года жизни        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        52


Пояснительная записка

Развитие мышления у детей – первостепенная задача ответственных воспитателей и родителей. Как научить ребенка думать? Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем детстве формируется благодаря общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной деятельности. Мышление ребенка на ранних ступенях развития конкретно, неотделимо от его практической деятельности. Наглядно-действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной деятельности и претерпевает вместе с ней.

Ученые считают, что ранний возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием - малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных - внутренних - форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки.

Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п.

Особенностью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста. Данная система согласно ФГОС ДО должна быть отражена через построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого–возрастные и индивидуальные возможности и склонности, создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

Цель данного пособия: систематизация, обобщение и распространение опыта работы с детьми раннего возраста в результате использования в воспитательно–образовательном процессе предметную деятельность.

Задачи:

- знакомство педагогов с научно-методическим и практическим обеспечением;

- развитие интереса к практическому применению представленного опыта.


введение

Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни человека, который формирует фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребенка.

В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, научи!».

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

К трем годам связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой). Такое «отделение» действия от предмета - обязательная предпосылка возникновения игры.

Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому - к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ребенок может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития».

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у ребенка, зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только образец действия, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах у ребенка, он скорее всего запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборе. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб. Наконец, обучая предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них, можно выработать умение подбирать их на глаз. Только последний способ соответствует цели действия, позволяет выполнять действие в самых разнообразных условиях (дети, обученные первыми двумя способами, не могут собрать пирамидку, если, например, вместо привычных пяти колец получат десять - двенадцать).


Дидактические пособия для развития мышления посредствам предметной деятельности

«ВКЛАДЫШИ»

Деятельность детей с вкладышами предполагает индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если деятельность усвоена, если малыш уже сам с удовольствием выполняет действия с предметом, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает.

Самое первое соотносящее действие -вкладывание одного предмета в другой

Более сложным представляется действие со специальными предметами - вкладышами. Их значимость: развивают восприятие и мышление. Набор вкладышей - это несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.

«Вкладыши – мисочки»

Инструкция: все элементы вкладышей нужно поставить в ряд, в порядке убывания размера, а затем показать ребенку как ему собрать их вместе, в один. Предлагая ребенку сначала взять самую большую из мисочек, а затем вкладывая в нее остальные мисочки по очереди, выбирая из оставшихся самую большую.

«Башенка»

Постройка башенки – это еще один отличный вариант занятий детей с вкладышами. Можно добавить количество вкладышей – до 5-6. Попросите ребенка поставить меньший кубик на дно большего, перевернутого полостью вниз. Ребенок будет ставить один вкладыш на другой раз за разом, и на собственных практических действиях убедится, что башенка растет только тогда, когда маленький кубик ставится на больший.


«ПИРАМИДКи»

Дети обычно предпочитают разбирать игрушку. Задача взрослого – научить ребенка правильно собирать пирамидку. Взрослый должен показать ребенку как правильно собрать пирамидку, прикладывая кольца друг к другу, тем самым выбирая все время самое большое кольцо.

«Разберем и соберем».

Цель занятия: увлечь детей содержанием и совместным решением общей задачи - разобрать и собрать пирамидку.

Материал: пирамидка, число колечек которой соответствует числу участников.

Ход игры. Рассадив детей вокруг стола, взрослый привлекает внимание к новой игрушке, к ее конструкции - проводя рукой, показывает, что сверху колечки совсем маленькие, внизу - самые большие; предлагает всем повторить это движение. Затем обращается к каждому ребенку и дает задание: одному снять колпачок, другому - самое маленькое колечко, третьему - верхнее колечко и т.д. Первая часть игры заканчивается на том, что перед участниками на столе должны лежать колечки, а в руках взрослого - пустая палочка с подставкой.

Содержание второй части: постепенно надеть на палочку все кольца и колпачок. Взрослый, исполняя роль пирамидки, которой холодно без одежды, предлагает «одеть» ее и начать, конечно, с самого большого колечка. Если дети не понимают задания, взрослый обращается к детям: «У кого самое большое колечко, пожалуйста, надень на мою палочку», затем к другому и т.д.

Примечание. Кратковременность и повторяемость действий в неизменном виде привлекают детей: зная ход последующих решений, они лучше осознают свои действия. Кроме того, преобразуя внешний вид пирамидки, постепенно приходят к мысли об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета, его обратимости.


«Доски Сегена»

Сеген создал для своего времени уникальную систему развития ребенка, которая в последствии претерпела многочисленные видоизменения, так например Мария Монтессори позаимствовала у него для своих занятий всем известные в наше время доски-вкладыши или их еще называют рамки-вкладыши, имеются практически у каждого ребенка.

Особенность данной методики в том, что не нужно ничего проговаривать и заумно объяснять, в этом чаще всего и кроется сложность обучения. Что ребенок не всегда понимает то, что хотят до него донести взрослые.

Здесь достаточно показать, таким образом легче работать с детьми, которые еще не говорят. Методика предельно проста в освоении и применении.

Развивающие досочки и вкладыши

Что это за вкладыши? Это обычные деревянные, как правило, с вырезанными на ней разной формы отверстиями, для каждого есть свой вкладыш. Формы все разные и могут отличаться по степени сложности.вкладыши

Например, самые простые: когда один вкладыш состоит из одной детали (могут применяться уже в год), более сложные: нужно собрать из нескольких деталей (после того, как ребенок освоит предыдущий вариант). Здесь ребенок учится комбинировать и совмещать объекты разные по форме, цветам. Развивается логика, мышление, моторика мелкая и крупная, координация рук.

Задача взрослого объяснить ребенку как нужно работать: переворачиваем нашу досочку, из нее высыпаются все вкладыши, можем перемешать их. Затем взрослый объясняет, как нужно взять форму и вставить в подходящее окошечко.

Задача ребенка работать самостоятельно, научиться мыслить и подбирать нужные окошечки. Иногда дети ленятся думать и начинают подбирать все подряд, не поддавайтесь на провокацию и дайте ребенку самому поразмышлять над головоломкой.

Можете дать ребенку такую подсказку: проведите пальчиком ребенка по форме отверстия и по форме вкладыша, давая ребенку понять на что нужно обратить внимание и в чем отличия.


«Новоселова С.Л.»

«Достань кукле шарик»

Цель. Учить анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование. Кукла, два шарика, стул.Ход игры. Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем взрослый просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадается этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» - жестом указывает на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задания, можно показать и тут же объяснить, для чего берется стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находился высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».

«Ловись рыбка»

Цель: Научить пользоваться сачком для вылавливания рыбок из воды.

Материал.: Сачок с вертикальной ручкой длиной 20-25см; пластмассовые рыбки, таз с водой.

Ход занятия. В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, рядом лежит сачок. Предлагают ребенку выловить рыбок: «Достань пожалуйста, мне рыбок!». «Покажи, как можно их выловить с помощью чего?». Предложите ребёнку самому выловить рыбок. Не разрешайте разбрызгивать воду, пусть он играет спокойно.


Алгоритм проведения работы с детьми по развитию мышления

При работе с детьми третьего года жизни по развитию их мышления посредствам предметной деятельности, следует учитывать их зону ближайшего развития и индивидуальный уровень развития мышления каждого ребенка:

  1. Высокий уровень развития мышления: ребенок решает практические задачи самостоятельно, может учитывать особенности орудия, его форму, положение, и взаимосвязь между предметами. Поэтому давая ему задание помощь взрослого ему практически не нужна.
  2. Средний уровень развития мышления: ребенок решает практические задачи самостоятельно только при помощи взрослого. Ребенок еще не учитывает особенности орудия, его форму, положение и не совсем понимает взаимосвязь между предметами. Поэтому ему нужна помощь педагога в виде наводящих вопросов и подсказок.
  3. Низкий уровень развития мышления: ребенок самостоятельно не может решить практическую задачу, ему нужна активная помощь взрослого. Ребенок совсем не учитывает особенности орудия, его форму, положение и не понимает взаимосвязь между предметами. Поэтому таким детям нужно уделять больше внимания и оказывать помощь в виде объяснений, подсказок, и совместного выполнения действий с предметом.


Серии конспектов НОД с использованием предметной деятельности для развития мышления детей третьего года жизни

КОНСПЕКТ НОД ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ «МАШИНКИ ДЛЯ МЕДВЕЖАТ»

Цель: расширять представления детей о геометрических фигурах (квадрат, круг).

Задачи:

- Учить детей находить и называть геометрические фигуры;

- Развитие конструктивных способностей, мелкой моторики рук;

- Воспитание доброжелательного отношения к животным.

Демонстрационный материал: игрушка медведя, игрушечный грузовик.

Раздаточный материал: наборы плоскостных геометрических фигур на каждого ребенка.

Ход НОД:

1.- Воспитатель: ребята посмотрите кто к нам приехал в гости?

- Ответы детей. (это Мишка)

Воспитатель рассказывает стихотворение:

«Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенки поет.

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою топ».

Воспитатель: а на чем Мишка к нам приехал?

- Ответы детей. (на машине)

Воспитатель: ребята, а Мишка хочет мне что-то рассказать.

Мишка рассказывает воспитателю свою историю.

Воспитатель: ребята мне Мишка рассказал, что он ехал к нам с медвежатами, но по дороге машины у них сломались и остались только отдельные детали.

Воспитатель: давайте рассмотрим детали машин.

Предлагает детям подойти к машине

Воспитатель достает из кузова по одной детали и показывает детям

Воспитатель: это кузов. (предлагает детям повторить)

Воспитатель: это кабина. (дети повторяют)

Воспитатель: а это колеса (дети повторяют)

2. Воспитатель: ребята, а давайте поможем Мишкиным медвежатам сделать машины.

-Ответы детей. (да поможем, давайте…)

Воспитатель предлагает ребятам пройти за стол.

На столе разложены индивидуальные наборы с раздаточным материалом (плоскостные геометрические фигуры).

Воспитатель: ребята перед вами лежат геометрические фигуры. Давайте возьмем в руки маленький квадрат - это будет кабина.

- Дети показывают маленький квадрат

А теперь возьмите большой квадрат - это кузов нашего грузовика.

- Дети показывают большой квадрат

Ребята, а как вы думаете круги мы для чего будем использовать?

- Ответы детей. (это будут колеса, сделаем из них колеса)

Воспитатель: правильно - это колеса.

-Дети выкладывают грузовик из геометрических фигур.

Воспитатель предлагает обыграть постройки.

3. Физкультминутка «Машина».

Би- би- би - гудит машина.

Тук-тук-тук - мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем -

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:

Шу - шу- шу - они шуршат.

Быстро крутятся колёса:

Та-та-та - вперёд спешат. (Дети повторяют движения за воспитателем в соответствии с текстом)

Воспитатель: ребята Мишке очень понравились ваши машинки. Он повезет их своим медвежатам.

4. Заключительная часть:

Воспитатель: ребята скажите кто сегодня приходил к нам в гости?

Ответы детей. (Мишка, Мишка с медвежатами)

Воспитатель: а что вы делали для медвежат?

Ответы детей. (машинки)

Воспитатель: а какие геометрические фигуры вы использовали?

Ответы детей. (большой квадрат, меленький квадрат, круг)

Воспитатель: вам понравилось помогать Мишке?

Ответы детей. (улыбаются, да понравилось, да очень)

Воспитатель: ну тогда давайте прощаться с Мишкой. Ему пора возвращаться в лес.

Дети прощаются с Мишкой.


КОНСПЕКТ НОД РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ЗАЙКА И ЁЖИК В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»

Цель: учить детей подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению «вот такую».

Задачи:

- Закрепить у детей умения соотносить предметы по цвету, форме.

- Продолжить знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);

- Побуждать детей к названию предметов, их свойств («колючий» - «пушистый»).

- Развивать у детей внимание, мыслительные операции;

- Воспитывать самостоятельность, активные действия;

- Воспитывать у детей доброжелательное отношение, желание помочь, прийти на помощь.

Предварительная работа: рассматривание картинок, сравнение предметов по форме.

Дидактический материал и оборудование: плюшевый зайка, колючий ёжик, геометрические фигуры разных цветов, дидактическая игра «Спрячь зайку», сумочки с угощениями (яблоками).

Ход НОД:

1. Вводная часть

Воспитатель: ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам в группу! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.

- Дети здороваются.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у нас еще один гость. Это Ёжик. Давайте с ним тоже поздороваемся.

- Дети здороваются с ёжиком, дети рассматривают его, трогают руками.

Воспитатель: какой Ёжик?

Ответы детей. (колючий)

Воспитатель: ребята, Ёжик говорит, что он пришел в гости поиграть с ребятками. Вы хотите поиграть с Ёжиком?

- Ответы детей. (да, хотим, очень…)

Воспитатель: Ёжик принес нам разные фигуры, и просит нас найти для этих фигур свой домик.

- Дети берут круг и кладут его в такой же, круглый домик, фигурки берут по одной! Затем так же поступают с квадратом и треугольником.

Воспитатель: молодцы ребята! Все фигуры у себя в домиках. И ёжик очень рад! А теперь давайте попрощаемся с ёжиком!

- Дети прощаются с Ёжиком.

Воспитатель: смотрите, кто это сидит под этим деревом?

- Ответы детей. (это зайчик. Зайка)

Дети рассматривают его, гладят зайчика.

Воспитатель: дети какой зайка?

Ответы детей. (мягкий, пушистый)

Воспитатель: а ёжик какой был

Ответы детей. (колючий)

Воспитатель: ребята, зайка замерз, весь дрожит. Давайте поможем ему согреться.

2. Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть -

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал,

Зайка прыг, и ускакал. (Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: ребята, зайчик согрелся и сказал, что маленьких зайчат хочет поймать серый волк. Давайте поможем зайчатам спрятаться от волка.

3. Дидактическая игра «Спрячь зайчат»

- Дети, сидя за столами, индивидуально выполняют задание.

На столах для каждого ребёнка приготовлены карточки голубого цвета, на которых наклеены по 2 геометрических фигуры с изображением зайчат, в тарелочках лежат по 3 геометрических фигуры голубого цвета. Задача детей подобрать нужную геометрическую фигуру. (воспитатель проговаривает с детьми названия геометрических фигур)

Воспитатель: помогли мы спрятаться зайчатам от злого волка?

Ответы детей. (да!)

4. Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, вы такие молодцы! Как много мы с вами сделали хорошего и доброго. Помогли и ёжику, и зайчику, за это они тоже прислали вам подарки! Вот такие сумочки.

Давайте посмотрим, что лежит в этих сумочках.

Открывают сумочки и угощаются яблочками.


КОНСПЕКТ НОД ПО ФЦКМ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать навыки счёта «один-много».

Задачи:

- Закреплять название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, выделить их свойства.

- Продолжать закреплять навыки счёта «один-много»;

- Упражнять детей в сравнении предметов большой - маленький;

- Развивать мышление, память, воображение, наблюдательность;

- Воспитывать интерес к занятиям.

Предварительная работа: знакомство с геометрическими фигурами, дидактическая игра «Найди пару», работа с сенсорным материалом в группе.

Словарная работа: Круг, квадрат, треугольник, фигуры.

Дидактический материал и оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, башня, доски Сегена «геометрические фигуры».)

Ход НОД:

1. Воспитатель: ребята, а вы любите гулять? Посмотрите в окно, какое сегодня прекрасное весеннее утро, и я вам предлагаю сегодня отправится погулять в лес, где есть много всего интересного.

- Дети смотрят в окно.

Давайте с вами как будто наденем курточки, шапочку, ботиночки.

- Дети с воспитателем выполняют имитационные движения, как будто одеваются, затем выполняют движения, как будто идут в лес.

Воспитатель: ой, ребята, смотрите, кто - то здесь на полянке разбросал все фигурки, наверно это белочка напроказничала и разбросала их.

Давайте положим их все на свои места.

- Дети собирают фигурки с полу, подходят к столу и вкладывают фигуры на их места.

Воспитатель: ребята, а что же это за фигуры такие.

Воспитатель: скажите мне ребята, что же это за фигура? (показывает круг)

Ответы детей. (круг)

Воспитатель: правильно ребята, это круг, у круга нет углов он круглый.

Воспитатель: а на что похож круг?

Ответы детей. (на солнышко, на тарелку, на колесо...)

Воспитатель: ребята, а это что за фигура? (показывает квадрат)

Ответы детей. (квадрат)

Воспитатель: молодцы! Ребята, конечно же это квадрат

«С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня квадрат»

Воспитатель: а эту фигуру как ребята называют? (показывает треугольник)

Ответы детей. (треугольник)

Воспитатель: правильно, ребята, это треугольник. У треугольника есть три стороны и три угла.

Воспитатель: молодцы, ребята! Все фигуры знаете.

Воспитатель: пойдёмте дальше погуляем

2. Воспитатель: ой, ребята и здесь белочка похозяйничала, что же это она здесь разбросала?

Ответы детей. (кубики)

Воспитатель: правильно, ребята - это кубики. Посмотрите какие они все разные.

Воспитатель: ребята, а на какую фигуру похож кубик?

Ответы детей. (на квадрат)

Воспитатель: а давайте с вами посчитаем, сколько здесь кубиков 1, 2, 3…

- Дети, повторяя за воспитателем считают кубики.

Воспитатель: ребята, сколько всего кубиков?

Ответы детей. (много, очень много…)

Воспитатель обращается к ребенку: Миша дай мне пожалуйста самый большой кубик. Молодец! Ставит его отдельно от других кубиков.

Обращается к другому ребенку: Полина дай мне пожалуйста, из этих кубиков еще самый большой кубик и т.д.

Воспитатель: ребята, посмотрите, а какой у нас кубик остался?

Ответы детей. (самый маленький, маленький…)

Воспитатель: молодцы, ребята! Что же у нас получилось?

Ответы детей. (башня, домик…)

Воспитатель: ребята, какие же вы у меня молодцы! Навели порядок на полянках!

3. Заключительная часть:

Воспитатель: молодцы, ребята! Справились с заданием.

Нам пора уже возвращаться из леса в садик. Вам понравилась наша прогулка?

Ответы детей. (Да очень, понравилось, улыбаются…)

Дети и воспитатель делают вид что возвращаются в садик из леса.


КОНСПЕКТ НОД ПО ФЦКМ «ПОИГРАЕМ С ПИРАМИДКАМИ»

Цель: обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру. Закрепить понятие «много» «один» Совершенствовать ручную моторику.

Задачи: обучать группировать предметы по цвету. Развивать координацию движений рук, развивать зрительно-слуховое восприятие.

Демонстрационный материал: большая пирамидка на конической основе из пяти разноцветных колец. Игрушка Мишутка.

Раздаточный материал: пирамидки на каждого ребёнка на конической основе из пяти разноцветных колец.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа диалог, физкультминутка «Мы топаем ногами», продуктивная деятельность детей, подведение итогов

Ход НОД:

1. Сюрпризный момент, раздаётся стук в дверь и заходит Мишутка с большим мешком.

Воспитатель: к нам пришёл лесной житель Мишутка, у него было день рождения и все лесные гости подарили ему много пирамидок, и Мишутка решил принести их в садик для деток, себе оставил только одну.

Воспитатель ставит пирамидки на стол и предлагает Мишутке поиграть с пирамидками вместе с детьми.

2. Игровое упражнение «Собери пирамидку»

Воспитатель: детки посмотрите, какие красивые пирамидки принёс вам Мишка. Давайте вместе её рассмотрим. Сколько у пирамидки колечек?

Ответы детей (много).

Воспитатель снимает колечки, а дети называют их цвет и размер.

Воспитатель: (снимает первое колечко) какое колечко? Какого цвета?

Ответы детей. (это маленькое колечко, оно зелёное…)

Если дети затрудняются, воспитатель помогает им.

Воспитатель: сейчас я раздам вам всем пирамидки, и вы сначала снимите колечки, укладывая их в ряд, а потом оденете: сначала – самое большое, потом - поменьше, ещё поменьше, затем самое маленькое.

- Дети приступают к заданию, воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются собрать пирамидку сами.

Воспитатель: молодцы ребята. Всё правильно сложили и даже Мишутке помогли, давайте похлопаем нашему успеху.

- дети хлопают в ладоши и радуются полученному результату.

3. Физкультминутка «Мы ногами топаем»

Воспитатель: ребята давайте поиграем с Мишуткой

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Топ-топ-топ

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём,

По кругу все пойдём». (Дети выполняют все движения, повторяя за воспитателем).

4. Игровое упражнение «Разложи колечки по цвету»

- Дети садятся за столы, перед каждым ребёнком сложенная пирамидка.

Воспитатель: а теперь надо разобрать пирамидку и перемешать все колечки.

- Дети разбирают, и педагог помогает перемешивать колечки.

Воспитатель: Никита будет собирать только синие колечки, вот такие (показывает синее колечко). А Катюша будет собирать только красные, Максим будет собирать зелёные колечки. Аналогично педагог даёт задание другим детям.

- Дети отбирают колечки нужного цвета и кладут их на стол рядом.

Воспитатель: поднимите у кого синие колечки?

- Дети поднимают колечки нужного цвета.

Воспитатель: поднимите у кого красные колечки? и т.д.

5. Заключительная часть:

Воспитатель: какие вы все молодцы. Все колечки правильно собрали.

Раздаётся звонок телефона. Воспитатель делает вид, что разговаривает с медведицей: - нашему Мишутке пора домой его зовёт мама, давайте скажем ему до свидания.

- Дети прощаются с Мишуткой.


КОНСПЕКТ НОД ПО ЛЕПКЕ «ПИРАМИДКА»

Цель: познакомить детей со способом лепки пирамидки.

Задачи:

- Продолжать формировать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями и соединять концы вылепленного валика;

- Стимулировать речевую активность, стремление отвечать на вопросы воспитателя;

- Развивать активный словарь детей: пирамидка, колечко, большой, маленький.

Демонстрационный материал: большая пирамидка.

Раздаточный материал: дощечки для лепки, пластилин 3-х цветов, основа для пирамидки.

Предварительная работа: игры с пирамидками, целенаправленное обследование круглых форм.

Ход НОД:

1. Сюрпризный момент, появляется медведь – игрушка

Медведь: здравствуйте ребята. Я очень рад вас видеть. Я пришел к вам из магазина игрушек. У нас в магазин привезли пирамидку, но она рассыпалась, и мы не можем ее собрать. Прошу вас, ребята, помогите мне и всем игрушкам.

2. Дидактическая игра «Собери пирамидку».

Воспитатель: ребята, а давайте поможем медвежонку и научим его собирать пирамидку. Посмотрите сколько здесь много колечек, какие они все разные. Есть большие, а есть и маленькие. Ребята, а вы знаете, как правильно собрать пирамидку? Какое колечко надо поставить первым?

Ответы детей. (Самое большое, большое…)

Воспитатель: правильно. Вика, найди нам пожалуйста самое большое колечко и одень его на палочку.

- Ребенок выбирает из разложенных на столе самое большое кольцо и надевает его на основу.

Воспитатель: молодец, правильно.

- Дети с помощью воспитателя собирают всю пирамидку.

Медведь: Спасибо вам ребята, какая красивая пирамидка у вас получилась. Теперь я тоже умею ее собирать. Давайте теперь с вами поиграем немножко.

3. Физкультминутка «Поклоны»

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнусь.

Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнусь.

Медведь: А теперь мне пора возвращаться в магазин. Спасибо вам огромное, ребята. До свидания!

- Дети прощаются с Мишкой.

Воспитатель: молодцы ребята, какая красивая пирамидка у вас получилась. Давайте мы с вами слепим пирамидку и подарим ее нашим игрушкам.

4. Лепка Пирамидки.

Воспитатель: ребята давайте сначала внимательно рассмотрим пирамидку. Что есть у пирамидки?

Ответы детей. (У пирамидки есть палочка и колечки) Воспитатель: палочки у нас есть, а вот колечки надо будет слепить. Посмотрите, какое колечко у нашей большой пирамидки, у него дырочка есть, чтобы надеть на палочку.

Воспитатель: Раскатывать палочку из целого куска пластилина будет неудобно. Давайте сначала оторвем кусочек, а потом начнем раскатывать

Воспитатель: что мы будем лепить сначала?

Ответы детей. (столбик, палочку, колбаску…)

Воспитатель: Правильно. Сначала надо слепить столбик, а потом делаем из столбика колечко.

- Дети под руководством воспитателя лепят пирамидку.

5. Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, какие у вас получились красивые пирамидки. Вам понравилось собирать пирамидку для Мишки?

Ответы детей. (да очень, понравилось…)

Воспитатель: а давайте теперь пирамидки, которые вы слепили подарим нашим игрушкам.

- Дети улыбаются они довольны своей работой.


КОНСПЕКТ НОД ПО РИСОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПИРАМИДКА»

Цель: закрепление умений рисовать предметы, состоящие из нескольких овальных форм разной величины;

Задачи:

- Закрепить понятия «большой-маленький»

- Закреплять знания цвета (красный, синий, зеленый и желтый);

- Упражнять детей в рисовании предметов овальной формы;

- Учить рисовать предметы, состоящие из нескольких овальных форм разной величины.

- Воспитывать аккуратность;

Предварительная работа: рассматривание пирамидки, игры с пирамидками.

Демонстрационный материал: пирамидка, красивый пакет, платок, чудесная коробочка, шарики разного размера – большие и маленькие, большой и маленький обруч, разноцветные круги из картона (красный, зеленый, синий и желтый).

Раздаточный материал: альбомные листы, салфетки, гуашь, кисть, баночка с водой.

Ход НОД:

1. Воспитатель: ребята, посмотрите, какой у меня красивый пакет, в нем находится необычная игрушка. А какая, узнаете, когда отгадаете загадку:

«Деревянный Человечек

Носит платье из колечек.

Любят взрослые и дети

Надевать колечки эти».

Ответы детей. (это пирамидка)

Воспитатель: молодцы, правильно, это пирамидка. Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. (открывает пакет – а там пусто).

Воспитатель: ой, а где же она? Наверное, спряталась, давайте ее найдем.

2. Проводиться игра «Найди, где спряталась».

-Дети ищут, где спряталась игрушка.

В кукольной кроватке стоит пирамидка, накрытая платком.

Воспитатель: ребята, а посмотрите, какой красивый платок лежит.

-Дети вместе с воспитателем берет в руки платок и достают пирамидку.

Воспитатель: вот же она, наша игрушка, какая же она красивая!

- Дети вместе с воспитателем любуются игрушкой.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, почему пирамидка здесь лежит? Может, кто ее спрятал?

- Дети высказывают свои догадки.

В группе появляется грустная кукла Маша.

Кукла Маша: здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Маша, это я спрятала вашу игрушку, просто у меня никогда не было такой замечательной пирамидки. Мне очень сильно захотелось с ней поиграть.

Воспитатель: ну, что ребят, может быть поможем кукле. Давайте нарисуем для куклы Маши такие пирамидки.

Воспитатель: Для начала давайте посмотрим на игрушку. Из чего состоит пирамидка?

Ответы детей. (стержень, кольца, макушка).

Воспитатель: какие по форме кольца?

Ответы детей. (круглые)

Воспитатель: а по величине они одинаковые или разные?

Ответы детей. (разные)

Воспитатель: правильно. Кольца следуют от большого к маленькому.

Воспитатель: а цвет у колец и макушки один?

Ответы детей. (нет_

Воспитатель: какого цвета кольца и макушка у нашей пирамидки?

Ответы детей. (синий, зеленый, желтый и красный)

Воспитатель: молодцы! Теперь вы сможете нарисовать свои пирамидки. Но сначала мы с вами поиграем.

3. Игра «Разложи по местам».

Воспитатель: посмотрите, какая у меня красивая коробочка. И что же в ней лежит?

- Дети подходят к коробке, открывают ее, в ней лежат шарики.

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, сколько шариков! (высыпает из коробочки шарики). А какие они по размеру?

Ответы детей. (большие и маленькие)

Воспитатель: у нас есть еще два обруча - и нам надо навести порядок, большие шарики мы положим в большой обруч, а маленькие - в маленький. В этот обруч мы положим какие шарики (показывает маленький обруч)?

Ответы детей. (маленькие)

Воспитатель: какие вы у меня молодцы.

- Дети раскладывают шарики в обручи, в соответствии с размерами.

4. Рисование «Пирамидка»

Воспитатель: все справились. А ведь наша кукла Маша до сих пор сидит в сторонке и ждет от нас рисунков, давайте нарисуем ей пирамидки, проходите, пожалуйста, за столы

- Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: давайте сначала нарисуем овал в воздухе пальчиком.

- Дети повторяют движение пальцем за воспитателем.

Воспитатель: а теперь правильно возьмите кисточки, кисть держим за юбочку ближе к ворсу и еще раз рисуем овал в воздухе, но уже кисточкой.

- Дети выполняют движение кисточкой в воздухе.

- Дети приступают к рисованию, воспитатель показывает детям последовательность выполнения работ, напоминает правила работы с красками.

Воспитатель ходит между столами и помогает тем, у кого что-то не получается.

- Дети выполняют свои работы.

Воспитатель: какие замечательные пирамидки вы нарисовали. Смотрите как рада наша гостья, теперь у нее появилось много разных пирамидок

- Дети выставляют свои работы.

Воспитатель: ребята вы все очень постарались и я, предлагая вам сыграть еще в одну игру. Готовы?

5. Игра «За кружочком беги».

На полу разбросаны кружочки – красные, синие, желтые, зеленые.

Воспитатель произносит: к желтому (красному, зеленому, синему) кружочку беги!

- Дети должны взять кружок того цвета, который назвал воспитатель.

6. Заключительная часть:

Воспитатель: Здорово мы поиграли?

Вы так сегодня рисовали и играли,

Что, наверное, устали,

И теперь пришла пора

Нам прощаться детвора.

-Дети прощаются с куклой Машей.


КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПИРАМИДКА»

Цель: развитие речи детей в созданной познавательной ситуации и в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- Закрепить представления о кольце (катается; имеет сквозное отверстие).

- Закрепить название цвета - синий, жёлтый, зелёный.

- Учить обращать внимание на величину предмета (большое-маленькое) и их количество (один - много).

- Активизировать использование в речи детей слов: звенит, пирамидка, кольцо, катается.

- Развивать действия с предметами (разбор и сбор пирамидки).

- Учить действовать в коллективе сверстников.

Предварительная работа: рассматривание пирамидки, игры с пирамидками.

Демонстрационный материал: большая пирамидка на конической основе из пяти разноцветных колец.

Раздаточный материал: пирамидки на каждого ребёнка на конической основе из пяти разноцветных колец.

Ход НОД:

1.- Дети свободно играют.

Воспитатель звонит в колокольчик и привлекает внимание детей.

Воспитатель: что это за звук, ребятки?

Ответы детей. (это колокольчик)

Воспитатель: Что он делает, Потап (Саша, Амелия)?

Ответы детей (он звенит)

Воспитатель: он с вами здоровается! Давайте, и мы с вами поздороваемся и скажем, как нас зовут.

Воспитатель звонит в колокольчик: - Меня зовут Ольга Викторовна.

Воспитатель передаёт колокольчик ребёнку: а тебя, как зовут?

- Дети звонят в колокольчик и называют своё имя.

2. Воспитатель: Колокольчик наш поёт и играть нас всех зовёт!

Воспитатель подводит детей к столу, где лежат колечки от пирамидки: вот беда! Была на столе пирамидка, да вся развалилась. Что нам делать?

Ответы детей. (купить, собрать, попросить маму собрать…)

Воспитатель: верно. Но давайте сначала рассмотрим, из чего состояла пирамидка. Что лежит на столе?

Ответы детей. (колечки)

Воспитатель: вот какое колечко (показывает). Его можно покатать. Попробуй, Полина, покатай.

- Дети по очереди катают колечки

Воспитатель: колечко, какое?

Ответы детей. (круглое).

Воспитатель: Давайте все повторим - круглое.

- Дети хором повторяют за воспитателем.

Воспитатель: посмотрите, в середине у колечка отверстие можно колечко на пальчик одеть. Давайте оденем

- Дети одевают колечки на палец.

3. Воспитатель: колокольчик наш поёт и опять играть зовёт.

-Дети с воспитателем подходят к столу, на котором на доске лежат колечки.

Воспитатель: ой, колечки, покружитесь, нашим деткам покажитесь. По очереди показывает детям кольца разных цветов.

Воспитатель: Демид, покажи синее колечко. Дети, какое у Демида колечко?

Ответы детей. (синее).

Воспитатель: Алена, найди жёлтое колечко. Какое Алена нашла колечко?

Ответы детей. (жёлтое) и т.д.

Воспитатель: - Ой, колечки, покружитесь, нашим деткам покажитесь. Сколько колечек?

Ответы детей. (много)

Воспитатель: ребята возьмите по одному колечку. И Демид, и Поля, и Саша… и т. д.

- Сколько у Демида колечек?

Ответы детей. (одно).

- Сколько у Поли колечек?

Ответы детей. (одно)

Воспитатель: ребята давайте покружимся с колечками.

- Дети кружатся с колечками в руках.

4. Игра «Найди подходящий цвет».

Воспитатель: а теперь пойдёмте и положим свои колечки на дорожку такого же цвета, какое у вас колечко.

- Дети выполняют задание воспитателя.

Воспитатель: Вот какая красота, правильно нашли цвета!

Воспитатель: Возьмите свои колечки и давайте их соберём в пирамидку.

- Дети собирают пирамидку начиная с большого кольца.

По ходу сборки воспитатель ещё раз уточняет размер и цвет колец у детей.

4. Заключительная часть:

Воспитатель: ребятки, что мы сегодня с колечками делали?

Ответы детей. (катали, одевали на пальчик, крутили)

Воспитатель: какие бывают колечки?

Ответы детей. (большие и маленькие).

Воспитатель: какого цвета колечки мы собирали?

Ответы детей. (зелёные, синие, жёлтые).

Воспитатель: что мы собирали из колечек?

Ответы детей. (пирамидку).

Воспитатель: вы хотите ещё пособирать пирамидки? Предлагает детям коробку с разобранными пирамидками.

- Дети играют самостоятельно.


КОНСПЕКТ НОД ПО ФЦКМ «РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»

Цель: закреплять знания детей о живых объектах, живущих в воде, учить узнавать их на картинках и в натуре. Познакомить со свойствами воды, плавающих игрушек, научить детей правильно пользоваться сачком.

Задачи: способствовать развитию наблюдательности, подвести детей к осознанию того, что рыба живая, нуждается в уходе и бережном обращении. Продолжать развивать общение в активной речи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, поход в уголок живой природы, наблюдение за живыми рыбками, чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал: аквариум с рыбками, небольшой бассейн с водой или таз, сачок, удочка. Картинки с изображением разнообразных рыбок, и уточек.

Раздаточный материал: игрушки- рыбки и уточки, сачки, пластилин, дощечки с дырочками от мозаики.

ХОД НОД:

1.В гости к детям приходит кот Леопольд с удочкой и предлагает детям поиграть; пропеть песенку О. Вациетис «какая у кого песенка?», изображая соответствующие тексту движения

- Дети поют песенку и повторяют за воспитателем движения.

У ходиков песня такая: -Тик. Тик. Тик.

У птички синички такая: -Пик. Пик. Пик.

У поросёнка песня такая: -Хрю. Хрю. Хрю.

У ёжика песня такая: -Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая: -Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбёшки какая?

Воспитатель: да, ребята, рыбки не умеют говорить. Они всё время молчат. Потому мы и прикрыли рот рукой.

2. Чтение стихотворения «Моя рыбка»

«Моя рыбка всё время молчит,

Не кричит, не рычит, не ворчит.

Не пойму, почему? Вот беда!

Может в рот ей попала вода?»

Воспитатель: ребята рыбка умеет кричать? рычать? ворчать? Что делает рыбка?

Ответы детей. (нет она не кричит, не рычит, она только открывает рот…)

3. Рассматривание картины с изображением рыбок.

Воспитатель: посмотрите на рыбку, покажите где у нее голова, глаза, туловище, плавники, хвост.

- Дети показывают на рисунке где у рыбы голова, где хвост, где плавники, где туловище.

4. Пальчиковая игра: «Покажи своей ладошкой»

Воспитатель: Покажи своей ладошкой,

Как резвятся рыбки крошки.

В быстром чистом ручейке.

Зарываются в песке.

- Дети во время чтения стихотворения изображают кистями рук волнистые движения плывущей рыбки.

Леопольд: Ребята, на столе у нас стоит бассейн с водой, там тоже плавают рыбки и уточки.

Воспитатель: ребята подойдите к бассейну, потрогайте воду руками, -вода какая?

Ответы детей. (холодная, мокрая, вода течёт…)

Воспитатель: посмотрите дети, как рыбки плавают в нашем бассейне. Хотите их поймать?

Леопольд предлагает каждому ребенку взять в руки сачок и поймать понравившуюся рыбку.

- Дети берут сачок и вылавливают из бассейна рыбок.

Воспитатель обращает внимание на то правильно ли каждый ребенок держит сачок в руках. И если надо помогает детям.

5.Физкультминутка «Рыбки и уточки»

Леопольд: предлагает детям поплавать как рыбки и походить как уточки.

Воспитатель показывает пример ходьбы.

Уточка:( Ходьба в полу приседе, присед на двух ногах, руки согнуты в локтях)

Пытаться ходить в приседе с выпрямленной спиной, переваливаясь из стороны в сторону.

Рыбка: (Перекаты лёжа на спине). Перекатится на бок, затем на живот и лёжа на животе сгибать поочерёдно ноги в коленях.

- Дети повторяют за воспитателем движения.

Леопольд: А вы знаете, что любят есть рыбки? Сейчас мы это узнаем. достаёт заранее приготовленную коробочку-сюрприз «волшебная коробочка» и открывает её, достаёт из коробочки червячка, вылепленного из пластилина).

Вот что любят есть рыбки!

6. Лепка из пластилина «Накормим рыбок»

Воспитатель: ребята давайте накормим наших рыбок и слепим им червячков.

- Дети садятся за стол и лепят червячков.

7. Заключительная часть:

Воспитатель: какие хорошие червячки у вас получились, давайте насадим своих червячков на дощечку с дырочками (насадить червячков в дырочки как мозаику).

Воспитатель: молодцы ребята. Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Ответы детей. (да, улыбаются…)


КОНСПЕКТ НОД ПО РИСОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ РЫБКИ»

Цель: развитие самостоятельности, активности навыков совместной деятельности детей.

Задачи:

- Развивать навыки закрашивать гуашью тело рыбки, плавники, хвост; сенсорные способности - различать красный, желтый, синий и зеленые цвета.

- Закреплять умение рисовать кисточкой, держать ее правильно, окунать кисточку в гуашь, убирать лишнюю краску.

- Воспитывать заботливое отношение, чувство взаимопомощи.

Демонстрационный материал: игрушка - рыбка, силуэт рыбки.

Раздаточный материал: силуэты рыбок (на каждого ребенка), гуашь 4 цветов, кисточки для рисования (на каждого ребенка, баночки с водой, тряпочки.

Ход НОД:

1.        Дети сидят на ковре с воспитателем.

Звучит музыка Сен-Санса «Аквариум».

Воспитатель: ребята, что же это за музыка такая? Кто же это к нам спешит? Появляется игрушка рыбка.

Ответы детей. (это рыбка, рыба…)

Воспитатель: рыбка-рыбонька, а почему ты такая грустная? Не веселая?

Рыбка: мы с подружками плавали, играли в прятки, как вдруг на наше озеро напало страшное чудище и заколдовало всех моих подружек, а я успела спрятаться за камушки. Все мои подружки стали бесцветные и потеряли свои яркие краски. Ребята, помогите пожалуйста моим подружкам снова стать красивыми, яркими.

Воспитатель: ребята, поможем рыбке и ее подружкам?

Ответы детей. (да.)

Воспитатель: но для этого нам необходимо превратиться в маленьких волшебников, и взять в руки волшебные кисточки. Ребята закрывайте глазки, будем превращаться, а поможет нам в этом наша волшебная кисточка.

«Глазки закрываем,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Все на месте покружились

И в волшебников превратились».

- Дети закрывают глаза и выполняют движения в соответствии с текстом

Воспитатель: прежде чем начнем колдовать, разомнем наши ручки и пальчики.

2.        Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла. (

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

- Дети выполняют движение руками повторяя за воспитателем.

3.        Рисование Рыбок.

Воспитатель: ребята давайте сядем за наши столики и поможем рыбкам, вернем им их яркие цвета. Вот наша рыбка, разукрасим ее красками.

- Дети садятся за столы, берут кисточки, и разукрашивают рыбок.

В процессе рисования воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть. В конце предлагает детям разместить своих рыбок рядом с рыбкой-подружкой.

Рыбка: Спасибо, вам ребята, вы расколдовали моих подружек, теперь мы снова сможем веселиться и играть в прятки. А за то, что вы мне помогли я вам, приготовила подарок, картинки-разукрашки.

- Воспитатель раздает каждому ребенку картинки-разукрашки.

4. Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, давайте улыбнемся нашим рыбкам и попрощаемся с ними. они поплывут к себе домой. А нам пора снова становиться детьми.

«Глазки закрываем,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Все на месте покружились

И в волшебников превратились».

- Дети закрывают глаза и выполняют движения в соответствии с текстом

Воспитатель: Молодцы, ребята вы собрали большую стайку разноцветных рыбок, сделали для них доброе дело. Кому ребята мы сможем об этом рассказать?

Ответы детей. (маме..).

Воспитатель: а сейчас водичка поможет сделать наши руки чистыми.

Ребята идут мыть руки.


КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «КТО УМЕЕТ ГОВОРИТЬ?»

Цель: используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.

Задачи:

- Формирование у ребенка навыков и умения внимательно слушать взрослого;

- Формирование навыков отвечать на вопросы, не перебивать говорящего;

- Обогащение активного словарного запаса ребенка за счет звукоподражаний;

- Побуждение к использованию ребенком усвоенных слов в самостоятельной речи;

- Развитие речевого общения не только со взрослым, но и со сверстниками с использованием первичных средств общения (мимика, жест, действие и пр.);

- Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха (занятия по рассматриванию иллюстраций и узнаванию изображенных героев; определение на слух одинаково звучащие предметов);

- Уточнить произнесение звука – б - в звукоподражании

Демонстрационный материал: картина «Аквариум», видео «Аквариум», предметные картинки в единственном и множественном числе;

Ход НОД:

1. Воспитатель: ребята давайте с вами отправимся в гости к рыбкам на подводной лодке.

- Дети становятся друг за другом и изображают подводную лодку.

2. Развитие мелкой моторики и слухового внимания.

Воспитатель показывает видео и картину «Аквариум», читает отрывок из стихотворения Г.Лупандиной:

«В аквариуме нашем

Живет семейство рыб:

Мамаша и папаша,

И стайка детворы.

Все вместе друг за дружкой

Гоняются с утра

И кружат под кормушкой,

Когда поесть пора».

3.        Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

- Дети выполняют движение руками повторяя за воспитателем.

Воспитатель: ребята, а вы слышите, как рыбки разговаривают?

Ответы детей. (нет)

Воспитатель: рыбки не издают звук, не разговаривают, а мы хорошо умеем говорить.

4. Дидактическая игра с прищепками «Найди маму»

Воспитатель: ребята возьмите маленьких рыбок и найдите их мам.

Изображения мам-рыбок предварительно развешены с помощью прищепок.

Вопросы и задания:

- Кто у вас в руках?

Ответы детей. (рыбка)

- (Андрей…), найди маму рыбки.

- Кого ты принес? Прикрепи прищепкой его к маме.

- Чем мы угостим рыбок? (Напоминает, как рыбка ест, заглатывает корм, побуждать показать, как рыбка открывает рот)

5. Дидактическое упражнение «Подводная лодка»

Воспитатель: ребята давайте побудет подводными лодками и поплаваем по группе

- Дети плавают по группе и произносят звуки издаваемые подводной лодкой: би-би-би

6. Дидактическая игра «Один – много».

Воспитатель: посмотрите на картинки, кто (что) это?

Ответы детей…

- Здесь один или много?

- У кого много?

- Что (кто) у тебя на картинке?

Добиваться использования слов «один» или «много».

7 Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, вот пришло время возвращаться обратно в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир аквариума?

Ответы детей. (да очень, да…).

Мы сегодня с вами славно позанимались.


Заключение

Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, перенос действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Совместная деятельность ребенка и взрослого должна проходить не на основе образцов, а на основе зоны ближайшего развития.

Развитие мышления ребенка третьего года жизни практически невозможно без помощи взрослого, но эффективно оно только когда ребенок может сам принять решение поставленных перед ним задач.


Список литературы

  1. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте – М., 1978
  2. Павлова Л.Н. Развивающие изры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – М.: «Мозаика-Синтез», М.: ТЦ Сфера, 2003
  3. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.с.375
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ. – М.: Просвещение, 1988
  5. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры с мячом как средство обучения метанию детей третьего года жизни.

Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем....

"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

Методическая разработка игровых упражнений по логическому мышлению детей шестого года жизни

Дошкольное образование должно быть направлено на решение задач: экологического воспитания , создание реализации воспитательо - образовательной модели в которой проявляется экологическая культура детей...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...

статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...