Тема: «Использование игрового дидактического пособия ЛОГОкуб, как средство развития речи младших дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Пшонкина Ольга Юрьевна

Логокуб предназначен как для совместной со взрослым деятельности, так и для самостоятельной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логокуб22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Тема: «Использование игрового дидактического пособия ЛОГОкуб, как средство развития речи младших дошкольников»

Автор: воспитатель 2 младшей группы

О.Ю. Пшонкина

пгт Смышляевка 2019

Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра – основной вид деятельности детей. Чтобы повысить интерес детей на занятиях приходится подбирать и модифицировать игровые приёмы и методы в своей работе.

«Логокуб», можно расшифровать это название как логопедический куб, и второй вариант – логический куб.

Цель:формирование детского словарного запаса, развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

Логокуб таит в себе большие возможности, дает ребятам определенный объем знаний и учит их владеть своими знаниями, развивает творческую активность, самостоятельность мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи.

Логокуб предназначен как для совместной со взрослым деятельности, так и для самостоятельной игры.

Пособие состоит из куба с шестью гранями разного цвета на которые прикрепляются, с помощью клейкой ленты, условные обозначения, плоскостные изображения предметов, животных, растений и т. д.

Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

Пособие может быть использовано для занятий с детьми от 4 до 7 лет.

Основные достоинства пособия:

• Кубы удобны в использовании

• Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или вся группа детей одновременно

• Кубы можно переставлять, переносить

• Кубы дают возможность использовать в работе самые разные дидактические игры

• Они объёмны, но удобны для хранения

• Использование куба в работе

Дидактические игры направленные:

• Формирование грамматического строя речи;

• Развития мелкой моторики;

• Дыхательной гимнастики;

• Ориентировки в пространстве;

• Составление краткого описания предметов;

• Артикуляционные упражнения.

Пособие «Логокуб» многофункционально и даёт заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.

«Логокуб» можно использовать с раннего дошкольного возраста для знакомства с органами артикуляции, для выполнения артикуляционных звуков в слогах, словах, предложениях.

Игры используемые с «Логокубом»:

Игра  «Умный язычок» (Артикуляционная гимнастика).

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим

Цель: выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Задачи:

• Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать развитию подъязычной связки (уздечки, укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким, узким, в форме «чашечки»; укреплять мышцы

• Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции;

• Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться;

• Развивать подвижность нижней челюсти;

• Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Игра  «Сильный ветерок» (Игра на продувание).

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

 

Игра «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».

Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.

Описание игры.

Педагог демонстрирует детям каждую грань куба с прикреплёнными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображённые на одной грани куба, одним обобщающим словом.

Игра «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

Описание игры.

Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений, того же цвета, что и грань.

Игра «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»

Цель: закрепление представлений детей о геометрических фигурах.

Описание игры.

Педагог предлагает детям прикрепить на одну грань круглые предметы, а на другую – квадратные.

Игра «ИГРЫ – ЗАГАДКИ»

Цель: расширение словаря прилагательными.

Описание игры.

Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки.

Например: бурый, косматый, неуклюжий; хитрая, пушистая, рыжая и т. п. Ребёнок должен отыскать на столе картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верный, ребёнок прикрепляет картинку к кубу.

Условия игры могут измениться: логопед выбирает картинку, а ребёнок даёт характеристику изображённому на ней животному или предмету. Если характеристика верна, картинка прикрепляется к грани куба.

Игра «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа;

- развитие внимания.

Описание игры.

Педагог выставляет перед детьми куб с прикреплёнными к его граням предметными картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос логопеда «Чего (кого) не стало?» Ответы должны быть полными «Не стало шапки» и т. п.

Список литературы:

1. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие – М., Пепагогическое общество России, 2007. – 176.

2. Плясунова Т.Б., Фомина Е.П., Кузеванова О.В., Бершадсткая И.В. Играя вместе, развиваться интереснее. Универсальные дидактические игровые пособия. Методическое пособие/ под ред. Л.А. Пеньковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015г.- 84с.

3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

Интернет – ресурсы:

https://borgul.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-v-podgotovitelnoj-gruppe-po-razvitiyu-rechi.html

http://ext.spb.ru/faq/2486-2013-03-12-16-13-13.pdf - развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дети, не получившие в дошкольном возрасте со...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...

Открытое занятия по развитию речи на тему «Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в развитии речи детей в младшей группе»

Цель: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение; стимулировать ребенка рассказывать знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» с использованием игровых технол...

Использование универсального дидактического пособия «Фланелеграф» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование универсального дидактического пособия «Фланелеграф» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста...