методическая разработка
проект (подготовительная группа)

Рожкова Светлана Николаевна

ЛЭТБУК 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_sveta_1.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида

Лэпбук

как форма работы

по подготовке руки к письму

детей старшего дошкольного возроста

(методическая разработка)

Рожкова Светлана Николаевна

Новокузнецкий муниципальный район

2019

Формирование предпосылок письма  начинается, по мнению психологов и физиологов значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. «Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения», –   отмечает М.М. Кольцова.

М.М. Безруких выделила следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков у детей. «В возрасте до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак. Изобразительная задача отсутствует. В 2 - 3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии. К трем-четырем годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (молоточек, крест, круг). В возрасте четырех-пяти лет ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, он уже может ограничивать протяженность линии, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению. В пять лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Начиная с шести лет, детям фактически доступны любые графические движения. К семи годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти».

Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что уже в период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Дети старшего дошкольного возраста учатся ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые ставят перед собой.

К концу дошкольного возраста начинают складываться элементы учебной деятельности, к которой относятся и навыки овладения предпосылками письма, являющимися составной частью моторных способностей человека и представляющих собой  отработанные и закрепленные в письменной деятельности показатели действий, совершаемых ребенком в процессе реализации акта письма.  

Работа по формированию предпосылок письма является одним из основных факторов подготовки детей к обучению в школе. Однако  у большинства современных детей наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности, в том числе мелкой моторики. Дошкольники оказываются не способными проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование образца, неправильно держат  карандаш и ручку.

В исследованиях ряда авторов отмечается, что у детей старшего дошкольного возраста формирование предпосылок письма сопряжено с большими трудностями. Так как  для их формирования необходимы развитые тонко-координированные движения кисти руки, достаточный уровень сформированности зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации, то актуальной является организация работы по формированию  предпосылок письма.

Исследованиями М.М. Безруких,  Н.А. Берштейна, А.Н. Кольцовой, А.Н. Корнева, А.Р. Лурия доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановку их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон.

Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при формировании предпосылок письма у детей  старшего дошкольного возраста важно учитывать индивидуально-психологические особенности каждого  ребёнка.

Всё это говорит о том, что обучение предпосылкам письма в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса подготовки руки к письму.

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные формы, методы и средства, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук - новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно.

Лэпбук – новый способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и ребенка.

В дословном переводе («лэп» - колено, «бук» - книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, кармашков, вкладок, открывающихся дверок и окошек. Главное условие - вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать одной, определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр и т.п..

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.  Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

В такой папке-книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по определенной теме.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру. Лэпбук должен быть ярким, красочным, а главное, очень интересным, привлекать внимание ребенка, вызывать желание с ним поиграть, причем неоднократно, чтобы посмотреть и выполнить задания, содержания, во всех кармашках. Основная ценность такого дидактического пособия заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода выбора задания или игры.

Цель использования лэпбука «Подготовка руки к письму»: подобрать и систематизировать упражнения по формированию предпосылок письма у детей дошкольного возраста.

На лэпбуке в ярких красочных конвертах и кармашках размещен ряд заданий, способствующих развитию мелкой моторики, координации движений, ориентировки на плоскости и т.д.:

«Штриховочка»        

Цель: развитие навыков изображения простых и сложных линий посредством начертания линий по пунктиру и дальнейшего самостоятельного выполнения штриховки.

«Неотрывашка»

Цель: развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание посредством выполнения работы на листе бумаги без отрыва карандаша (ручки).

«Дорисуй-ка!»

Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления путем выполнения просмотра изображений и последующего дорисовывания недостающих деталей.

«Кто или что спряталось здесь?»

Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления путем соединения точек по цифровому порядку.

«Точечки»

Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления с помощью просмотра изображения слева и перерисовывания его на левую часть листа, соединяя необходимые точки линиями.

«Ты рисуешь, я диктую!»

Цель: развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание посредством выполнения графического диктанта.

«А сможешь нарисовать также?»

Цель: развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание посредством перерисования фигур с левой стороны листа на правую.

«Линейка, буковки»

Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления посредством обводки пунктирных линий, не выходя за строчку.

«Клеточки, рисуночки»

Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления, выполняя работу в два этапа (в соответствие с уровнем сложности): первый этап (легкий) - это раскрашивание рисунка по цифрам; второй этап (повышений уровень сложности) - обводка пунктирных линий и дальнейшее раскрашивание получившихся изображений.

Материал в конвертах и кармашках периодически меняет и дополняется, что позволяет поддерживать интерес дошкольников к лэпбуку.

Выполнять задания дети могут как по заданию педагога, так  и самостоятельно.

Список литературы

  1. М.М. Безруких, "Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС)"
  2. Н.А. Берштейн, “Очерки по физиологии движений и физиологии активности”
  3. А.Н. Кольцова, “Профилактика нарушений письма у детей”
  4. А.Н. Корнев, “Нарушение навыков чтения и письма у детей”
  5. А.Р. Лурия, “Основы нейропсихологии”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...