Презентация "Детское экспериментирование"
консультация

Борток Ирина Викторовна

детское экспериментирование в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.ppsx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Консультация для воспитателей. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей детей МБДОУ № 21 "Детский сад" г. Кингисепп воспитатель Борток И.В.

Слайд 2

В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования, кто-то называет его иначе. Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи: 1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. 2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики. 3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки . 2

Слайд 3

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых 3

Слайд 4

«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Музыкальное воспитание Физическое воспитание 4

Слайд 5

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности Идет обогащение памяти ребенка , активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа , синтеза, сравнения , классификации, обобщения 5

Слайд 6

«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами 6

Слайд 7

«Плюсы» демонстрационных наблюдений: Является менее трудоемким Прост в методическом отношении Исключены ошибки при проведении опытов Проще следить за соблюдением дисциплины Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций Проще решаются вопросы гигиены «Минусы» демонстрационных наблюдений: Объект находится далеко от детей Объект виден под каким-то одним углом зрения Сведена до минимума личная инициатива детей Низкий эмоциональный уровень восприятия Затруднена индивидуализация обучения Пассивность детей Восприятие осуществляется в основном с помощью одного ( зрительного ) анализатора 7

Слайд 8

«ФРОНТАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ » Когда в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей 8

Слайд 9

«Плюсы» фронтальных наблюдений : Хорошо видны мелкие детали Возможность рассматривания со всех сторон Высокое эмоциональное состояние Включение всех анализаторов Процесс обучения индивидуализирован Трудно найти много объектов Сложнее написать конспект Труднее установить контакт с детьми Несинхронность в работе детей Труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком Повышается риск правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций 9 «Минусы» фронтальных наблюдений:

Слайд 10

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ» Случайные Не требуют специальной подготовки Воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями , т.е. постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии и т.д. Плановые Начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач Выбирается объект Воспитатель знакомится с ним заранее- и на практике, и по литературе Одновременно он осваивает технику экспериментирования , если та ему незнакома 10

Слайд 11

11 "Особенности детского экспериментирования" • детское экспериментирование свободно от обязательности • не следует жестко регламентировать продолжительность опыта • не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана • дети не могут работать не разговаривая • нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми • не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов • важным моментом, который необходимо учитывать – это право ребёнка на ошибку • очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу • предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности • следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребёнка в целостный педагогический процесс • очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов

Слайд 12

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 12 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) 2) место для приборов 3) Место для хранения материалов (природного, "бросового") 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Слайд 13

13 "Содержание уголков экспериментальной деятельности" Младший дошкольный возраст

Слайд 14

14 Средний дошкольный возраст

Слайд 15

15 Старший дошкольный возраст

Слайд 16

Т акже помещают различные схемы, модели, которые отображают основные свойства веществ. Например, "Свойства воды" (вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы) 16

Слайд 17

«Свойства воздуха" 17

Слайд 18

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ» 1 . Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон ; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.) 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...