Проект "Сказка мудростью богата"
проект (старшая группа)

Тушкова Марина Валерьевна

Познавательно-творческий проект для детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_mudrostyu.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА – САД № 7»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

ВОСПИТАТЕЛЬ ТУШКОВА М.В.

г. Ханты – Мансийск, 2018 г

Проект «Сказка мудростью богата»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Тип проекта: педагогическо - детский

Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги, родители

Форма проведения: групповая

Руководитель проекта: Тушкова М. В.

Длительность проекта: краткосрочный 1 неделя

 Педагогическая проблема: недостаточная информированность детей о сказках, низкая речевая активность.

Значимая для детей проблема: «Что такое сказка?»

Краткая аннотация

Данная работа посвящена речевой, коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста. В проекте предлагается решение задач речевого развития  дошкольников через организацию  ряда мероприятий, направленных на повышение речевого развития дошкольников. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у воспитанников среднего дошкольного возраста знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность проекта.

           Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени почитать книгу ребёнку. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Дети не остаются равнодушными после встречи с героями сказок, всё это вызывает желание разобраться в сказочной ситуации и стимулирует умственную деятельность ребёнка. Он учится сопереживать, появляется новое эмоциональное отношение к окружающему. Дошкольники сталкиваются в сказках со сложными явлениями, чувствами. Сказка даёт хороший урок на всю жизнь и детям, и взрослым.

Цель: создание педагогических условий для развития у детей устойчивого интереса к сказке, совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

Для детей

  • учить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, обобщать полученные знания;
  • расширять представление детей о сказках;
  • развивать связную речь;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Для педагогов:

  • 1. Внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию эстетического вкуса через активную практическую деятельность;
  • 2. Формировать доброжелательные отношения между детьми путём приобщения их к сказкам, сказочной морали.

Ожидаемые результаты: 

  • У детей формируется устойчивый познавательный интерес к русскому народному фольклору;
  • Дети самостоятельно научатся связно выражать свои мысли, делать выводы, умозаключения;
  • Повысится речевая активность детей

Содержательная основа проекта:

Этапы работы:

1этап. Подготовительный. Постановка проблемы. Однажды я принесла в группу большую книгу с красочными иллюстрациями. Что это?  - спросили дети. На что я ответила: мир сказок. Дети задумались, и спросили: что такое сказка? Какие бывают сказки?  Откуда берутся сказки?

На данном этапе проводился сбор информации о сказках из энциклопедий, интернет – ресурсов. Сбор художественных произведений для оформления книжного центра в группе. Подбор наглядного материала об авторах сказок.

         2 этап. Основной. Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

мероприятие

дата

Форма работы

ответственный

1

Рассматривание альбомов с иллюстрациями р.н. сказок;

Беседа «Что такое сказка».

23.03.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Воспитатель

2

Д/и «Из какой сказки герой?»

Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка»

24.03

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Воспитатель

3

Собери из кубиков «Сказка в картинках»

Беседа «Какие бывают сказки»

25.03

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Воспитатель

4

 Театр на фланелеграфе «Теремок»;

Чтение р.н.сказки «Лисичка –сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова

26.03.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Воспитатель

5

Составление копилки сказок и ее классификация

Создание модели сказок

26.03.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Воспитатель

6

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Презентация сказки детям других групп

27.03.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Воспитатель

Работа с родителями

7

Оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой»

23.03 – 25.03.

Взаимодействие с семьёй

Воспитатель

Родители

8

Консультация «Сказка мудростью богата»

24.03.

Взаимодействие с семьёй

Воспитатель

9

Семейное чтение. Чтение р.н. сказки  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

25.03.

Взаимодействие с семьёй

Родители и дети

10

Оформление книжек – малышек «Мудрые сказки»

26.03

Взаимодействие с семьёй

Родители и дети

11

Показ сказки «Заюшкина избушка на родительском собрании

март

Взаимодействие с семьёй

Воспитатель

3 этап: заключительный. Подведение итогов по проекту. Создание модели сказок. Презентация проекта с использованием слайд - презентации.

Перспективы дальнейшего развития проекта: постановка новой цели. Новая проблема: как самостоятельно сочинить сказку?  

Использование результатов проекта.

Презентация проекта «Сказка мудростью богата» детям других групп. Выставка книжек – малышек детям других групп.

Список использованной литературы:

1. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

3.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 20.

Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/28/beseda-s-detmi-chto-takoe-skazka

Методическое обеспечение проекта:

Приложение

Беседа с детьми «Что такое сказка?»

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир...

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт...

Какие сказки вы любите больше всего? А какие сказки вам читали или читают ваши родители? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

Но кроме этого, сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так,  всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье.

А Змей Горыныч! Думаете, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.

Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.

Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость.

Конспект занятия в средней группе по рисованию животных нетрадиционными способами «В гостях у медвежат».

Задачи. Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения; Умение правильно пользоваться кистью, салфеткой. Воспитывать желание прийти на помощь. Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Три медведя».

Материал: альбомный лист, 2 кисточки. Два образца: на одном контур медведя на другом медведь нарисованный методом тычка. Маска медведя, игрушечные мишки.

Ход ООД:

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает». (Медведь)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сорока принесла письмо. Давайте узнаем, что в нем.

Текст письма: дорогие ребята, что произошло в лесу? Мы вышли на прогулку, но никого нет в лесу. Скучно нам. Помогите нам ребята. Медвежата.

Воспитатель: что случилось? Как мы поможем? (ответы детей)

Отправляемся пешком в лес в гости к медвежатам.

Воспитатель: давайте поздороваемся с медвежатами. А давайте потрогаем медвежат. Какая у них шерсть? (Мягкая, пушистая). А какого цвета медведи? (Разного). Ребята, а какие части тела есть у медведя? Голова. Какой формы? (Круглой). Туловище. Какой формы? (Овальной). А что еще есть у медведя? (Уши, глаза, нос, пасть, лапы). Молодцы!

Теперь подойдем к мольберту. Посмотрите на нарисованного медведя. (Обвожу нарисованного медведя по контуру, проговаривая названия частей тела).

Как вы думаете, какой кистью мне надо нарисовать медведю шерсть? (Толстой). Правильно толстой и чтобы мишка получился пушистый, я буду рисовать его методом тычка. Каким бы мне цветом нарисовать медвежонка? (Задумываюсь). Я хочу, чтобы он был у меня бежевый. Опускаю сухую кисть в гуашь, убираю излишки о край розетки и начинаю закрашивать медвежонка сначала по контуру (показываю, потом закрашиваю все остальное тело. Надо стараться не выходить за линию контура. Медведь готов. Я могу начать рисовать ему мордочку? (Нет). Почему? (Краска растечется, нужно подождать пока она подсохнет). А что мне нужно сделать с кисточкой? Хорошо промыть и осушить ее о салфетку. Пока мишка сохнет можно начать рисовать травку. Какую кисть мне взять для травы? (Толстую). Каким способом рисовать травку, чтобы она получилась пушистая? (Методом тычка) . А какой кисточкой рисовать мордочку у медведя? (Тонкой). Рисуем кончиком кисти глазки, нос и рот. Лишнюю краску убираем о край розетки. Что надо сделать с кисточкой, когда закончите рисовать? (Хорошо промыть).

Садитесь за столы и возьмите в руку сухую толстую кисть. Покажите, как вы будете наносить краску на медведя. Вы подумали какого цвета будет у вас Мишка? (Ответы детей). С чего начать рисовать? (По контуру). Можно сразу нарисовать глаза? (Нет, краска потечет) .

Можно начинать рисунок. Макаем кисть в краску. Кто нарисует силуэт медведя, хорошо промывает кисть и просушивает ее о салфетку. Теперь можно набирать зеленую краску и рисовать травку.

Физкультминутка.

Пока ваш рисунок высыхает, идите ко мне на коврик, а медвежата посмотрят на вас и тоже повеселятся.

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь,

С погремушками ходил.

А теперь становитесь в кружок. Поиграем в другую игру. Давайте считалкой выберем ведущего:

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три

А водить-то будешь ты!

Игра. (Ведущий показывает фигуру, другие дети ее повторяют. Ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению лучше, за ним повторил, и игра повторяется с новым ведущим. На ведущего надевается маска медведя) .

Мишка во кругу стоит,

Круг на Мишеньку глядит.

Ну-ка Мишка, покажи

Что нам делать

Раз, два, три!

Игра повторяется три раза.

А теперь садитесь за столы и продолжим рисовать.

По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.

Ребята, теперь давайте спросим у медвежат, понравились ли им новые друзья, которых вы нарисовали. Они говорят, что очень понравились, и они заберут их с собой. А пока медвежата просят остаться в вашей группе до вечера. А мы повесим ваши работы на стенд, чтобы все видели, сколько новых друзей вы нарисовали медвежатам. Подведение итогов.

Воспитатель: где мы сегодня побывали? Мы помогли медвежатам решить проблему? Кому было трудно? Спасибо, ребята, за работу.

Консультация для родителей «Сказка мудростью богата»

В наше время моральные ценности во многих семьях стали более материальны, они довлеют над духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете или купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену семьи высказаться по содержанию прочитанного, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада.

Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю. В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира.

Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности. В физическом развитии игровые сказочные моменты, народные игры способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями. Сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты. Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так как у малышей часто не получается увидеть пути выхода из эмоционального тупика.

Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок совершенствуется в овладении языком. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию. Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То есть, это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.

С точки зрения психоанализа, сказки – это матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем-то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему, еще и учит ребенка выбирать.

Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку. Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям. Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие.

С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребенку. «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», - писал К.Д. Ушинский. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с выпеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так, в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки, у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.

Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами. Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень важно для развития речи и логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному.

Народные сказки имеют особый поэтический язык. Современный детский автор при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Они были нужны народу и прежде всего детям для формирования национального самосознания, для сохранения своей самобытности в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую была необходимо знать с детства представителю сильного народа.

Сказка прошла через века, она интересна детям и поныне. Ребёнок, с детства слушавший сказки, вырастает здоровым душой. В наше время давления на психику малышей телевидения, намеренно уродливой «детской» литературы только древняя сказка своим неспешным ритмом, сюжетом, нравственным содержанием успокаивает ребёнка.

Былины - главная тема их - защита Родины, Русской земли. В былинах отражается державность мышления нашего народа. Конечно, ребёнок не может расшифровать глубинные символы былин и сказок, но все они ложатся ему на душу и определяют многое в его взрослой жизни. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней и защищать её. Воспитанный сказками и былинами наш народ становился сильным, он даже после поражений неизменно возрождается. С какого возраста нужно начинать читать детям сказки? Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесён рациональный, "упрощающий" момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал её выучить наизусть. Только так малыш мог усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат" -конспект бинарного занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка»       «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»...

"Как богата осень золотая!"

Открытая деятельность для учителей начальных классов....

"Чем богаты, тем и рады"

Развлечение для старших дошкольников с  использованием русского и кубанского фольклора...

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества."Русский солдат умом и силой богат"

Спортивно - игровой  праздник, посвященный Дню защитника Отечества, проведен совместно с родителями с целью:- формировать в детях чувство патриотизма, желание защищать свою Родину;- воспитывать у...

«Сказка мудростью богата» по театрализованной деятельности детей 5-6лет

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем возрасте. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познани...

Проект: Сказка мудростью богата (путешествие по сказкам А.С. Пушкина-2021)

Проект: Сказка мудростью богатаТема: «путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Проблема проекта: Дети не имеют достаточно знаний о А. С. Пушкине и его творчестве. Слабый интерес у ...

Проект «Сказка мудростью богата. Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Проект : Сказка мудростью богатаТема: «путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Проблема проекта : Дети не имеют достаточно знаний об А. С. Пушкине и его творчест...