«Индивидуализация образования на примере старшей возрастной группы детского сада»
материал (старшая группа)

Кольцова Виктория Олеговна

Проблеме   индивидуального   подхода   в  воспитании     детей    уделяли внимание  многие представители  прогрессивной  педагогики. Уже в  педагогической   системе   Коменского – великого  чешского педагога  - чётко  обозначены  положения о том, что  весь  процесс   обучения  и  воспитания  детей  необходимо  строить с учётом  их  возрастных и  индивидуальных  особенностей, и   выявлять  эти  особенности   путём   систематических  наблюдений.

       В  каждом   коллективе  можно  встретить  детей  самого  различного  темперамента, поведения  и характера.И все  они  требуют к  себе  внимания и заботы со  стороны  взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_individ_obuch_detey.docx101.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37

Приморского района Санкт-Петербурга

Доклад на тему:

«Индивидуализация образования на примере старшей возрастной группы детского сада»

C:\Users\Викулька\Desktop\картинка детсад.jpg

                                                Подготовила:

  Воспитатель ст.гр. «Чунга-Чанга»

                                                      Кольцова В.О.

2020

       Проблеме   индивидуального   подхода   в  воспитании     детей    уделяли внимание  многие представители  прогрессивной  педагогики. Уже в  педагогической   системе   Коменского – великого  чешского педагога  - чётко  обозначены  положения о том, что  весь  процесс   обучения  и  воспитания  детей  необходимо  строить с учётом  их  возрастных и  индивидуальных  особенностей, и   выявлять  эти  особенности   путём   систематических  наблюдений.

       В  каждом   коллективе  можно  встретить  детей  самого  различного  темперамента, поведения  и характера. У  одних  довольно  рано  обнаруживаются  способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны,их   способности  и    интересы  не  проявляются   столь  ярко.

      Есть дети  непоседы,  шумные  и энергичные,  они  всегда в курсе   всех  событий, их  интересует  всё  новое  и необычное. Есть дети,  медлительные и спокойные, которым  нравится  подолгу  сидеть, рассматривать  книжки, играть в куклы. Некоторые  очень  обидчивы,  малейшее  невнимание  может  вызвать  у них  переживание и слёзы. И все  они  требуют к  себе  внимания и заботы со  стороны  взрослых.

      Индивидуальный  подход  нацелен,  прежде  всего, на  укрепление  положительных  качеств  ребёнка и устранение  недостатков. Опора на положительное  в характере, в свойствах  личности  ребёнка  должна  сочетаться  с чуткостью и разумной  требовательностью. Бережное  развитие  положительных  черт  органически  связано с глубокой  верой в ребёнка.

     Одним  из  условий  правильного осуществления  индивидуального подхода  является  единство  требований к нему  как педагогов, так и родителей. Многие вопросы  воспитания  нельзя  разрешать  вне  связи с семьёй.

           Проблема   индивидуального  подхода к  ребёнку  всегда  волновала  нас.

Мы работаем по типовой  программе воспитания  и  обучения  детей.  Занятия  проводятся с группами  детей, и нет большой возможности  изучить  конкретного  ребёнка. Всё  обучение  ориентируется на ребёнка  среднего  уровня  развития. Поэтому мы  индивидуально  работаем с отстающими  детьми в утренние и вечерние  часы.

          С целью выявления интересов детей в определенной деятельности, в нашей группеорганизовано  семь  центров  активности,  которые  насыщены  всевозможными материалами, соответствующими   разным  уровням  развития  детей.

   Мы стараемся  придумать  такие  виды   деятельности, чтобы  они  подходили  каждому  ребёнку  и работали  на  развитие  каждого   ребёнка. Мы считаем, что  разнообразие  занятия в центрах  должны  бросить  вызов и одновременно  позволять  каждому  ребёнку  добиться успеха.

           Наблюдая  за  детьми  и планируя  виды  деятельности, при  необходимости  мы заменяем  материалы и задания в центрах. Включаем в  распорядок  дня  различные  занятия - индивидуальные и в малых  подгруппах, самостоятельные и при  участии  взрослых. Работа в малых   подгруппах также  способствует  индивидуализации  процесса  обучения и позволяет  детям  приобрести  навыки  взаимодействия  друг с другом.

     Перед  тем, как  планировать деятельность  в центрах, нами изучаются  интересы  каждого  ребёнка. Мы считаем,  что  в  обстановке,  где  ориентируют  на  реализацию  собственных  интересов, у  детей  развивается  чувство  значимости и инициативы. От   всякой  работы  дети  должны  получать   удовольствие  и  пользу. Делая  то, что  им  интересно, дети  получают  для  себя  информацию  и извлекают из  неё  соответствующие  выводы.

    Прежде,  чем  развернуть  какую-то  тему,  мы задаем  детям   вопросы  о  том,  что  их  интересует,  или  просим  рассказать  о  событиях, которые   их  волновали.  Например, на  утреннем  сборе  Зоя  рассказала,  что летом она  с  родителями  ездила  на  море. Она  видела  морские  водоросли  и привезла с  собой  красивые  раковины. Илья сказал, что  у него  есть  большая  книга  про  море  и  морских  обитателей, которую  они  с  бабушкой  читают. В  результате  дальнейшей  беседы мы выяснили, что  многих  детей  интересует  подводный  мир. Даше  было  интересно  узнать  про  морские  водоросли, Гамлету - про   акул  и  китов, Степану - про  водолазов и рыб.

    Чтобы  выяснить  уровень  знания  детей о  подводном  мире,  мы задаем  следующий  вопрос: «Что  мы  знаем  об  этом?» По  мере  того,  как  дети  отвечают  на  вопрос, мы  записываем  их  ответы  на  большом  листе  бумаги, чтобы вся  группа  могла  их  видеть. Рядом  с  ответом  указываем  имена  детей.

         Для  формирования  целенаправленности   более  глубокого  изучения  интересовполезно  задать  вопрос:  «Что  мы  хотим узнать о  подводном  мире?» Ответы  детей  снова  записываются  на  листе  бумаги. Эта  информация и будет  определять  содержание   тематического  проекта. Я учитываю все  ответы  детей, какими  нелогичными  они бы  показались. Когда  все  дети  выскажутся, задаем следующий вопрос: «Как  найти  ответы  на  наши  вопросы?»  Дети  сами  предлагаютспособы  сбора  информации: Ваня и Люба предлагают  прочитать в энциклопедии, Настя -спросить  у  родителей, Эльдар и  Артем  хотят  посмотреть  по  телевизору, Полина и Даша -  попросить  воспитателей рассказать  об  этом.

   Все  поступившие  предложения от  детей  мы оформляем  в учебный  план,  где  предполагаем  следующие  НОД :  чтение о  подводном  мире, рассматривание  иллюстраций, совместная творческая работа детей и родителей, просмотр  видео - фильмов. Исходя из выбранной  темы, интересующей  многих  детей, мы проводим  планирование.

   Кроме  того, мы можем  ежедневно  вносить  некоторые  изменения в этот  план,  учитывая  потребности  детей. В  зависимости от  выбранной темы  мы  меняем  материалы в  центрах  активности.

   Таким   образом, освобождается  время  для  индивидуальной  работы с  детьми  или  подгруппой.  Мы  стараемся  найти  правильный  баланс  между  спокойными или  активными  занятиями, организованным и свободным  временем  детей.

   Также  обсуждаем  успехи  и проблемы  каждого  ребёнка и определяем  дальнейшие  задачи  развития  для  него или подгруппы  детей.

         Письменные  планы  помогают  предусматривать  дополнительные  изменения  в 

 тематических  центрах, а  также   регистрировать  проведённые занятия с детьми.

          Ещё  одним  вариантом  планирования  деятельности является составление  учебной схемы. Мне  кажется такой вид  плана очень  удобным, т.к. он располагается на  учебной  панели и зрительно  отражает  связи  между темой занятий и центрами  активности.

           Мы используем ещё и такой  вид  планирования, как  расписание на день. Такие

расписания  позволяют  установить ежедневный  распорядок, к  которому  дети  привыкают, и  который  удобен  для  них. В  расписаниях  на день разумно сочетаются активныеи  спокойные  занятия.  Представляем  детям           возможность  по  своему  выбору, изучением  учебных  материалов,  имеющихся  в группе, и  на открытой  площадке.  Дневное  расписание  даёт  возможность нам или помощнику наблюдать  за  детьми, говорить и работать с ними  индивидуально или в  небольших   подгруппах.

       Как  уже  говорилось, организация  занятий по  какой-либо  теме инициируется самими  детьми. В  основе  тематического  проекта  лежит  интерес   детей к данной  теме. Если по ходу реализации проекта  интерес  детей  не  ослабевает, то

мы  развиваем  тему  дальше.

     При  планировании  мы учитываем также  характеристики  конкретной  группы. Каждая  группа  детей уникальна: то,  что  интересно одной,  может  быть  безразлична  другой. Всё  это мы  стараемся  отразить  в  элементах  учебного  плана и способах их  представления. НОД по конкретной  теме  адаптируются в  зависимости от  степени   развития  навыков, заинтересованности и возраста  детей.

       При  составлении   недельного  плана мы предусматриваем   индивидуальные

задачи  развития  каждого  ребёнка или  небольшой   подгруппы  детей. Из 

наблюдений  за  детьми и бесед  с родителями  мы  узнаем сильные и слабые  стороны, а  также  потребности  каждого  ребёнка. Эта  информация  позволяет  нам определить  задачи  обучения. Для  одного  ребёнка  эта  задача  может состоять  в том, чтобы  он участвовал в разных  видах  деятельности, научился в спокойной  манере  обсуждать с детьми  вопросы  очерёдности. Для другого –

в том, чтобы он научился  считать до  десяти и более активно  участвовал в общих  беседах.

           При  определении  индивидуальных  задач мы стараемся  охватить  все  области  развития:  социальную, эмоциональную, познавательную, физическую. Чтобы помочь  детям в достижении  поставленных  целей, используем  различные  методы, учитывающие их  и личностные  качества.

    Как известно, наиболее значительное  влияние на детей  оказывает  воспитатель. От  нас   зависит, как будут   организованы  центры,  какие  будут  выбраны  материалы  для  них, как  будет  распланирован  день. Наша задача -  создать  в  группе  такую  атмосферу, чтобы  чувствовались  взаимные  уважения, взаимопонимание и  забота  друг  о  друге. Если  ребёнок  ощущает  уважение  со  стороны  взрослых, то у  него  развивается  самоуважение, что, в  свою  очередь,  закладывает  основы  взаимоотношений с другими детьми. Мы  стараемся  приложить все усилия, чтобы  каждый  ребёнок  знал, что  его  понимают и уважают, чтобы он ощущал  себя  свободно  и  комфортно.

   Во  время  работы в  центрах, мы  предоставляем им  возможность  самостоятельно  действовать, наблюдая  за  ними  со  стороны. Стараемся помочь  в их  деятельности и не  руководить  ею, так  как  это может  затормозить  творчество  и фантазию.

Мы считаем, что  необходимо  быть  внимательной  ко  всем  детям  во  время  работы и показать  одобрение их  усилий. Мы  предлагаем  детям рассказывать о своих  работах и о своих  интересах.

       Хочется  сказать  о  правилах   поведения  детей в  группе. Мы  приглашаем  детей к разработке  правил, их   оформлению. Это  помогает  выработать  навыки  решения  проблем  и самоконтроля.

  Дети,  работая  в центрах в основе  малых  подгрупп, получают  возможность  естественного  общения. Они  многому  учатся  друг  у  друга. Общаясь в процессе  игр, дети  решают  проблемы, принимают  решения, выражают  свои

мысли  и чувства.

        Когда  дети  меняются  предметами, у них  формируется  умение  договариваться. Они учатся  находить  компромисс,  когда  приходится  соблюдать  очерёдность.

    В  ходе  взаимодействия  дети  приобретают  друзей и общаются с ними в  атмосфере непринуждённости.

   Совместная  игра  учит  детей  планировать и реализовывать свой  замысел,  воспитывает  уважение к  чужим  идеям.

          При  планировании   деятельности  у нас  возникает  много  вопросов: 

интересны  ли  материалы  в центрах  активности;  способствуют ли  запланированные  виды  деятельности  развитию детей; как  индивидуализировать  занятия в центрах. Чтобы  они  соответствовали  разным  уровням  развития  детей. Чтобы  найти  ответы  на  эти  вопросы, мы  проводим  наблюдения за  каждым  ребёнком в  то  время,  когда  работает или  играет. При  этом  не  вмешиваемся в  деятельность  детей. Стараемся,  чтобы наши  наблюдения  были  объективными и не  содержали  оценок. Мы  не  указываем своего  отношения и чувств  по  поводу  наблюдаемого  эпизода, а  лишь  констатируем  факт.

     Ещё  один  способ  сбора  информации о  ребёнке,  который мы  применяем –это  образцы  работ,  которые    выполнил  ребёнок.. Это  могут  быть рисунки, рассказы, попытки  написания  слов и цифр. Каждый  ребёнок  имеет свой «портфель» работ. Детям  очень  нравится  просматривать  свои  работы,  это вызывает  у  них  чувство  гордости  и повышает  самооценку. Кроме  того, беседы  с детьми  об  их  работах,  играх, семьях  дают  мне  много  информации о том,  как  взаимодействует с  другими  детьми и с взрослыми;  как  владеет  языком;  каков  его  характер и темперамент;  кем  является  в  группе.

              Индивидуализация  воспитательнообразовательного  процесса  будет  неполной,  если  не  взаимодействовать  с родителями. Кто  знает  о  ребёнке  больше  всех? Так же,  как мы  изучаем ребёнка, мы изучаем  его  семью. Для нас важно  всё:  возраст  родителей, профессия,  уровень  материального  обеспечения, культурные  традиции,  состав  семьи. Мы  должны знать,  что  хотят  родители  от  детского  сада. Выявляем  социальный  запрос и в  своей  работе  стараемся его  выполнить. Очень  полезным  бывает  изучение  интересов  самих родителей.

     Родителям  предоставляется  много  возможностей  участвовать  в жизни  нашей  группы. Мы считаем,  что  общение, взаимное  уважение  признание  важности  интересов  ребёнка  создают  основу  для 

плодотворного  взаимодействия  детского  сада и семьи.

  Процесс   индивидуализации  очень  сложен.  Но  думаем,  очень эффективен в  развитии  детей. Создаются прекрасные условия для развития  хорошего  уровня  интеллектуального  развития,  созданы  благоприятные  условия 

для  эмоционально - личностного  развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих меропиятий во всех возрастных группах детского сада.

При создании рекомендаций я пользовалась литературой следующих авторов:   Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Утробина К.К., Латохина Л.И., Андрус Т.А.....

Планирование по организации развития речи у детей старшей возрастной группы детского сада.

Предлагаю Вашему вниманию и для использования в Вашей работе планирование по организации развития речи у детей старшей возрастной группы на март-апрель....

Система работы с развивающими играми в старшей возрастной группе детского сада

в данном планировании представлена  последовательность работы с развивающими играми такими как,    " головоломки", игры, В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина "Дроби" "Сло...

Проект "Я помогаю маме" совместный проект с воспитанниками и родителями детей старшей возрастной группы детского сада ко дню Матери

Гипотеза: Если мотивироватьродителей значимостью темы проекта для нравственного воспитания их детей, то активность родителей в жизни детей и  их деятельности в детском саду повысится....

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Янтарёк» дата проведения 2017 – 2018учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Янтарёк&raqu...

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Алые паруса» дата проведения 2019 – 2020учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процессаВозрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Алые паруса»...

Аналитическая справка Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» старшая группа «Алые паруса» уч.год, 2018 – 2019 уч.г.

Аналитическая справкаВозрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     старшая группа «Алые паруса» уч.год, 2018 – 2019 уч.г. ОКТЯБР...