Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
статья по математике (подготовительная группа)

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических  игр и упражнений»(из опыта работы)»(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti_iz_opyta_raboty.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,

 посредством развивающих математических

 игр и упражнений»

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

           Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных. Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.

         Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие одаренных детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

        Многие думают, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и контроле. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому мы, работающие с одаренными детьми, должны быть особенно сдержаны в критике. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление невнимательного, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.

             Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать;
  • высокая устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;

Среди образовательных областей, способствующих развитию познавательных способностей, математика занимает одно из главных мест. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, развитие логического мышления ребенка, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи, создают особые возможности в развитии детской одарённости. Математика дает большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования математического мышления. Задача педагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить.

         Хотелось бы обратить внимание на то, что одаренных детей в математике, наверное, не так уж много, но способных детей к математике, проявляющих познавательный интерес к самому процессу обучения математике, решению познавательных математических задач достаточно. Такие дети есть и у нас в группе. И, может быть от нас педагогов всего то и надо, как обратить внимание на этих любознательных, рассуждающих, анализирующих детей, и развить их скрытую, потенциальную математическую одаренность. Ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, понять свой потенциал, «не тухнуть» вместе со всеми. Мы, должны дать ребенку возможность развиваться в собственной траектории при этом, не в вакууме.

      Результаты наблюдений и диагностические данные показали, что – 5 детей из 20 (25%) имеют высокие образовательные потребности в области математики. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одарённых детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и формы работы:

- групповые занятия;

- участие в конкурсах;

- интеллектуальные игры;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным маршрутам;

- исследовательская деятельность.

 Методы работы:

- практические;

- наглядные;

- словесные;

- игровые.

Такие формы и методы, способны вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

      Применение специальных подходов, изменение воспитательно – образовательного процесса, систематизирование плана по внедрению разнообразных развивающих игр и упражнений с математическим содержанием, принцип постоянного наращивания трудности в играх, упражнениях, гибкость и вариативность их применения, дает возможность дополнительно развивать логическое мышление, интеллектуальные способности детей.

      Задания, которые мы предлагаем детям, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие обучающихся в целом. Это такие игры и упражнения как:

-занимательные вопросы;

- задачи – шутки;

- задачи – головоломки;

- игры на моделирование;

- логические задачи.

     Данные задачи и игры способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, что занимательная задача содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Мы считаем, что для успешной работы необходим:

  1. Диагностический материал (для определения и выявления одаренности детей)
  2. Организация РППС:
  • Центр «Занимательной Математики»

Центр решает следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

  • Занимательный и познавательный материал по математике: палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша», «Математический планшет», «Теневой кубиколор», «Арифметический тренажер», игры «Сложи узор», «Игры с цифрами».
  • Набор геометрических форм, цифр.
  • Картотека словесных и дидактических игр
  • Кейс развивающих игр по математике детей 4 – 7 летдля
  • Тематические презентации-занятия с детьми 4-7 лет (Электронное пособие).

Учебно – наглядный комплект «Увлекательная математика».

Комплект направлен на комплексное математическое развитие детей. Он представляет собой 28 пособий, количество которых удовлетворяет количеству детей в группе, если их 24-28. Пособия, которые входят в комплект, многофункциональны. Могут использоваться для реализации широкого круга задач математического развития.

      У каждого ребенка есть свои дарования, способности и таланты. Но, естественно, интеллектуальные способности у всех детей различные. И от нас с вами – родителей и специалистов - зависит, насколько мы способны разглядеть эти способности и помочь им проявиться. Дом — единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе такому, каков он есть, а родители — незаменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним и беды и радости. Здесь необходимо подчеркнуть, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам. Ребенок открывает в себе таланты и способности. Обрести здоровое самовосприятие гораздо легче, если окружающие по-доброму тебя воспринимают и дают тебе понять, что ты, уважаем и ценим как цельная личность.

    Жить с такими детьми и воспитывать их, - значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия способностей. И, чтобы родителям было легче развивать способности своего ребенка, мы- педагоги стараемся им в этом помочь, через индивидуальные беседы, консультации, также родителям даются рекомендации по работе с одаренными детьми, памятки, советы. На родительских собраниях уделяется время на рассмотрение вопросов по работе с талантливыми детьми. Конечно, проводятся занятия(НОД), с приглашением родителей.

      Одна из особенностей дошкольного детства – очень широкий спектр интересов ребенка. Важно не навязывать своих интересов ребенку, дать ему свободу выбора, поиска. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам.

        Каждый воспитатель работает по-своему, хотя конечная цель у всех едина – воспитание хорошего человека.

        И как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь детский сад – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее. Нам хочется, чтобы в нашей группе всегда царили счастье познания, радость общения, атмосфера любви, и понимания, атмосфера постоянного поиска, единство воспитанника и воспитателя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества" (из опыта работы)

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества(из опыта работы)           В раннем  возрасте ребенок   о...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).

   В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений (из опыта работы)

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интел...