План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»
материал (старшая группа)

Махмутова Лилия Фирдусовна

План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность». Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как наблюдение, труд, развитие речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

«Развитие элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста

через экспериментально-исследовательскую деятельность»
на 2019-2020 уч. год

Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» Махмутова Лилия Фирдусовна

г. Урай

План работы по самообразованию на тему:   «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Прежде чем давать знания,

Надо научить думать,

Воспринимать, наблюдать.

 В.А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).

К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).

Согласно ФГОС ДО (п. 3.3) «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании, с введением ФГОС ДО преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, основанный на возросших требованиях к универсальности знаний.

Меня заинтересовала проблема - как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через опытно-экспериментальную деятельность?

Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.

Задачи:

- изучать педагогическую и методическую литературу по теме;

- обобщить педагогический опыт работы по теме самообразования;

- обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;

- разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность;

- прививать детям интерес к математике с помощью интересных заданий, игр на развитие опытно-экспериментальной деятельности, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики;

- способствовать развитию у детей внимания, памяти, активности, инициативности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;

- развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;

- объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Этапы разработки:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений»
  • Исследовать эффективность использования детского экспериментирования в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Разработать картотеку опытов и экспериментов по формированию элементарных математических представлений.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Направления саморазвития:

  • Изучение нормативно-правовых документов
  • Изучение методической литературы
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом
  • Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)
  • Работа с детьми
  • Повышение квалификации
  • Работа с семьей, социумом
  • Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

Актуальность выбранной темы

    «Не торопись навязывать знания ребѐнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему … Редко требуй от него суждений»

                                   И.Г. Песталоцци.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.    

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения.

Формирование у воспитанников способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование, где первой ступенью выступает детский сад. Реализация этих целей в полной мере может реализоваться через экспериментально-исследовательскую деятельность воспитанников. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет собой актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Между тем, метод экспериментирования является одним из эффективных методов познания дошкольниками закономерностей и явлений природы, окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование - один из самых эффективных методов в воспитании дошкольников. В дошкольном возрасте, он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как наблюдение, труд, развитие речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования. Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий

Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы.

В течение года

 Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и ФЭМП. Посещение открытых показов организации партнерской образовательной деятельности педагогов ДОУ, наставников

Работа с личной библиотекой, интернет-ресурсами. Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта по данному направлению

Октябрь-ноябрь

Разработка перспективного планирования развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Организация работы деятельности с дошкольниками

Декабрь

Посещение занятий коллег по ФЭМП

Обмен опытом по проблеме

В течение года

Работа над модернизацией развивающей среды. Создание условий для детского экспериментирования

Оформление уголка экспериментирования в группе. Интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности

Январь-февраль

Работа над созданием методических папок

Подбор материала по темам

В течение года

Изготовление пособий. Разработка картотек игр, опытов и экспериментов по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Подбор материала

Апрель

Подготовка к итоговому родительскому собранию с презентацией «Юные исследователи»

Подбор материала

Май

Подведение итогов по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования

Подбор методической литературы.

Получение объективной динамики формирования экспериментальной деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей группы

Изучение литературы по теме

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет-источников:

1. Сорокина И.О. «Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений» 

2. Казакова А.В., Киричек К.А. «Роль экспериментирования в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

4. Воронина Л.В. «Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике»: Педагогическое образование в России. 2015. №9

5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

7. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В., М., 2001.

8.  Линник Н.В., Ревина «Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика

9. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

10. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К. вопросу о формировании начальных математических понятий // Докл. АПН РСФСР. 1961. № 1.

11. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

12. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб.: Детство-пресс, 2007

14. Статья Ерофеевой Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№2,4,5,6

15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М., 2004.

16. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2012.

17. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».

 

Работа с детьми

Месяц

Тема экспериментально – исследовательской деятельности

сентябрь - октябрь

Измерение длины предмета

октябрь - ноябрь

 Измерение объема сыпучих веществ

ноябрь - декабрь

 Измерение объема жидких веществ

декабрь - январь

 Магниты, магнетизм

январь

 Измерение массы

февраль

Сравнение предметов по весу и занимаемому объему

февраль - апрель

Часы и время

апрель - май

Термометр и температура

Работа с родителями

Работа с родителями

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми

Анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

1. Обогащать родительский опыт о роли экспериментирования по формированию элементарных математических представлений

 

Консультации и беседы «Как привить интерес к математике?»  «Экспериментирование в жизни детей», «Развитие математических способностей детей»

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком опытно-экспериментальную деятельность по развитию математических способностей.

 Родительское собрание на тему: «Поэксперментируем!»

Показать достижения детей в области  математики

День открытых дверей. Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» - папка-передвижка

Обогащать родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.

 Консультации и беседы с родителями на тему:

Дать информацию по использованию опытно-экспериментальной деятельности в летний период.

«Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 6 годам»

Ожидаемые результаты

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно-педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.
  • Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.
  • Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Повышение уровня развития математических  способностей  детей.
  • Внедрение более эффективных средств и методов обучения
  • Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.
  • Предметно-развивающая среда в группе и детском саду служит зоной опережающего развития детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность

Создание условий,  способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник  с радостью и удивлением открывает для себя ...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Самообразование "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности" 2022г.-2023 г.

Индивидуальный план по самообразованиюПоляковой Марии АлександровныВоспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок» Тема: «Формирование элементарных математических представ...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...