Перспективное планирование по трудовому воспитанию
календарно-тематическое планирование

Барсукова Татьяна Сергеевна

Перспективное планирование по трудовому воспитанию в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_trud_vosp_gotovyy_stgr.docx112.07 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по трудовому воспитанию

в старшей группе

Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Сентябрь

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

З.- Развивать у детей желание помогать друг другу.

Практическое упражнение

«Помоги другу».

З.-учить детей аккуратно ставить свою обувь на обувную полку, своевременно ухаживать за ней (в случае загрязнения чистить, мыть, сушить). Стимулировать желание детей помогать друг другу. Следить за порядком на полке.

-Поручение «Обувная полка»;

- Поручение «Дружные ботинки».

Коллективный

З.- Продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к своему внешнему виду.

- Чтение стихотворения Э. Машковской «Нос, умойся».

-  Беседа «В гостях у Мойдодыра»;

- Практическое упражнение «Следим за внешним видом»;

- Игровая ситуация «Предметы гигиены».

З.- закрепить правильное выполнение детьми действий при надевании различных предметов одежды, формировать умение действовать самостоятельно, аккуратно складывать одежду в шкафчик.

- Практическое упражнение «Собираемся на прогулку»;

- Практическое упражнение «Порядок одевания»;

- Игровая ситуация «Неряшливый шкафчик».

Индивидуальный

З.- формировать у ребенка привычку мыть руки после прогулки. Учить проверять чистоту рук, использовать индивидуальное полотенце.

З.-закрепить навыки пользования носового платка.

- Практическое упражнение «Чистое полотенце»;

- Игровая ситуация «О чем нам рассказало Илюшино полотенце?»;

- Практическое упражнение «Носовой платок».

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

З.- закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность.

Практическое упражнение

- «Покрывало на кровати»;

- «Аккуратная постель».

З.-познакомить детей с содержанием уголка, атрибутами и инструментами, предложить рассказать, для чего они служат. Расширять представления детей о труде взрослых, о различных профессиях. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Беседа «Знакомство с уголком трудового воспитания».

Поручения

З.- формировать привычку наводить порядок после игр.

- Практическое упражнение «Уборка игрушек»;

- Практическое упражнение «Каждой игрушке свое место».

З.-формировать необходимые навыки трудовой деятельности, учить оценивать результаты своего труда.

- Наведение порядка в песочнице после игр.

- Подметание веранды.

Дежурства

З.- учить действовать последовательно аккуратно, обсудить важность выполняемой работы. Закрепить последовательность накрывания на стол.

- Дежурство по столовой.

- Практическое упражнение «Что забыла Маша?»;

- Игровая ситуация «О чем рассказала салфетка?»

З.- привлекать детей к подготовке необходимого для занятий оборудования, учить выполнять задания взрослого, действовать по инструкции, распределять поровну необходимые материалы.

- Дежурство на занятии.

- Практическое упражнение «Каждому ребенку».

Труд в природе

Поручения

З.- учить оказывать посильную помощь в уборке участка, формировать соответствующие трудовые навыки, продолжать учить пользоваться детскими граблями, метлой.

 «Трудовой десант» -уборка на участке группы.

З.- Предложить оказать посильную помощь в уборке урожая.

Практическое упражнение «Сбор урожая»

З.- познакомить с правилами сбора семян; учить различать семена различных цветковых растений.

Практ. упражнение «Сбор семян с цветника».

Дежурства

З.- способствовать актуализации знаний детей о правилах и приемах ухода за растениями уголка, об условиях, необходимых для их роста и развития. Напомнить о расположении и назначении инвентаря, о правилах безопасности и личной гигиены.

 В уголке природы.

Коллективный

З.- учить объединять детей в бригады, коллективно выполнять задание, распределять обязанности.

«Сбор урожая»

Ручной труд

Поручения

З.- обсудить с детьми, какие правила обращения с книгой были нарушены, как и при помощи чего можно восстановить каждую из книг. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Практическое упражнение «Реставрация книг»

Дежурства

З.- учить рассортировывать природный материал, разложить в коробки.

Упражнение «Природный материал»

Коллективный

З.- Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе. 

Практического упражнение «Мытье строительного материала»

Знакомство с трудом взрослых

З.- Знакомить с работой завхоза в детском саду.  Формировать у детей представления о роли труда завхоза, познакомить с помещением, где хранятся продукты.

Экскурсия в кабинет завхоза. Беседа.

З.- Предложить понаблюдать за работой дворника, ответить на вопросы о назначении тех или иных трудовых действий. Формировать у детей представления о роли труда дворника для поддержания порядка на территории детского сада.

 Наблюдение за работой дворника.

З.- Знакомить детей с работой инструктора по физической культуре.

Беседа о профессии инструктора по физической культуре.

З.- актуализировать и дополнить представления детей о профессии строителя, познакомить с трудовыми операциями, выполняемыми на стройке, со строительной техникой. Учить воспринимать книгу как источник знаний.

Виртуальная экскурсия на стройку, чтение произведения Б. Житкова «Что я видел?»

Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Октябрь

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

З.- формировать у детей соответствующие трудовые навыки, привычку очищать обувь перед входом в помещение. Формировать бережное отношение к обуви, воспитывать уважение к труду уборщицы, аккуратность.

Практические упражнения

  •  «Приводим обувь в порядок»;
  •  «Обувная полка»

З.-обсудить с ребенком, почему необходимо мыть руки после посещения туалета, перед едой.

Практические упражнения

  • «Правильное мытье рук»;
  • «Чистые ладошки»

Коллективный

З.- способствовать совершенствованию действий детей при надевании различных предметов одежды, повышении самостоятельности. Учить детей обращать внимание на свой внешний вид, поправлять предметы одежды, оказывать помощь сверстникам.

Практические упражнение

  • «Собираемся на прогулку»;
  • «Быстро и аккуратно»

З.- учить детей приводить в порядок одежду и обувь после прогулки, формировать осознанное отношение к своему внешнему виду. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде, уважение к труду уборщиц.

Практические упражнения

  • «Самые аккуратные»;
  • «После прогулки»;
  • «Чистая лестница».

З.- обсудить с детьми, почему необходимо мыть руки после посещения туалета, перед едой. Формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Беседа «Почему важно мыть руки»;
  • практическое упражнение «Чистые руки».

Индивидуальный

З.- учить детей одеваться в прямой последовательности, аккуратно складывать вещи, ставить сменную обувь в шкафчик.

Практические упражнения

  • «Аккуратный шкафчик»;
  • «Порядок в шкафчике».

З.-воспитывать у детей потребность быть чистыми, опрятными, аккуратными, учить с помощью зеркала следить за своей прической, находить недостатки и исправлять их, пользоваться расческой после сна и прогулки.

Практические упражнения

  • «Чудесная расческа»;
  • «Красивая прическа»;
  • «Свет мой зеркальце, скажи…»

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

З.- формировать у детей привычку трудиться вместе, распределять фронт работ. Воспитывать ответственность за результат деятельности, формировать социально-трудовые компетенции.

-Практическое упражнение «Уборка на стеллажах с игрушками» 

-Генеральная уборка в групповой комнате.

З.- учить детей ухаживать за обувью: чистить, мыть, сушить ее по необходимости, аккуратно ставить на обувную полку. Формировать бережное отношение к обуви, воспитывать аккуратность.

Практические упражнения

- «Обувная полка»;

- «Чистая обувь»

З.- Обращать внимание на скомканную  простынь, сбившееся

одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.

Практические упражнения

- «Уборка кроватей»;

- «Опрятная постель».

Поручения

З.- обсудить с детьми, почему важно поддерживать и наводить порядок, учить работать в парах, Воспитывать трудолюбие, ответственность.

Практические упражнения

- «Уборка игрушек после игр»;

- «Порядок в группе».

З.- учить детей выполнять поручение, выступать в роли ответственных за поддержание в книжном уголке. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Практическое упражнение «Наводим порядок в книжном уголке».

Дежурства

З.- учить детей самостоятельно  и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоятельность.

Дежурство по столовой.

З.- учить детей самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их после занятия, мыть кисточки, стаканчики, протирать клеенки, столы.

Дежурство на занятии.

Труд в природе

Поручения

З.- прививать детям стремление к порядку, учить приводить в порядок участок, правильно подбирать инвентарь, договариваться о сотрудничестве.

«Трудовой десант» -уборка листвы на участке группы.

З.- активизировать в речи названия частей растений, напомнить правила сбора природных материалов.

Практическое упражнение «Сбор природных материалов для поделок».

З.- учить детей аккуратно насыпать корм в кормушки, предложит сделать и повесить у себя за окном подобные «птичьи столовые» вместе с родителями.

Практическое упражнение «Подкармливаем птиц».

Дежурства

З.- обсудить, как нужно правильно поливать цветы, какая правильная и дозированная поливка, почему одинаково опасен недостаток и избыток воды. Формировать соответствующие трудовые навыки.

Дежурство в уголке природы.

Коллективный

З.- учить собирать семена для последующей посадки их весной, сравнивать семена разных растений.

Практическое упражнение «Сбор семян»

З.- Предложить детям рассказать, зачем необходимо окапывать кустарники, выбрать каждому посильную работу. Учить беречь предметы труда, убирать их на место после прогулки.

Практическое упражнение «Подготовка кустарников к зиме».

З.- учить готовить землю для посадки семян в будущем году, совершенствовать умения, связанные с использованием детского инвентаря. Воспитывать трудолюбие, формировать интерес к труду.

Работа в огороде.

Ручной труд

Поручения

З.- учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, действовать сообща, помогать друг другу. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Практическое упражнение «Реставрируем книги».

Дежурства

З.- совершенствовать умение работать с бумагой: работать с шаблоном, вырезая детали к занятию.

Дежурство по подготовке к занятию.

Коллективный

З.- формировать навык самоконтроля, умение действовать по схеме, используя строительный материал: картон, коробочки.

«Создание макета дома, в котором я живу».  

Знакомство с трудом взрослых

З.- уточнить имеющиеся знания о профессии медсестры; воспитывать положительное отношение к ней.

Наблюдение за работой медсестры.

З.- формировать у детей представления о важности труда строителей, о выполняемой  ими работе, о строительных профессиях. Формировать понимание роли труда в жизни людей, воспитывать уважение к людям труда.

Беседа «Кто построил детский сад?»

З.- рассказать детям о профессиях людей, изготовивших предметы, которыми они пользуются дома. (Например: стул делал столяр, кувшин -стеклодув и т.д.). Обогащать словарный запас, воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Дидактическая игра «Дом, в котором мы живем».

З.- дополнить знания детей о работе почтальона, рассказать о ее значимости, обновить атрибуты игры, формировать умение исполнять взятую на себя роль в соответствии с замыслом.

Сюжетно-ролевая игра «Почта».


Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Ноябрь

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

З.-учить детей соблюдать порядок одевания: после прогулки складывать и убирать одежду на место, учить выполнять порученное задание проследить за тем, чтобы снятые вещи не лежали на скамейке и на ковре.

Практические упражнения

- «Аккуратный шкафчик»;

- «Одежда в порядке»;

- «У каждой вещи свое место».

Коллективный

З.- предложить детям провести очередной этап конкурса на самый аккуратный шкафчик, обсудить, как рациональнее всего разместить в нем вещи.

Практические упражнения

-  «Раздевалочка»;

- «Кто аккуратно и быстро разденется»

З.-формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду, учить мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль. Способствовать автоматизации выполнения последовательности действий при мытье рук и умывании.

Практические упражнения

- «Умывалочка»;

- «Мыльные ладошки»;

- «Чистое полотенце»;

Использование художественного слова (стихи, потешки).

Индивидуальный

З.-способствовать выработке у детей полезных привычек, учить следить за чистотой рук, мыть их по необходимости.

Практические упражнения

- «Чистюля»;

- «Чистота-залог здоровья»;

- «Полезная привычка».

Беседа «Чистые руки».

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

З.- обсудить с детьми назначение этой работы, учить намечать план совместных действий, распределять обязанности готовить необходимое оборудование. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Практические упражнения

- «Моем игрушки»;

- «Мытье деталей конструктора».

З.-формировать у детей представление о сборе игрушек и наведении порядка, как о необходимом этапе, завершающем прогулку, игру. Учить строить продуктивное взаимодействие с товарищами в ходе трудовой деятельности.

Практическое упражнение «Уборка спортивного инвентаря, игрушек».

З.- учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на вид аккуратно заправленной кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности.

Практическое упражнение «Аккуратная постель»;

«Заправляю кровать сам!»

Поручения

З.-расширять представления детей о трудовых операциях, учить выполнять работу самостоятельно от начала до конца, подбирать и приносить необходимый инвентарь и по окончании работы уносить его на место. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Практическое упражнение «Протираем полки шкафов».

 

Дежурства

З.- формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.

Дежурство по столовой.

З.- учить детей самостоятельно выбирать инструменты в зависимости от темы занятия, придерживаться определенного плана работы. Формировать ответственное отношение к обязанностям дежурного, учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность при выполнении поручений.

Дежурство по подготовке к занятиям.

Труд в природе

Поручения

З.- предложить детям разделиться на бригады, распределить фронт работ. Учить детей работать аккуратно, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. По окончании попросить их оценить качество работы каждой из бригад.

Практическое упражнение «Уборка на участке».

З.-объяснить детям необходимость выполняемой работы, воспитывать в любовь к труду.

Практическое упражнение «Уборка сухих веток на участке».

Дежурства

З.- учить детей планировать свою деятельность, следовать плану, рассказывать о ходе и итогах работы.

Дежурство в уголке природы.

Коллективный

З.- рассказать детям о необходимости работы по сгребанию опавших листьев (опилок или снега) к корням деревьев и кустарников, учить выполнять ее правильно. Воспитывать бережное отношение к природе,  учить работать дружно, помогать друг другу.

Практическое упражнение «Подготовка деревьев и кустарников к зиме».

З.-организовать актуализацию и обобщение знаний детей необходимых для роста растений, в том числе о рыхления почвы. Учить детей выявлять растения, в которых необходимо рыхлить почву самостоятельно определять необходимость проведения рыхления.

Беседа на тему «Цветочный остров».        

З.- учить детей распределять фронт работ, доводить начатое дело до конца, давать оценку результатам работы, рассказывать о ее ходе и назначении.

Практическое упражнение  «Сбор ягод рябины для зимней подкормки птиц».

Ручной труд

Поручения

З.-учить детей выявлять причины, по которым книги оказались испорченными, формулировать рекомендации по бережному обращению с книгами. Помочь детям освоить различные приемы работы по починке книг.        

Работа в уголке книги: починка изношенных экземпляров.

Дежурства

З.- совершенствовать умение работать с бумагой: складывать ее пополам, соединяя противоположные стороны.

Дежурство по подготовке к занятию (аппликации).

Коллективный

З.- познакомить с порядком работы по ремонту коробки, формировать умение работать с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно. 

Практическое упражнение «Ремонт коробки из-под дидактической игры»

Знакомство с трудом взрослых

З.-обратить внимание детей на то, как дворник убирает снег,  расчищает дорожки. Учить детей правильно и рационально выполнять такую работу. Предложить детям поблагодарить дворника за его труд.

Наблюдение за дворником.

З.-расширить представления детей о трудной и ответственной работе сотрудников почты, показать общественную значимость их труда. Учить детей обыгрывать различные ситуации, характерные для работы почты.

Сюжетно-ролевая игра «Почта».

З.-познакомить детей с профессией скульптора, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями работы. Пробудить у детей интерес к профессии скульптора.

Беседа на тему «Кто такой скульптор?»

З.-познакомить детей с группой сельскохозяйственных профессий, объединяемых данным понятием, рассказать о труде животноводов,  познакомить с названиями различных профессий, учить детей образовывать соответствующие названия.

 Беседа на тему «Животноводы».

З.-раскрыть смысл деятельности парикмахера, формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, помочь освоить разнообразные игровые роли (парикмахер, клиенты, кассир, уборщица). Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Беседа о важности и значимости труда парикмахера; рассматривание иллюстративного материала по теме; рисование на тему «В парикмахерской».


Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Декабрь

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

З.- совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять порученное задание проследить за тем порядком на обувной полке, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым.

Практические упражнения

- «Сапожки на обувной полке»;

- «Полка для обуви»;

- «Порядок на полке для обуви».

Коллективный

З.-учить детей аккуратно и быстро раздеваться, соблюдая принятую последовательность, поддерживать порядок в одежде. Воспитывать самостоятельность, учить определять, во что нужно одеваться и переодеваться в определенной ситуации.

Практическое упражнение

- «Раздевалочка»;

- «Кто быстрее и аккуратнее оденется?»

Индивидуальный

З.-учить ребенка относиться к своему внешнему виду критически: следить за порядком в прическе, одежде, устранять недостатки самостоятельно или при помощи взрослых. Воспитывать опрятность и аккуратность.

Практическое упражнение

- «Мой внешний вид»;

- «Волшебная расческа»;

- «Аккуратный ребенок".

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

З.-предложить детям включить данную трудовую операцию в одну из сюжетно-ролевых игр (например, «Семья»); учить правильно и аккуратно выполнять работу, готовить рабочее место. Учить использовать в игре знакомые стихи, прибаутки, песенки.

Практическое упражнение «Купаем кукол».

З.-расширять опыт трудовых действий, учить детей стирать мелкие детали одежды кукол, включая соответствующие трудовые операции в различные игровые сюжеты.

Практическое упражнение «Стирка кукольной одежды».

З.-учить детей включать соответствующие трудовые действия в сюжет различных игр; способствовать освоению детьми основных трудовых операций. Учить соблюдать правила личной гигиены; действовать аккуратно, стремиться к достижению желаемого результата.

Практическое упражнение «Стираем кукольную постель».

Поручения

З.-совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять порученные задания самостоятельно, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым.

Практическое упражнение «Протираем строительный конструктор».

Дежурства

З.-учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

Дежурство по столовой

Труд в природе

Поручения

З.-актуализировать трудовые навыки, освоенные детьми ранее, учить договариваться о совместной работе, действовать сообща, рассказывать о результатах и значении своего труда.

Практическое упражнение «Очистка дорожек от снега».

Дежурства

З.-учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного, способствовать автоматизации правильных действий при поливе растений (учить выбирать растения, нуждающиеся в поливе, правильно держать лейку, лить воду, убирать инвентарь, при необходимости наводить порядок).

Дежурство в уголке природы: полив растений.

З.-предложить детям рассказать, зачем необходимо рыхлить почву (уплотненная почва плохо пропускает воду и воздух к корням растений); как выполнять эту работу, как определить, в каких вазонах нужно рыхлить почву. Предложить ребятам прокомментировать свои действия в процессе работ.

Дежурство в уголке природы: рыхление земли.

Коллективный

З.-учить детей делиться на бригады, распределять фронт работы, сравнивать результаты, полученные каждой из бригад. Воспитывать в детях ответственность, трудолюбие, поощрять стремление приносить пользу.

Трудовой десант «Уборка снега на групповом участке».

З.- предложить детям придумать, как можно выполнить два задания одновременно, распределить обязанности, объединиться в бригады, подобрать инвентарь.

Трудовой десант «Расчистка дорожек к кормушке, утепление ствола деревьев снегом».

З.-учить детей использовать наиболее рациональные приемы работы, выполнять обязанность организатора общей деятельности, бригадира.

Трудовой десант «Сбор снега для построек на групповом участке».

Ручной труд

Поручения

З.-предложить детям рассказать, что могло случиться с книгами, какие правила обращения с ними были нарушены. Учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, проявлять на деле любовь и бережное отношение к книгам.

Работа в уголке книги: подклеивание книг.

Дежурства

З.-учить детей готовить необходимые материалы в соответствии с темой занятия (деление пластилина на несколько кусочков и раскладывание на тарелки на каждого ребенка)

Дежурство по подготовке к занятию (лепке).

Коллективный

З.-учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала и бумаги. Воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие. Учить оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Изготовление игрушки на елку.

Знакомство с трудом взрослых

З.- продолжать знакомить с работой ветеринара, учить формулировать вопросы. Активизировать в речи детей названия «домашние животные, формировать представления о понятии «здоровье».

Беседа о работе ветеринара, чтение стихотворения А. Крылова «Как лечили петуха», составление рассказов по сюжетным картинкам «На приеме у ветеринара».

З.- познакомить детей с группой сельскохозяйственных профессий, объединяемыми данным понятием, рассказать о труде животноводов, познакомить с названиями различных профессий, учить образовывать соответствующие названия.

Беседы «Животноводы», рассматривание иллюстраций, чтение произведений, составление рассказа по сюжетным картинкам.

З.- обогащать представления о деятельности сотрудников телевидения (журналист, оператор, режиссер). Воспитывать уважение к данным профессиям.

Беседа о важности  и значимости труда журналистов, телевизионных мастеров, актеров; рассматривание иллюстрированного материала по теме.

З.- познакомить детей с профессиями гримера и костюмера, показать способы нанесения элементов грима (усы, носы). Познакомить детей с материалами и атрибутами гримера и костюмера (парик, пудра, накладки, помады, грим, кисти, стеки, спонжи).

Игровая ситуация «Гримируемся перед съемкой фильма».

З.- обогащать представления детей о труде медицинских работников, о работе служб спасения. Учить сюжетные рассказы по картинкам, опираясь на личный опыт и знания, полученные при чтении художественной литературы.

Чтение стихотворения А. Барто «Мы с Тамарой-санитары»; отрывки из стихотворения Ю. Синицына «С человеком беда»; рассматривание сюжетных картинок.


Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

 Январь

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

З.- совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять порученное задание проследить за отстающими детьми во время одевания на прогулку, помогая им одеваться, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым.

Практические упражнения

  •  «Я-помощник»;
  • «Помогу я чем могу».

Коллективный

З.-углубить представления детей о правилах ухода за обувью, учить чистить обувь щеткой. Учить относиться бережно к вещам, воспитывать аккуратность, культуру ухода за обувью.

Практические упражнения

  • «Обувная полка»;
  • «Чистые сапожки»

З.- способствовать повышению самостоятельности детей при надевании зимних вещей. Учить относиться к своему внешнему виду критически: следить за порядком в прическе, одежде, устранять недостатки самостоятельно или при помощи взрослых. Воспитывать опрятность и аккуратность.

Практические упражнения

  • «Самые аккуратные»;
  • «Мой внешний вид».

З.-учить детей следить за гигиеной полости рта, закреплять навыки чистки зубов, вырабатывать автоматизм. Учить мыть и сушить щетку.

Практическое упражнение «Зубная щетка в гостях у Тюбика».

З.- учить детей очищать одежду и обувь от снега после прогулки, выбирать вещи для просушивания, при помощи взрослого развешивать их, Формировать бережное отношение к вещам, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Практическое упражнение «После прогулки».

Индивидуальный

З.- учить заботится о своем внешнем виде, различными способами очищать одежду и обувь. Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, аккуратность.

Практическое упражнение «Я-чистюля».

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

З.- способствовать освоению детьми основных трудовых операций. Учить соблюдать правила личной гигиены, действовать аккуратно, поощрять стремление достичь желаемого результата.

Практическое упражнение

  • «Стираем кукольное постельное белье»;
  • «Протираем полки».

З.- совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять задание самостоятельно, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативы в оказании помощи взрослым.

Практическое упражнение «Протираем строительный конструктор».

Поручения

З.- учить детей приводить игрушки в порядок, ставить их на место. Поощрять стремление наводить и поддерживать порядок.

Практическое упражнение «Убираем игрушки на место».

З.- учить детей очищать игрушки и инвентарь от снега, аккуратно складывать и правильно транспортировать различные предметы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Практическое упражнение «Очистка и уборка спортивного инвентаря».

Дежурства

З.- способствовать повышению самостоятельности детей  в выполнении обязанностей дежурного, учить договариваться с партнером о взаимодействии, Воспитывать ответственность, поощрять стремление качественно выполнять работу.

Дежурство по столовой

Труд в природе

Поручения

З.-учить детей предварительно очищать от снега места кормления птиц, подбирать корм в соответствии с тем, какие птицы прилетают к кормушке, аккуратно подсыпать корм, следить за тем, чтобы кормушка не' была пустой.

Трудовой десант «Подкормка птиц».

З.- актуализировать трудовые навыки, освоенные детьми раннее, учить договариваться о совместной работе, действовать сообща, рассказывать о результатах и значении своего труда.

Трудовой десант «Очистка дорожек от снега»

Дежурства

З.- учить детей самостоятельно определять необходимость полива растений по цвету почвы. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Дежурство в уголке природы: полив растений.

З.- учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия. Учить убирать на место инвентарь.

Дежурство в уголке природы: моем листья растений.

Коллективный

З.-предложить детям заготовить снег для разнообразных построек (крепость, ледяной домик), совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Трудовой десант «Уборка снега на групповом участке».

З.-предложить детям рассказать, что они знают о правилах вывешивания кормушки, найти для нее подходящее место, наполнить кормушку. Поощрять стремление детей приносить пользу, заботиться о птицах.

Трудовой десант

  • «Устройство кормушки для зимующих пернатых»;
  • «Кормление пернатых друзей»

З.-расширять представления детей об уходе за растениями, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Трудовой десант «Утепление стволов, корней деревьев и кустарников снегом».

З.- рассказать детям об этапах работы по посадке лука в подготовленный грунт, учить самостоятельно делать лунки для посадки, закреплять трудовые умения, учить работать согласованно, оказывая помощь друг другу.

Трудовой десант «Посадка лука».

Ручной труд

Поручения

З.-предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в починке, учить определять наиболее подходящий способ. Совершенствовать трудовые навыки детей.

Работа в уголке книги: ремонт книг.

Дежурства

 З.- совершенствовать умение работать с бумагой: складывать ее пополам, соединяя противоположные стороны, разрезая по получившейся линии, закрепить умение работать ножницами.

Дежурство по подготовке к занятию (рисованию).

Коллективный

З.-учить детей работать с иглой: познакомить с правилами безопасности и безопасными приемами работы с иглой, вставлять нитку, пришивать пуговицу к кукольной одежде. Расширять представления детей о швейных принадлежностях, воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие.

Практическое упражнение «Учимся пришивать пуговицу».

Знакомство с трудом взрослых

З.-расширять представления детей об инструментах и трудовом инвентаре, уточнить названия инструментов, которыми пользуется дворник. Предложить детям сказать спасибо дворнику, обязательно пояснив, за что.

Наблюдение за трудом дворника.

З.- продолжать знакомить детей с профессией пожарного, уточнить представления о первичных средствах пожаротушения, Развивать связную речь, учить аргументировать связную речь.

Дидактическая игра «Кому что?», беседа о работе пожарных; чтение рассказа Б. Житкова «Дым».

З.- Продолжать знакомить детей с работой библиотеки, деятельностью библиотекаря, его профессиональными обязанностями. Учить подбирать необходимые инструменты и материалы, обустраивать место для мастерской.. учить составлять сюжетные рассказы, придумывать диалоги героев, передающий их характер, настроение.

Рассматривание картины «Библиотекарь»; открытие мастерской по ремонту книг; составление рассказов по сюжетным картинкам «В библиотеке».

З.- актуализировать и дополнить представления детей о труде шофера, рассказать о его значении. Поддерживать познавательный интерес, развивать любознательность, Предложить детям составить рассказ от имени шофера о том, что он везет и куда.

Наблюдение за работой шофера, беседа.


Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Февраль

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

Продолжать формировать желание помогать друг другу

- Беседа «Настоящий друг» (о, взаимопомощи)

- Игра-тренинг «Научи друга»

Коллективный

Формировать привычку бережно относиться к личным вещам

и вещам сверстников

- Беседы о бережном отношении к вещам товарищей и своим

- Соревнование «Кто самый аккуратный»

Закреплять умение наводить порядок в своём шкафу

-Игра-тренинг  «Покажи,  как сложить аккуратно вещи»

- Показ воспитателя, сверстников

Индивидуальный

Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей

- Игровые ситуации: «Чистюли», «Крепкие зубки», «Фонтанчики», «Мои ноготки» и т.д.

-Рассматривание алгоритма действий

- Беседы о важности соблюдения правил гигиены

Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

- Игры-тренинги: «Найди, что не так», «Покажи как правильно» 

- Игровые ситуации: «Зеркало поможет нам», «Исправь, если сможешь», «Что делать, если...»

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

Закреплять умение правильно складывать покрывало, воспитывать аккуратность.

- Показ педагога, помощника воспитателя, сверстников

- Упражнения: «Послушное покрывало», «Аккуратная постель»

Продолжать формировать умение участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

- Распределение обязанностей с помощью воспитателя

- Игровые упражнения: «Что сначала, что потом?», «Трудимся вместе», «Что будет, если...»

Продолжать учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке

- Распределение работы совместно с воспитателем.

- Повторение этапов мытья строительного материала, зарисовка их

- Показ сверстников, педагога

Поручения

Продолжать формировать у детей умения стирать (сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.)

- Повторение этапов стирки, зарисовка их

- Показ педагога

- Игровая ситуация «Быстрые и ловкие ручки»

Закреплять навыки ухода за игрушками; воспитывать бережное отношение к ним.

- Сюжетно-ролевая игра «Кукольный дом», «Парикмахерская»

- Проблемные ситуации: «Бабушка Федора в гостях у ребят», «Девочка чумазая», «Почему исчезли игрушки?»

Дежурства

Совершенствовать трудовые умения детей по самостоятельному размещению на столах хлебниц, столовых приборов

Дежурство по столовой

Продолжать учить готовить материал к занятиям по лепке: раскладывать доски, стеки, пластилин

Дежурство по подготовке к занятиям

Совершенствовать умения детей самостоятельно поддерживать порядок в группе.

Дежурство по группе

Труд в природе

Поручения

Способствовать развитию желания трудиться сообща, старательно выполнять поручения

- Поощрения

- Игровые упражнения: «Главный помощник», «Покажи, как правильно»

Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности, целенаправленности.

Дежурство в уголке природы: уход за комнатными растениями

Дежурства

Уточнить представления детей о приемах ухода за растениями и их последовательностью

Дежурство в уголке природы

Продолжать учить рыхлить почву, объяснить значение рыхления для жизни и роста растений.

- Показ педагога

- Беседы о важности рыхления для комнатных растений

Коллективный

Закреплять умение следовать заранее намеченному плану

Уборка мусора на участке

Закреплять представления детей о различных разделах календаря природы

- Рассматривание календаря

- Самостоятельная смена информации в календаре природы детьми

Ручной труд

Поручения

Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности.

Изготовление счетного материала из бросового материала

Дежурства

Учить детей экономно и рационально расходовать материалы

Дежурство по подготовке к занятию.

Коллективный

Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Изготовление дома своей мечты

Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Знакомство с трудом взрослых

Расширять представления  детей о работе мастера по стирке белья. Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов.

- Экскурсия в прачечную

- Чтение: П. Синявский «Кастелянша»

- Д/и «Кому что нужно?»

Закрепить представления детей о профессии «воспитатель», его трудовых  процессах.

- Наблюдения за работой воспитателя

- Рассказ воспитателя о своей деятельности, ее значимости

- С/р «Детский сад»

- Игровая ситуация «Я заменяю воспитателя»

Познакомить детей с профессией «хлебороб». Показать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

- Рассматривание иллюстраций «Как появляется хлеб»

- Д/и «Как хлеб на стол пришел?», «Узнай профессию»

- Рассматривание колосков злаковых культур

Формировать представление детей о профессии плотника. Расширять представление детей,  об орудиях труда необходимых  для работы плотника

- Наблюдения за работой плотника в д/с

- Рассказ воспитателя о деятельности плотника, значимости его работы

Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Март

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

Учить подготавливать к работе материалы, аккуратно, удобно раскладывать, убирать их на место.

- Игры-тренинги: «Найди, что не так», «Покажи как правильно»

«Что сначала, что потом»

- Показ педагога

- Использование алгоритмов

Коллективный

Совершенствовать умение правильно умываться, мыть руки: правильно пользоваться мылом, аккуратно, не разбрызгивая воду споласкивать руки, лицо, «отжимать руки».

- Игровые ситуации: «В гостях у Мойдодыра», «Мыльные перчатки», «Лодочки»

- Проблемная ситуация «Грязные руки», «Бабушка Федора»

- Использование алгоритмов

- Показ сверстников

Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.

- Беседы о важности бережного отношения к своим вещам и вещам сверстников

- Проблемная ситуация «Все вещи исчезли»

- Игровые ситуации: «Неряшливый шкафчик», «Не послушные вещи»

Воспитывать бережное отношение к предметам  личной гигиены.

- Беседы о важности соблюдения личной гигиены

- Д/и «Предметы гигиены»

Индивидуальный

Продолжать закреплять привычку пользоваться расчёской

- Альбом причесок

- Алгоритм пользования расчёской

- Показ педагога

- Беседы о важности использования индивидуальной расчески для здоровья человека

Совершенствовать умение застёгивать и расстегивать застёжки

- Игры-шнуровки, игры-застежки

- Тренажеры

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

Учить соотносить свою деятельность с трудом других; совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отношение к труду.

- Игровые упражнения: «Что будет, если...», «Дружные ребята»

- Анализ трудовой деятельности. (аккуратность, правильность, быстрота выполнения работы).

Закреплять умение правильно пользоваться оборудованием, инвентарем

- Показ педагога

- Использование моделей и алгоритмов по безопасному использованию инвентаря и оборудования

Учить детей снимать простынь, наволочку.

- Показ педагога, помощника воспитателя

- Практические упражнения: «Я все могу», «Приятно посмотреть», «Помощь няне»

- Проблемные ситуации: «Постельное белье стало грязным», «Аккуратная постель»

Поручения

Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя самостоятельность, планировать работу

- Игровые ситуации: «Что сначала, что потом?», «Как правильно?», «Научи друга»

- Беседы о важности и значимости трудовой деятельности

- Поощрения

Продолжать учить детей постоянно поддерживать порядок в группе; выполнять поручения старательно, аккуратно

- Поощрения

-Соревнование «Самый аккуратный»

- Проблемная ситуация «К нам пришли гости»

Дежурства

Закреплять  представления  детей  о сервировке стола

Дежурство по столовой

Использование алгоритмов и моделей работы

Воспитывать желание у детей самостоятельно готовить материал к занятиям по рисованию: раскладывать карандаши, краски, кисточки и т.д.

Дежурство по подготовке к занятиям

Труд в природе

Поручения

Закреплять практические умения по уходу за комнатными растениями.

- Дежурство в уголке природы

- Совместный с педагогом анализ ситуации

- Поощрения

Продолжать учить детей понимать зависимость растения от отношения к нему человека: болеет, вянет, желтеет.

- Дежурство в уголке природы

- Совместный с педагогом анализ ситуации

Дежурства

Формировать у детей понимание приспособления растений к условиям внешней среды: различные потребности в свете, влаге, температуре.

- Наблюдения в природе

- Экспериментирование «А что, если...»

Продолжать учить отмечать на стенде результаты своей работы

- Совместный с педагогом анализ ситуации

- Дежурство в уголке природы

- Поощрения

Коллективный

Показать способ пересадки растения из грунта в цветочный горшок

- НОД «Пересадка цветка»

- Наблюдения за ростом растения

- Зарисовки в альбомах

 Уточнить знания о том, что овощи выращивают из семян, луковиц (круглая или вытянутая, есть донце и верхушка, покрытая яркой чешуей, чешуйки гладкие). Упражнять в правильных приемах посадки в ящик с землей и в банку с водой

 - Показ педагога

- Совместная деятельность педагога и детей по посадке луковиц

Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями

- Д/и «Какого растения не стало?»

- Проблемная ситуация: устранение беспорядка, устроенного Карлсоном.

Формировать у детей представление о зависимости состояния растений от внешних условий (в теплом помещении почки распускаются, а на улице нет). Помочь детям проследить последовательность распускания листьев. Учить отмечать свои наблюдения в дневнике.

Игра «Юные натуралисты»

Ручной труд

Поручения

Способствовать формированию умения детей работать по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её. Способствовать развитию формирования умения складывать части выкройки по линиям сгиба.

Изготовление коробки для тканевых салфеток

Дежурства

Совершенствовать умения детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Дежурство в книжном уголке.

Коллективный

Показать детям различные способы соединения деталей. Продолжать знакомить с конструктивными свойствами деталей и материалов. Учить планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана.

Изготовление вертолета из природного материала (Грецкие орехи - скорлупа, семена).

Дать представления о изготовлении бумажных игрушек в технике оригами. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки самоконтроля.

Изготовление работ в технике оригами «Наш новый друг – квадратик»

Знакомство с трудом взрослых

Закреплять представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых.

- Наблюдения за работой помощника воспитателя

- Д/и «Что нужно для работы помощнику воспитателя»

- Чтение: Е. Груданов «Наша нянечка», Н. Калинина «Помощники»

- С/р игра «Детский сад»

-  Рассказ помощника воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду

Познакомить детей с профессией художника – иллюстратора.

- Рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям

- Беседы

- Презентация

- Рассматривание портретов известных художников-иллюстраторов

Продолжать формировать знания о профессии парикмахера, орудиях труда, его месте работы, оборудовании, и значимости этой профессии в жизни людей.

- Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

- Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

- Д/и: «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем», «Для чего эти предметы».

-Экскурсии родителей с детьми в парикмахерскую

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Познакомить детей с профессией «билетёр», его местом работы, и значимостью этой профессии в жизни людей.

- Режиссерская игра «Кинотеатр»

- Экскурсии родителей с детьми в кинотеатр, театр

- Игровые ситуации: «Я забыл билет», «Мой поход в театр».


Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Апрель

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

Продолжать учить приводить в порядок своё рабочее место

- Поощрения

- Беседа  «Наши правила»

- Использование алгоритмов

Коллективный

Упражнять в умении насухо вытираться  полотенцем, снятым и развёрнутым, аккуратно вешать на место.

- Использование алгоритмов

- Показ педагога

-  Игра-тренинг «Наоборот»

Способствовать совершенствованию действий детей при надевании различных предметов одежды, повышении самостоятельности.

- Игровое упражнение «Опиши, как одет товарищ»

- Игра-тренинг «Наоборот», «Научи»

- Игровая ситуация «Рассеянный»

Совершенствовать умение аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминания за обувью

- Игра- тренинг « Научи малыша»

- Показ   другого ребёнка

- Игровая ситуация «Неряшливый

шкафчик»

Индивидуальный

Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде.

Игровые ситуации: «Зеркало-лучший друг», «Что не так?», «Найди и исправь»

Воспитывать  привычку пользоваться носовым платком.

- Игровые ситуации: «Помощь носику», «Платочек-дружочек», «Носик скажет нам спасибо»

- Показ педагога

- Беседы о важности пользования носовым платком.

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

Учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на

красивый вид такой кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности

- Повторение этапов  заправления кровати, зарисовка их

- Использование алгоритмов

- Проблемные ситуации: «Неряшливый ребенок», «Что произошло с кроватью?»

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора

 Игровые ситуации: «Я-помощник», «Мои верные друзья», «Безопасный участок»

 Учить детей самостоятельно протирать пыль на полке с игрушками

- Игра «Хорошо-плохо»

- Показ трудовых действий воспитателем

- Игровые ситуации: «Самый -самый», «Что не так?», «Покажи, как правильно»

Поручения

Учить детей самостоятельно поддерживать порядок в шкафах

- Совместный с ребенком анализ трудовой деятельности

- Повторение этапов   работы

- Поощрения

Учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия

- Игровые упражнения: «Приятно посмотреть», «Как правильно?», «Почему так?»

- Поощрения

Дежурства

Закреплять уже имеющиеся у детей навыки работы дежурного: надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды.

Дежурство по столовой

Закреплять уже имеющиеся у детей навыки работы дежурного:  готовить воду к занятиям по рисованию, работать аккуратно

Дежурство по подготовке к занятиям

Закреплять умения детей самостоятельно поддерживать порядок в группе

Дежурство по группе

Труд в природе

Поручения

Продолжать учить обдумывать задание, планировать предстоящую деятельность и удерживать в памяти ее этапы

Использование схем, моделей, алгоритмов

Учить детей узнавать необходимость полива не только путем обследования почвы, но и по состоянию растения. Уточнить, что весной изменяется потребность растений во влаге.

- Д/и «Растет, цветет и зреет»

- Использование схем – подсказок о видах ухода за растениями

Воспитывать желание ухаживать за растениями

- Беседы о взаимосвязи всего живого в природе, о значимости растений в жизни человека и животных, а также о важности ухода за растениями

- Наблюдения в природе

Дежурства

Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать  желание правильно ухаживать за растениями.

- Использование схем – подсказок о видах ухода за растениями

- Изготовление правил-зарисовок

Воспитывать трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца.

- Игровые ситуации: «Я - главный помощник», «Айболит для растений», «Мне не страшна любая работа»

- Совместная работа ребенка с педагогом или сверстником

Коллективный

Учить детей различать два цветущих растения по цвету цветка, высоте.

- Проведение мини – викторины «Узнай и назови»

- Наблюдения в природе

Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения).

- Наблюдения в природе

- Зарисовки в альбомах  об изменениях, происходящих с  растениями после удобрения

Учить детей определять растения, которым тесен горшок. Познакомить с агротехникой пересадки: подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черепок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок.

- Осмотр растений в уголке природы, определение нуждающихся в пересадке.

- Д/и «Вершки и корешки» (комнатные растения)

Продолжать знакомить детей с оборудованием для труда в природе, его назначением, правилами безопасности во время труда

- Рассматривание оборудования

- Игровые ситуации: «Что и для чего?», «Угадай-ка»

- Показ педагога

Ручной труд

Поручения

Закреплять умение готовить рабочее место, поддерживать его в порядке на протяжении всей деятельности.

Проблемные ситуации: «Чего то не хватает», «Найди ошибку»

Продолжать формировать умение рассказывать об этапах предстоящей работы, удерживать их в памяти. Продолжать учить самостоятельно анализировать и оценивать свою работу

Использование моделей, схем, алгоритмов.

Дежурства

Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: настойчивость, терпение, самостоятельность

Дежурство по подготовке к занятию.

Коллективный

Познакомить детей  со способами и приемами работы на ткани, с инструментами и приспособлениями необходимыми для рукоделия. Проговорить с детьми правила безопасного пользования этими инструментами.

Совместная деятельность педагога с детьми «Рукодельники».

Совершенствовать умение планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, анализировать проделанную работу.

Изготовление игольниц.

Знакомство с трудом взрослых

Расширять представления детей о профессии швеи. Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии.

- Встреча с интересными людьми (швея)

- Экскурсия в ателье

- Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Познакомить детей с профессией  «маляр», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами.

- Презентация «Работа маляра»

- Беседы о значимости данной профессии

- Использование алгоритма «Расскажи о профессии»

Расширить представления детей о профессии садовода, о сезонных работах садовода и об использовании садового инвентаря, а также о том, как и где, растут фрукты и овощи. Показать важность и значимость профессии садовода для других людей

- Чтение: О. Повещенко «Наш садовод», А. Маркова «Садовник».

- Экскурсии детей и родителей в сад

- Презентация «Садовод»

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на дороге. Дать представление о работе регулировщика, помочь понять значение его жестов.

- Виртуальная экскурсия на перекресток

- Рассматривание иллюстраций «Жесты регулировщика»

- Проблемная ситуация «Светофор не работает»

- Игровая ситуация «Угадай, что покажу»

Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Май

Самообслуживание

(одевание, раздевание, умывание)

Поручения

Учить детей оказывать содействие воспитателю в проведении занятий, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

- Использование моделей и алгоритмов

- Показ педагога, сверстника

- Практическое упражнение «Я сам»

Коллективный

Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь

- Игровые ситуации: «Я уже взрослый», «Я сам», «Я все могу»

- Поощрения

- Соревнования

Содействовать воспитанию привычки следить за чистотой своего тела.

- Беседы о важности соблюдения культуры гигиены

- Проблемная ситуация «Что будет, если...»

- Организация встречи с мед. работником

Продолжать формировать желание постоянно следить за своим внешнем видом (опрятностью одежды, прически), напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, помогать устранять их

- Беседы

- Игровые ситуации: «Мой внешний вид», «В гостях у Мойдодыра»

-Работа в парах «Исправь ошибки»

Индивидуальный

Продолжать учить детей при кашле и чихании пользоваться носовым платком.

- Практическое упражнение «Носовой платок».

- Совместные действия ребенка и педагога

Содействовать воспитанию опрятности, стремлению следить за своим внешним видом.

- Беседы о важности соблюдения культуры гигиены и поведения

- Д/и «Предметы гигиены», «Кому что нужно?», «Это нам зачем?» и др.

- Пример педагогов и сверстников

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный

Формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.

- Беседы о значимости трудовой деятельности детей

- Проблемные ситуации: «С чего начать?»,  «Покажи, как правильно»

Учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать

- Распределение работы совместно с воспитателем

- Поощрения

- Показ педагога или сверстника

- Использование моделей и алгоритмов

Совершенствовать умение детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места.

- Распределение работы совместно с воспитателем

-  Поощрения

- Игровые упражнения: «Всему свое место», «Все мы делаем по порядку», «Что сначала, что потом?»

Поручения

Учить детей помогать няне поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий

- Распределение работы совместно с воспитателем

- Поощрения

 - Игровые ситуации: «Что произошло?», «В гостях у Мойдодыра», «Заботливые дети»

Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду.

- Распределение работы совместно с воспитателем

- Беседы о важности трудовой деятельности

- Упражнения: «Покажи, как правильно», «Почему нельзя стирать белье разных цветов вместе?», «Я все могу», «Четвертый лишний»

Дежурства

Совершенствовать умение самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: сметать щеточкой крошки со столов 

Дежурство по столовой

Совершенствовать умение без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.

Дежурство по группе

Воспитывать желание помогать воспитателю готовить материалы на занятие по аппликации: раскладывать кисточки для клея, подносы для бумаги

Дежурство по подготовке к занятиям

Труд в природе

        

        Поручения

Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Протереть пыль с крупных листьев комнатных растений.

Предложить детям разделиться на бригады, распределить фронт работ. Учить детей работать аккуратно, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. По окончании попросить их оценить качество работы каждой из бригад.

- Использование зарисовок-подсказок

- Анализ результатов совместно с педагогом

Закреплять умение своевременно отмечать погоду и итоги своих наблюдений в календаре

- Поощрения

- Дневники наблюдений

Дежурства

Развивать самостоятельность и ответственность в выполнении своих обязанностей

- Дежурство в уголке природы

- Поощрения

Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы

- Наблюдения в природе

- Беседы о значимости труда человека для природы

- Видео экскурсия в ботанический сад

Закреплять умения детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного

- Использование алгоритмов работы дежурного

- Оценка результата

Коллективный

Дать предсталение о различных видах размножения комнатных растений: детками (амарилис), отпрысками (узамбарская фиалка), усами (хлорофитум).

Наблюдение за растениями (хлорофитум, узамбарская фиалка, амариллис), как на них появляются детки.

Учить детей высаживать рассаду в грунт. Закрепить приемы посева семян: сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для развития растений

- Наблюдения в природе

- Зарисовки в дневнике наблюдений

- Посев семян

Уточнить и расширить знания детей о работе людей на огородах, о зависимости огородных работ от погодных условий; знание названия инструментов труда и их назначение.

- Игра  «Назови инструмент»;

- Отгадывание загадок «Что вырастила бабушка на огороде?»

- Наблюдения за работой в саду (совместно с родителями)

Учить детей работать в цветнике - вырывать сорняк, отличать его от цветов. 

- Наблюдения в природе

- Показ педагога

- Игровые упражнения: «Не навреди», «Что сначала, что потом?», «Как правильно»

Ручной труд

Поручения

Развивать чувство ответственности за порученное дело

Подклеивание коробок настольно-печатных игр.

Продолжать обучать приемам ручного труда, обращать внимание на необходимость соблюдения определенной последовательности, использовать зрительные модели

- Работа в уголке книги: подклеивание книг.

- Использование алгоритма работы

Дежурства

Совершенствовать умение детей готовить необходимые материалы в соответствии с темой занятия (деление пластилина на несколько кусочков и раскладывание на тарелки на каждого ребенка)

Дежурство по подготовке к занятию.

Коллективный

Учить делать помпоны разного размера из разноцветных шерстяных ниток. Наматывать нити на заготовки из картона округлой формы. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.  

Совместная деятельность педагога и детей «Новая жизнь старых вещей»

Способствовать формированию умений изготавливать поделки из бумажных цилиндров. Способствовать формированию умения самостоятельно изготавливать некоторые детали игрушки.

Изготовление объемной работы «Чебурашка».

Знакомство с трудом взрослых

Уточнить и пополнить представления детей о деятельности профессии спасателя; раскрыть необходимость и важность данной профессии в современной жизни.

- Сюжетно -ролевые игра «Служба спасения».

- Д/и:  «Экстренная помощь»,  «Опасные предметы», «Кому ты откроешь дверь?».

- П/и: «Помоги животным», «Улицы и переулки».

- Беседы

Дать первоначальные представления детям о профессии пчеловод (история, значение данной профессии и т.д.). Воспитывать уважение к профессии пчеловода и бережное отношение к насекомым (пчёлам).

- Видеопрезетация «Профессия пчеловод»

- Рассматривание иллюстраций пасеки, действий пчеловода

- Просмотр мультфильма «Пчела Майя»

- Беседы о жизни пчёл, продуктах пчеловодства, их ценных свойствах

- Чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений

Познакомить детей с профессией военнослужащего, с родами войск в вооруженных силах России. Определить какими качествами должен обладать военнослужащий.

- Рассматривание иллюстраций на тему «Где работают военные»

- Беседы о военных профессиях, их значении.

- Чтение и разучивание стихотворений об Армии.

- Встреча с людьми военных профессий (родителей).

 Продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писатель. Показать результаты труда: книги. Обращать внимание детей на то, как произведения писателей делают жизнь людей интересней.

- Экскурсии в книжный магазин, библиотеку (совместно с родителями).

- Рассматривание портретов детских писателей

- Беседы

- Игровая ситуация «Я-писатель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по трудовому воспитанию (средняя группа)

Самообразование по теме: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в страну чистоты"

Перспективное планирование по трудовому воспитанию  для детей  подготовительной группы(социально-коммуникативная область) с элементами ФГОС Задачи и содержание работыТема и программное ...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию в подготовительной группе

В статье представлено перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет на учебный год...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию.

Перспективное планирование по трудовому воспитанию для средней группы...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию на учебный в подготовительной группе

Перспективное планирование поможет педагогам орагнизовать трудовую деятельность детей...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год

Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию

Перспективное планирование по трудовому воспитанию в первой младшей группе...