Сенсорное воспитание детей
консультация (младшая группа)

Буйнякова Елена Федоровна

 

           Посмотрите на жизнь вы глазами детей

Сколько радостей, сколько открытий.

Шаг за шагом с ребёнком смелей

Вы по этой планете идите.

Расскажите о звёздах, о синих морях,

Вместе пойте, творите, мечтайте.

Как прекрасная фея, в чистых, юных сердцах

Огоньки доброты зажигайте.

                                             Т. Шикалова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx277.64 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида д/с № 14 «Колокольчик»

Проект

по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ

в группе дошкольного возраста

комбинированной направленности 3 – 4 лет

«Познаем, играя»

Выполнила: Воспитатель группы

комбинированной направленности

Буйнякова Е.Ф.

Кулебаки, 2020

«Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий.

По числу участников – групповой.

По времени проведения – среднесрочный (2 марта 2020г - 30 апреля 2020 г).

Участники проекта – дети, воспитатель, логопед, дефектолог, психолог, родители.

По характеру контактов – в контакте с семьёй.

Актуальность:

   Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. 

   Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии – различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. В. Усова считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

   Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:

- Умственное развитие;

- Эмоции;

- Развитие самостоятельности;

- Развитие отношения к окружающему.

Формирование сенсорных эталонов:

- Цвет

- Форма

- Величина

Цель проекта:

- Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию и восприятию основных свойств предметов и явлений детей с ОВЗ, формированию представлений об этих свойствах и их разновидностях;                                                                   - Систематизировать работу по сенсорному развитию дошкольников.

Задачи проекта для детей:

- Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры;

- Формировать полноценное восприятие окружающего мира;

- Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Задачи проекта для педагога:

- проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

- дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей с ОВЗ;

- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по сенсорному развитию.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня сенсорного развития детей;

- Дети закрепляют полученные ранее представления о форме, величине, цвете предметов;

- Дети могут группировать предметы по заданному признаку;

- Дети освоят навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

- Родители получат необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.

Этапы реализации проекта:

I этап.

Организационно – информационный:

Изучение научной и методической литературы;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации 

проекта.

II этап.

Практический:

Реализация плана проекта «Познаем, играя»;

Различные формы работы с детьми;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта:

- Консультация "Сенсорное развитие детей с ОВЗ"

- Беседы.

- Консультации в информационном уголке для родителей.

III Этап:

Заключительный:

Фотовыставка «Познаем, играя»

Мини-выставка продуктов проекта;

Фотоотчет на сайте группы и детского сада;

Подведение итогов;

Перспективный план работы с детьми

Сроки для выполнения

Задачи

Мероприятия

2 марта – 6 марта

Соотнесение по величине и форме. Группирование по величине и форме.

Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

«Матрешки» (величина)

«Большой - маленький" (величина)

«Пирамидки» (цвет, величина)

«Спрячь птичку» (цвет, величина)

«Прищепки» (цвет, мелкая моторика)

Аппликация: «Букет для мамы»

9 марта – 13 марта

Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. Группирование по цвету.

«Найди веревочку от шарика» (цвет, сравнение)

«Закрути крышку» (цвет, мелкая моторика)

«Заплатка» (цвет, мелкая моторика)

«Крупа» (тактильные ощущения)

Лепка: «Баранки-калачи»

16 марта – 20 марта

Группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Группировать объекты сходные с образцом.

«Геометрик» (цвет, геометрические фигуры)

«Ежики и грибочки» (цвет, величина)

«Много – один» (форма)

«Собери бусы» (мелкая моторика, цвет)

Рисование пальчиками: «Мы художники»

23 марта – 27 марта

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

«Помоги котенку» (цвет, мелкая моторика)

«Пирамидка» (цвет, мелкая моторика)

«Крупа» (тактильные ощущения)

«Разноцветные шары» (цвет, тактильные ощущения)

Лепка: «Вот какие вишенки» 

30 марта – 3 апреля

Учить детей зрительно обследовать, узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

«Умняша» (геометрические фигуры, цвет)

«Путаница» (геометрические фигуры, внимание, мышление)

«Сенсорные дорожки» (тактильные ощущения)

Аппликация: «Солнечный город»

6 апреля – 10 апреля

Чередование по форме. Чередование по величине.

«Елочки и грибочки» (величина)

«Домики и флажки» (цвет, форма)

«Разноцветные бусы» (величина, форма)

ФЭМП «Утро. Большой и маленький»

13 апреля – 17 апреля

Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Закреплять знания детей о форме.

«Чей хвост?» (форма, внимание)

«Чего не хватает?» (форма, внимание)

«Найди предмет такой же формы»

«Что лежит в мешочке?»

Аппликация: «Бусы для куклы Маши»

20 апреля – 24 апреля

Учить сравнивать несколько объектов по величине.

Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности.

«От зернышка до булочки»

«Умные машины»

«Что где растет?»

«Узнай, что это?»

Игровое занятие по сенсорному развитии: «Волшебная полянка»

27 апреля – 30 апреля

Подведение итогов проекта.

Итоговое мероприятие развлечение для детей.

«Шарики воздушные очень непослушные».

Отчет о проделанной работе.

   

В заключение, хочется сказать, что использование игровой системы сенсорного обучения, помогает повысить уровень сенсорного развития детей нашей группы, включающего в себя сформированность умения группировать предметы по цвету, форме, величине, сравнивать контрастные величины, различать части суток, времен года, понимать положение предмета относительно себя. Дети с удовольствием играют в предложенные им дидактические игры. Развитие восприятия проходит красной нитью в теме сенсорного воспитания наших детей с ОВЗ. Данная игровая система будет использоваться в период всего дошкольного детства, лишь варьируясь и усложняясь в соответствии с требованиями ФГОС.

«Развитие ребенка – это совокупность зрительных,

слуховых и осязательных ощущений,

которые создают условия для возникновения у детей

поисковой деятельности, что, в свою очередь,

способствует познанию ими окружающего мира.

Этот комплекс ощущений лежит в основе

формирования сенсорных эталонов, которые,

в свою очередь, являются базой для формирования

психического и физического развития ребенка».

О.В. Защеринская

Итоговое мероприятие развлечение для детей.

«Шарики воздушные очень непослушные»

Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.

Задачи:

Речевое развитие:

1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.

Познавательное развитие:

1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.

Физкультурное развитие:

1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.

Социально - коммуникативное развитие:

1. Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.

Художественно - эстетическое развитие:

1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.

Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, дудочка).

Действующие лица: воспитатель, солнышко и дети, музыкальный руководитель.

Ход развлечения:

Воспитатель:

- Дети, сейчас к нам придет кто – то в гости, а мы спрячемся за ширму и посмотрим кто это?

В группу входит солнышко с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.

Солнышко:

- А где дети?

Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк.

Я по комнате хожу

Деток я не нахожу.

Ну, куда же мне идти?

Где же деток мне найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Все услышат, прибегут,

И со мной играть начнут!

Солнышко играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно пляшут.

Воспитатель:

- Дети, кто пришел к нам в гости?

Дети:

- Солнышко!

Солнышко:

- Здравствуйте дети! Я пришло с вами играть и веселится. Я загадку загадаю, но о чем она не знаю. Помогите мне её отгадать.

Я большой, но пустой.

Взлечу в небо над землей.

И не гордый, но надутый,

Ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружный,

И зовусь я.

Дети:

- Шар воздушный.

Воспитатель:

 - Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим, но сначала шарики надо надуть.

Солнышко:

- Чтобы не было нам скучно,

Я забаву отыщу:

Я надую шар воздушный

И на волю отпущу.

(Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них). Солнышко дарит детям готовые шары.

Игра-хоровод вместе с солнышком «Воздушный шар» (2-3раза) .

Раздувайся наш шар,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

И за веточку задел.

Ш-ш-ш-лопнул.

Воспитатель:

- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними.

Воспитатель:

- Легкий шарик мой воздушный,

Дернул нитку не послушно.

Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.

Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».

Дети бросают шары и бегут за ними.

Воспитатель:

- Какие красивые, разноцветные шары подарило вам солнышко. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик)

Если шарик накачать,

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы

Разноцветные шары.

Игра «Найди свой цвет»

Дети по сигналу воспитателя находят ребенка с шариком такого же цвета как у них. Солнышко и воспитатель помогают детям найти пару.

Воспитатель:

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные шары.

Конспект ООД по ФЭМП «Утро. Большой и маленький»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей.

Программное содержание:

1. Познакомить с частью суток – утро, учить правильно употреблять этот термин в речи.

2. Учить сравнивать предметы по величине, учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький).

3. Воспитывать уважение к ответам других.

Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картинок «Части суток», занятия по ФЭМП, индивидуальная работа, дидактические игры«Когда это бывает», отгадывание загадок.

Материал к занятию: Сюжетная картинка «Утро», картинка кошки с котенком.

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.

Формы работы: индивидуальная и групповая

Культурные практики: правовые практики, практики расширения возможностей ребенка.

Технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: помощь зайке.

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, игры, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: игра «Когда это бывает?», физкультминутка «Утренняя зарядка», игра «Большой и маленький»

4. Приемы поддержки интереса у детей: чередование смены вида деятельности в течение занятия.

5. Приемы оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, совместная оценка (воспитатель, дети).

Виды деятельности:

1. коммуникативная

2. игровая

3. продуктивная

Планируемые результаты:

- ребенок умеет правильно употреблять в речи части суток - утро;

- умеет сравнивать предметы по величине, умеет выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой- маленький);

- умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

План НОД групповой работы:

1. Вводная часть:

Создание мотива для деятельности. Грустный зайка.

2. Основная часть:

игра «Когда это бывает?»

физкультминутка «Утренняя зарядка»

игра «Большой и маленький» 

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД групповой работы.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Упражнение «Доброе утро»

Доброе утро, глазки. Вы проснулись?

Доброе утро, ушки. Вы проснулись?

Доброе утро, ручки. Вы проснулись?

Доброе утро, ножки. Вы проснулись?

Доброе утро, солнышко. Ты проснулось?

Воспитатель: Ребятки, к нам в гости кто-то пришел! Но чтобы узнать, кто, же это, надо отгадать про него загадку:

Прыг да прыг, скок да скок,

Длинные ушки, белый бок.

ответы детей

Воспитатель: правильно, ребята, посмотрите, а вот и зайка, да только он грустный. Давайте спросим, почему же он грустный.

Зайка: Я люблю делать зарядку, только вот забыл в какое время ее делают. Ребята, помогите мне!

Воспитатель: Поможем зайке?

ответы детей

Чтение детям стихотворения А. Кондратьева «Доброе утро»:

Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встает и идет по делам!

Воспитатель: Что вы делаете утром?

Ответы детей: просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем.

Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке?

Ответы детей: Солнышко, зайки делают зарядку.

Воспитатель: Когда это бывает?

Дети: Утром.

Воспитатель: Правильно.

Зайка: Я вспомнил, зарядку делают утром!

Воспитатель: Зайка, посмотри, как наши ребятки делают зарядку.

Физкультминутка «Утренняя зарядка»

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать зарядку:

Весело шагать,

Весело шагать.

Руки поднимать,

Руки опускать.

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель: Зайка, ты отдохни, и послушай ребят.

Игра «Большой и маленький»

Воспитатель: Ребят отгадайте загадку:

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком,

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком.

Дети: Кошка.

Воспитатель: Кто изображен на картинке?

Ответы детей: Кошка с котенком.

Воспитатель: Какая кошка?

Ответы детейБольшая.

Воспитатель: Какой котенок?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, на картинке нарисованы два блюдца: одно для кошки – большое, другое для котенка – маленькое.

Воспитатель: Проведите дорожки от кошки к большому блюдцу, а от котенка к маленькому.

Вопросы детям: Из какого блюдца лакает молоко кошка?

Из какого блюдца лакает молоко котенок?

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов НОД индивидуальной работы 

Воспитатель: А давайте вспомним, почему наш зайка был грустный?

А что еще мы рассказали зайке?

Воспитатель: Вы все сегодня постарались. Вы все большие молодцы! Всем спасибо!

Конспект занятия по сенсорике во второй младшей группе

«Волшебная полянка»

Цель: Обогащать сенсорный опыт детей.

Задачи:

Образовательные:

1. умение различать предметы по цвету, форме и величине; называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

2. закреплять представление овала и круга, способствовать развитию различных видов работ детей, в ходе образовательной деятельности;

Развивающие:

1. развивать мелкую моторику рук, тактильность, воображение;

2. развивать речь, внимание, логическое мышление, память; вызвать желание отвечать на вопросы;

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

2. воспитывать дружеское взаимоотношения, вежливость по отношению к товарищам;

3. воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь;

4. способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Здоровье сберегающие:

1. Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;

2. Избегать переутомления детей и мышечного напряжения;

3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.

Методы и приемы:

Словесные: (пояснение, вопросы, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово).

Наглядные: (демонстрация предметов, рисунков, показ способов действия и построение образов).

Практические(показ упражнения, поручения, физкультминутка).

Стимулирующие(похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха).

Игровые: (создание сюжетной игровой ситуации, внезапное появление объектов, голоса героев)

Оборудование и материалы: обруч зеленого цвета, бабочка, цветок синего цвета, круги из картона (красные, желтые, зеленые, синие, коробочка с прищепками разных цветов (красные, желтые, зеленые, синие, цветные бабочки (красные, синие, желтые, зеленые, магнитная доска - мольберт, д/игры, раздаточный материал на каждого ребенка.

Словарная работа: круг, серединка, лепестки, стебель, красный, синий, зеленый, желтый.

Предварительная работа: проведение д/и «Подбери по цвету»«Найди пару»«Веселые прищепки», разучивание пальчиковой игры «Цветы»«Дружба», рассматривание иллюстраций о бабочках, цветах и физкультминутка.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

— Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем их: улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.

Соберемся дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель и дети собрались возле зеленого обруча.

(Раздается стук в дверь. Воспитатель идет посмотреть кто в гости пришел.)

Влетает в группу бабочка, подлетает к детям, видит на волшебной полянке нет цветов. (расстроилась)

Воспитатель:

-Бабочка, почему ты такая расстроенная?

-Почему же бабочка расстроилась? (на волшебной полянке нет красивых цветов).

-На что любит садиться бабочка? (на цветы).

— Бабочка, не расстраивайся, ребята тебе помогут сделать цветочки. Но сначала, вспомним, из чего состоит цветок. (Дети садятся на стульчики перед магнитной доской-мольберт).

— Ребята, поможем бабочке сделать красивые цветочки? (поможем, но сначала поиграем в волшебную игру «Дружба»)

Пальчиковая игра «Дружба».

-Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(соединять пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать

(парное касание пальцев от мизинцев, встряхнуть руки)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

Воспитатель:

- Молодцы! Затем показываю на мольберте волшебную полянку, где много бабочек и разноцветных цветов, а теперь отправимся в страну, где живут замечательные бабочки (Дети встают и подходят на коврик, где лежит большой синий круг в середине цветка)

- Как называется эта часть у цветочка? Какой формы середина у цветочка? Какого цвета серединка у цветка? Что еще есть у волшебного цветка? (ответы детей-лепестки, круг, желтого цвета, стебель и листочки).

- Дети показывают лепестки у цветка (синего).

- Серединка и лепестки у цветка разные или одинаковые по цвету? (одинаковые).

Воспитатель:

- Ребята, сейчас я покажу, как сделать цветок для бабочки. (воспитатель показывает и объясняет, как с помощью прищепок и круга сделать цветок).

Воспитатель(берет круг желтого цвета) – это середина. Теперь нам нужны лепестки. А лепестки у нас будут прищепки, которые мы будем прицеплять к нашему кругу. (воспитатель берет прищепки и прицепляет к кругу).

Воспитатель: Ребята, какого цвета у меня круг? (желтого).

Какого цвета лепестки – прищепки? (красного).

Воспитатель: Давайте с вами сделаем для бабочек волшебную полянку цветов. Теперь разомнем с вами наши пальчики. Пальчиковая игра «Цветы».

Наши нежные цветки распускают лепестки. Поднять кисти рук вверх

с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Плавное раскачивание

раскрытых пальчиков

влево-вправо.

Наши алые цветки закрывают лепестки. Собрать пальчики обеих рук

в щепоть.

Тихо засыпают, головой качают. Плавное раскачивание пальчиков,

собранных в щепоть, влево-

вправо.

Воспитатель:

-Молодцы, а теперь отправляемся в свою волшебную мастерскую.

-Ребята, подойдите к столу и выберите серединку для основы своего цветка. (Дети подходят к столу, выбирают серединку для цветка и отвечают на вопросы. Какого цвета взяли круг). Садятся за столы и выбирают из коробочки с прищепками – лепестки. Во время самостоятельной работы воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета он делает волшебный цветок для бабочек?

Воспитатель:

- Вот какие красивые цветы у нас получились. Тебе нравятся наши цветы, бабочка? (бабочка полетала). Видим, что понравились.

-Ребята, давайте отнесем наши цветы на волшебную полянку для бабочек. (дети выполняют задания)

Физкультминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут

Воспитатель:

-Ребята, наша волшебная бабочка прилетела не одна. Она своих подружек бабочек привела к нам в гости. Возьмите по одной бабочке (бабочки лежат на столе).

Аня, какого цвета у тебя бабочка? (красного). Посади ее на красный цветок.

Полина, какого цвета у тебя бабочка? (зеленого). Посади ее на цветок такого же цвета и т. д.

Молодцы ребята, все волшебные бабочки сели на полянке на свои цветочки.

Ребята, волшебные бабочки прощаются с нами. Им пора лететь на свою волшебную полянку. Они нам говорят огромное спасибо!

Итог«Что мы делали сегодня, чтобы радовать наших бабочек» (Ответы детей играли, делали цветы). У вас все удалось! Вы все молодцы!

Конспект НОД по аппликации «Букет для мамы»

Цель: формировать умение у детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение пользоваться клеем и кисточкой аккуратно наклеивать детали и убирать лишний клей салфеткой, составлять композицию;

закреплять знание основных цветов спектра.

Развивающие: развивать воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Желание доставлять радость близкому, родному человеку;

Материал и оборудование:

Заготовка – бумажный букет, заготовки цветов – тюльпанов, кисти для клея, клей, салфетки, бант для украшения.

Ход занятия:

Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем мы веселиться, играть,

Чтобы умными, дружными стать.

Воспитатель: 

-Ребята, какие вы веселые, у вас хорошее настроение? И у меня тоже. Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (улыбнуться).

Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а постарайтесь отгадать о ком она?

Загадка:

Кто вас, дети, больше любит?

Кто вас нежно так голубит?

Кто заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

-Правильно, ребята, это наши любимые мамы.

А вы знаете, как зовут ваших мам? (Дети называют)

Какие ваши мамы? (Добрые, красивые, заботливые)

Как ласково вы называете маму? Какие ласковые слова вы будите говорить своим мамам.

Игра «Назови ласково»

Когда мама вас гладит по голове, обнимает, целует какая она? (Ласковая, нежная).

Когда мама улыбается и смеётся. Какая она? (весёлая, радостная).

Когда мама не ругает, когда вы шалите? Какая она? (добрая).

Когда мама надевает нарядное платье. Какая она? (красивая).

А если вы маму любите. Она какая? (любимая).

Вот сколько слов хороших мы сказали о ваших мамах.

- Что умеют делать ваши мамы по дому? (Готовят, стирают, моют посуду, гладят бельё и т. д.)

- А вы помогаете маме?

Вы знаете, что ваши мамы тоже когда - то были детьми. Ходили в детский сад. И у ваших мам тоже есть мамы. Это ваши бабушки.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

Давайте немножко отдохнем и поиграем.

Физкультминутка.

Дети выполняют стоя:

"Ладушки, ладушки!

Где были? У бабушки. (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинках собраны (показать ладони)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые (поглаживают ладони друг друга)

Всё работают ладони

Долгими годами (постукивают кулачком о ладонь)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами (подносят ладони к лицу, принюхиваются)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони (имитируют поглаживание по голове)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони (подносят ладони к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки (хлопают в ладоши).

Предложить детям сесть на стульчики за столы.

Воспитатель: 

- Ребята я предлагаю для наших любимых мам и бабушек сделать подарок. Я открою вам секрет, мамы и бабушки очень любят цветы. И мы с вами сегодня будем делать красивый букет, чтобы порадовать наших мам и бабушек.

Затем рассматривают букет из цветов, побуждая детей к разговору.

Вместе с воспитателем дети проговаривают названия частей цветка: стебель, листочки, цветок. Уточняется цвет каждой из частей (стебель и листочки - зеленые, цветок – красный, желтый, оранжевый, розовый).

Воспитатель: 

- Прежде чем приступить к работе давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Мамин праздник».

Первые подснежники

(Ладошки сжать друг с другом и

округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу.

(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю.

(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

(Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

(Прижать ладони к груди)

Теперь можем приступать к работе.

Перед началом работы вспомнить правила, как правильно пользоваться клеем и кисточкой. Во время работы следить за осанкой детей, за тем как дети держат кисточку, как используют салфетку, много ли набирают клея на кисточку и т. д.

Воспитатель: 

- Вот какая красота у нас получилась! Вашим мамам и бабушкам очень понравятся ваши букеты. А как еще можно порадовать маму?

Ответы детей: Надо маму слушаться, помогать, любить.

Воспитатель: 

- Наше занятие подошло к концу. Вы большие молодцы!

+ В Мои закладки

Конспект НОД по лепке «Баранки-калачи»

Программное содержание: Обучать детей способам скатывания из пластилина столбика и свертывания его в кольцо. Развивать игровой замысел. Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи, коллективизма.

Материал: пластилин, дощечки, кукла, сушки (баранки).

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, мне сегодня хозяюшка нашей избы, Машенька, сказала, что ей нужна ваша помощь. Поможем ей? (Да)

(Подходим к избе, воспитатель берет в руки Машеньку)

Машенька:

- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Я рада, всех вас видеть. Сегодня ко мне придет много гостей, и я хотела бы их угостить баранками с чаем. Посмотрите, я уже немного сделала баранок. (Показывает тарелочку с сушками, баранками и читает потешку).

Бай – качи, качи, качи!

Глянь - баранки, калачи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

Воспитатель: - Машенька, я возьму одну баранку, показать ребятам. Посмотрите, какой формы баранка? (обводит пальцем) (Круглая)

- Обведите пальчиком, баранку (дети поочередно обводят баранку пальчиком).

- Какая она? (Круглая)

- Что есть посередине? (Дырочка)

- На что похожа баранка? (Колесо, руль и др.)

- А теперь садитесь за столы, и поможем Машеньке, слепим много баранок. И Машенька сядет с нами и посмотрит, как вы будете лепить.

- Посмотрите, как я буду лепить баранку. Беру кусок пластилина, кладу его на ладошку, она у меня ровная. Другой ладошкой прикрываю и раскатываю вперед-назад, вперед-назад.

- Что у меня получилось? (Колбаска, столбик)

Посмотрите, как я соединю два конца «колбаски», чтобы получилась круглая баранка. Я соединяю концы и несильно прижимаю.

- Что у меня получилось? (Баранка, бублик, сушка)

- Какая она получилась? (Круглая, с дырочкой)

- А теперь в воздухе вместе со мной покажите, как вы будете катать «колбаску» (показ детьми, как вы будете соединять концы «колбаски» (показ)

- А, чтобы у вас получились красивые баранки, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Воспитатель:

- Вот теперь наши пальчики дружные, и у них получатся красивые баранки.

- Возьмите пластилин и попробуйте слепить баранку, а Машенька будет смотреть, как вы лепите. (В ходе лепки прочитать потешку)

- Молодцы, ребята, положите ваши баранки к Машеньке на тарелочку.

Машенька:

- Ребята, спасибо вам большое, вы все очень постарались.

- Вам понравилось лепить баранки? (Да)

- Какие баранки у вас получились? (Круглые, красивые, с дырочкой)

- Давайте вместе попробуем рассказать потешку про баранки, калачи. (Читают потешку)

- Молодцы, хорошо вы постарались, всем гостям баранок хватит. За то, что вы мне помогли, я хочу с вами поиграть в интересную игру «Жмурки». Поиграем? (Да)

Воспитатель:

- Я Машеньке завяжу глаза платочком, чтобы она вас не видела, она будет вас ловить, а вы убегайте от нее, чтобы она вас не поймала.

- Раз, два, три – води! (Машенька ловит детей, не поймала, снимает платок)

Машенька:

- Ай да молодцы! Какие вы шустрые, быстрые, никого не поймала! Понравилась вам игра? (Да)

- А мне пора встречать гостей. До свидания, ребята, спасибо вам за помощь.

Конспект занятия по лепке «Вот какие вишенки»

Цель:

- Учить вдавливать пластилин в детали.

- Учить различать ягоды, уметь их называть.

- Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина.

- Продолжать закреплять с детьми форму и цвет.

- Развивать мелкую моторику.

Материал: Пластилин красного цвета, разделённый на кусочки,

доски для лепки. Плакаты с изображением ягод, куклы, набор посуды.

Предварительная работа: Чтение потешек и рассматривание художественных иллюстраций с изображением ягод.

Ход занятий:

Воспитатель обращает на себя внимание:

- «Ребятки, посмотрите, у нас на кухне сидит Машенька одна, и почему-то очень грустная. Давайте все подойдём, и узнаем, что случилось?» Воспитатель наклоняется к кукле и прислушивается «Ребята, Машенька сказала, что видела у нас красочный плакат с ягодами, и ей захотелось попробовать их, но она не знает, как они называются. Поэтому она расстроилась и сидит грустная, давайте ей поможем.»

Воспитатель показывает детям заранее приготовленный плакат с изображением ягод.

Воспитатель

- «Давайте спросим Машеньку может она хочет съесть эту ягодку?».

Воспитатель показывает, на какую - либо ягоду, а дети называют.

Дети: «Малину?»

Кукла Маша: «Нет» (с помощью воспитателя кукла отрицательно качает головой)

Дети: «Клубнику?»

Кукла Маша: «Нет»

Воспитатель: «А может быть она хочет виноград?»

Кукла Маша: «Нет»

Воспитатель: «Ребята, а вот это что?»

Дети: «Это вишенки»

Воспитатель:

- «Ребята, посмотрите Машенька перестала грустить она улыбается. Вот мы и узнали, чего она хотела, она хотела вишенки, а вишенки у нас красные, круглые, кислые и растут на дереве.

Молодцы ребятки давайте вспомним нашу потешку.

Проводится физкультминутка: 

«Выросли на дереве, вкусные серёжки»

Ребята, а давайте мы для Машеньки, слепим красные вишенки.

Воспитатель раздаёт детям пластилин красного цвета, разделённые на куски и доски для лепки. Далее воспитатель объясняет и показывает, как правильно работать с пластилином и как нужно вдавливать предмет в пластилиновый шарик.

Воспитатель:

- «Вот какие молодцы, смотрите какие получились красивые вишенки, теперь у нас целая тарелка»

Воспитатель

- «Машенька, а у тебя какого цвета вишенки?»

«Степа, а какой формы у тебя вишенки?»

«Захар, а вишенки где растут?»

Ответы детей.

Воспитатель:

- «У нас получилось столько много ягодок, что Маша решила угостить ещё других куколок»

Воспитатель выносит ещё двух кукол и сажает их за детский кухонный столик к Машеньке и предлагает детям выбрать понравившуюся тарелочку. Дети раскладывают по тарелочкам вишенки и угощают кукол.

Конспект занятия по аппликации «Мой город»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования представлений о родном городе.

Задачи по образовательным областям:

1. Художественно-эстетическое развитие:

-совершенствовать умение путем аппликаций составлять коллективную композицию.

-воспитывать интерес к художественной деятельности.

-способствовать умению правильно наклеивать предметы.

2. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

-обогащать словарь за счет новых слов.

-развивать коммуникативные навыки.

- формировать умение работать в коллективе.

3. Формирование основ безопасности и самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

-формировать правильное пользование наклеивание клеем, применение салфеточки для аккуратного наклеивания.

-формировать навыки опрятности, аккуратности, самостоятельности при работе.

- развивать умение совместно со взрослым, и под его контролем, осуществлять уборку оборудования после деятельности.

4. Познавательное развитие

-закреплять знания детей о форме предметов.

-способствовать умению различать предметы по величине.

- формировать представления о своем городе.

-закреплять знание и цвете предметов.

Материалы и оборудование:

Лист А3 белого цвета; клей, заготовки домов, деревьев, салфетки (по количеству детей), музыка.

Предварительная работа:

Беседа на тему «Мой город».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия «Здравствуй!». Дети стоят в кругу выполняя упражнения:

Здравствуйте, ручки -хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки - топ- топ- топ,

Здравствуйте, глазки -миг- миг- миг,

Здравствуй мой носик - бик- бик -бик,

Здравствуйте, щёчки -плюх- плюх- плюх,

Здравствуй мой ротик -чмок- чмок -чмок,

Здравствуйте, зубки -щёлк- щёлк- щёлк,

Здравствуйте, детки, здравствуй- те!

Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы с вами живем?

Дети: город Кулебаки.

Воспитатель: Правильно, наш город очень красивый. В нем имеются много замечательных мест отдыха, где вы со своими родителями наверняка были. Воспитатель: В нашем городе появляются новые дома, улицы. А давайте мы с вами тоже побудем маленько строителями и построим свою улицу нашего города?

Дети: да.

Физкультминутка «Строим дом»

Воспитатель:

- Стук-стук молотком, Имитация молотка

Строим, строим новый дом. Ходьба на месте

Ты, пила, пили быстрей, Имитация пилы

Домик строим для людей. Прыжки на месте

Воспитатель:

- Подходите к нашему рабочему столу и приступим к строительству новой улицы. (на столе расположены заготовки из цветной бумаги на каждого ребенка (квадрат, прямоугольник, треугольник, клей на каждого ребенка, салфетки, лист А3 с изображением дороги. Дети вместе с воспитателем составляют композицию из готовых форм. Воспитатель показывает, как правильно нужно наносит клей на поверхность бумаги, наклеивать ее. В процессе деятельности спрашивать у детей формы и цвет заготовок, тем самым закрепляя их.)

Воспитатель:

- Посмотрите, какая красивая улица получилась у нас с вами! Как мы ее назовем?

Ответы детей

Воспитатель:

- А теперь давайте повесим нашу улицу «До-ми-соль-ки» в группе. Вам понравилось быть строителями?

Дети: Да

НОД по аппликации «Бусы для куклы Маши»

Цель: формировать умение наклеивать готовые формы в соответствии с замыслом, закреплять название геометрических форм (круг, название основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, продолжать учить детей чередовать предметы по цвету, развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность.

Материалы и оборудование: Игрушечная кукла, листы бумаги с расчерченными линиями, формы кругов основных цветов, клей.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша, послушайте про неё стихотворение (читает стихотворение Г. Бойко "Кукла")

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берешь.

Я надену куклы бусы,

Платье новое сошью

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

Кукла Маша почему - то грустная. Давайте спросим у нее. Она собралась в гости к своей бабушке и хотела надеть свои любимые бусы, но они порвались и все бусины рассыпались.

Давайте мы с вами для куклы Маши сделаем бусы на ниточке. Для этого у нас есть геометрические фигуры

-Какие геометрические фигуры видите?

-Какого они цвета? (рассматривание образца бус)

Посмотрите внимательно как бусины чередуются по цвету.

На листе бумаге нарисованы две ниточки, на которую надо наклеивать бусы. На верхнюю ниточку будем приклеивать бусы красного и желтого цвета, на нижнюю ниточку бусы синего и зеленого цвета.

Дети приступают к выполнению задания.

Воспитатель: 

- Молодцы, у вас получились очень красивые бусы! Кукла Маша говорит Спасибо!

 

Конспект НОД «Волшебная полянка»

Цель: совершенствовать ориентировку в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентировочные действия.  

Задачи:

1. Закрепить умения различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый); умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); повторить понятия «один – много».

2. Воспитывать интерес к природе.

3. Развивать внимание и наблюдательность, мелкую моторику, умение с выражением читать потешку.

4.  Укреплять здоровье детей.

Оборудование: игрушка Петрушка, «Дидактическая юбка» с набором элементов, мешочек или коробочка (для юбки); восемь цветочков из бумаги: 2 красных, 2 синих, 2 жёлтых, 2 зелёных, 1 оранжевый (для воспитателя) – большие и маленькие, серединки соответствующих цветов и размеров: круг, квадрат, треугольник; указка с птичками; массажная дорожка.  

Ход НОД:

Воспитатель:  

- Детки, давайте поиграем в игру «Кот на крыше», становитесь в кружочек.  (Движения выполняются в соответствии с текстом.

Игра «Кот на крыше»

Тише, тише, кот на крыше,

А котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

А котята«Ха-ха-ха!»

Воспитатель:   

- Вы прислушайтесь, ребята,

 Чьи-то ножки к нам спешат,

 По дорожке, по дорожке

Ножки топают, стучат.

Входит игрушка Петрушка. В руках у него мешок.

Петрушка:  

- Здравствуйте, ребята! Я веселый Петрушка. Пришёл с вами поиграть. (Дети здороваются с Петрушкой «Здравствуй, Петрушка!»). Ой, что это у вас? (показывает на массажную дорожку)

Воспитатель:

- Это волшебная дорожка.

Петрушка:  

- Какая красивая дорожка, научите меня по ней ходить.

Упражнение «Ноги и ножки» 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ, топ-топ! (дети идут, высоко поднимая колени)

Маленькие ножки

Шли по дорожке:

Топ-топ-топ-топ! (дети идут мелкими шагами «как гномики»)

     Дети 2-3 раза проходят по дорожке (босиком).

Петрушка:  

- Спасибо, ребята, мне понравилось с вами играть.  Хочу подарить вам юбочку с сюрпризом. (Дарит юбку и уходит).

Воспитатель:  

- Ой, какая красивая юбочка! (Одевает.) Мне она очень нравится, а сколько тут карманов! А вам ребята юбочка нравится? Подойдите поближе, мы рассмотрим кармашки. Посмотрите, сколько на ней карманов, и все разного цвета и размера.

- Вика, какой карман тебе понравился? Какого он цвета? Он большой или маленький? Какой формы? (ответы)

- Ребята, а какая это форма? (круг) Какого он цвета? (жёлтый) На что он похож? (На солнышко)

Воспитатель читает потешку

Солнышко, ведрышко! 

Взойди поскорей, 

Освети, обогрей -  

Телят да ягнят, 

Ещё маленьких ребят.

- Платон, посмотреть, что у меня в большом красном кармане? (Уля достает солнечные лучики) Что это? (полосочки) Какого цвета? (Жёлтого)

- Давайте прикрепим их к жёлтому кругу и у нас получится солнышко.  Вот тебе Стёпа лучик, вот тебе Саша лучик и т. д.  (Дети прицепляют все лучики солнышку, проговаривая потешку вместе с воспитателем.)

- Ох, какое яркое солнышко, сразу светлее стало на нашей полянке. Давайте похлопаем в ладоши! Мы рады солнышку!

- Вова, может ты что-то найдешь в маленьком синем кармане? (Вова достаёт цветочки)

- Ребята, давайте прикрепим большие цветочки на большие листочки, а маленькие цветочки на маленькие листочки.

     Когда дети пристёгивают цветочки, спрашивать индивидуально о цвете цветочков и их размере.

- Детки, сколько цветочков у меня в руке? (Один) А, на полянке? (Много)

- Какая красивая получилась полянка! Посмотрите, птички прилетели! Встаньте на ножки, посмотрим на птичек.

Упражнение для глаз «Птички» (На кончике указки прикрепляем яркую картинку – стайка птиц. Воспитатель, проговаривает текст и перемещает указку в заданном направлении. Обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) - находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей.)

Летели птички,          (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели,        (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились,    (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

- Соня, может ты что-то найдешь в большом зелёном кармане? (Стёпа достаёт бабочек)

- Давайте прикрепит бабочек не цветочки, большие бабочки на большие цветочки, а маленькие на маленькие цветочки.

     Когда дети пристёгивают бабочек, спрашивать индивидуально о цвете бабочек и их размере.

- Ребята, сколько бабочек у меня в руке? (Одна) А, сколько на нашей полянке? (Много)

- Давайте превратимся в бабочек, и полетаем по полянке. (На полу заранее разложены большие и маленькие бумажные цветы основных цветов.)

Игровое упражнение «Бабочка». (Дети, изображая бабочек «летают» по группе, на слова «тихонько сели на цветок и пьют душистый сок» присаживаются на цветочки).

Летают бабочки в лесу.

Увидели цветок.

Тихонько сели на цветок

И пьют душистый сок.

- Захар, посмотри, что лежит в большом синем кармане? Что это? (Фигуры)Это какая фигура? (Круг, квадрат, треугольник) Это же серединки цветов на большой поляне, давайте найдём каждой серединке свой цветочек. (Детям необходимо подобрать каждому цветочку серединку)

Мы хорошо поиграли, превратили юбочку в красивую полянку. Что мы пристёгивали к юбочке? (Солнышко, цветы и бабочек) Какого цвета цветочки? Какого размера? Кто подарил нам юбочку? (Петрушка) Давайте пройдём по волшебной дорожке и пойдём играть с игрушками.

Конспект НОД по аппликации «Букет для мамы» во второй младшей группе

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95565-1485588410.jpg



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?


Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие - предполагает  формирование   у ребёнка  процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и  явлениях окружающего мира. 

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно  формируются  эталонные представления о цвете, форме, величине , о признаках и свойствах различных предметов и  материалов, их положение в пространстве.

Занятия по сенсорике, направленны на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 

-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

 -совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной, моторики, формирование графомоторных  навыков);

- тактильно- двигательное восприятие,

-развитие слухового восприятия,

-развитие зрительного восприятия,

-восприятие формы, величины, цвета,

-восприятие особых свойств предметов  (вкус, запах, вес),

-восприятие пространства и времени;

-развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора,самовыражение. 
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Игры, которые способствуют  усвоению сенсорных эталонов, развивают наблюдательность, внимание, влияют на развитие зрительной, слуховой, образной памяти.

«Собери матрёшку» Сначала возьмите 2 матрёшки и соберите их с ребёнком, обращая внимание малыша на размер игрушки, затем добавьте ещё 2 фигурки. Можно помогать ребёнку советом: « Возьми самую маленькую» и т.д. Если ребёнок справляется с заданием, добавьте ещё одну матрёшку.

« Подбери цвет» Приготовьте  по 5 кругов (листиков, грибков, рыбок и т.д.) двух цветов. Положите по одному предмету каждого цвета перед ребёнком и предложите разложить остальные на 2 группы по цвету. Сделайте первый выбор сами,  затем  действует ребёнок. После того, когда  задание выполнено можно,  предложить раскладывать предметы на 3-4 группы.

« Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, овалов, треугольников, прямоугольников. Попросите ребёнка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой , тогда маленькую фигуру не будет видно). Параллельно с понятиями «большой»-«маленький» можно отрабатывать понятие «такой же»: когда ребёнок пытается накрыть одну большую фигуру другой, обратите его внимание на то, что они одинаковые, такие же.

«Подбери образцы»  Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани различной фактуры. Предложите ребёнку, не глядя, достать образец из одного мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке. Сначала  образцов должно быть 2-3, если же малыш справляется с заданием, количество можно увеличить до 6-7. Обсудите  с ребёнком, какие эти образцы на ощупь: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.

«Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). 
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. 
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. 
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги. 
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Спаси мышку»

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый, зеленый цвета.

Оборудование: плоскостные домики-норки основных цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники «двери» аналогичных цветов.

Ход игры: детям раздаются домики с изображением мышки. У педагога «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

«Сложи картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Оборудование: карточки с изображением игрушек, животных, предметов окружающего мира; детали изображений этих предметов таких же цветов.

Ход игры: дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей.

«Угадай предмет по контуру и найди на ощупь»

Цель: Учить соотносить зрительный образ предмета с тактильно-дви-гательным.

Оборудование: Точечные изображения предметов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточки с точечным изображением предметов. У педагога «чудесный мешочек» с муляжами. Ребенок угадывает предмет по контуру, называет его, а затем на ощупь находит данный предмет в мешочке, достает его и прикладывает к точечному изображению.

«Найди предмет на ощупь и подбери схему»

Цель: Развивать зрительное восприятие, мышление, учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

Оборудование: Карточки – схемы с изображением цвета и формы предметов – овощей или фруктов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточка – схема с изображением цвета и формы предметов. У педагога «чудесный мешочек». Ребенок на ощупь находит предмет, называет и достает его. Затем к предмету находит соответствующую карточку – схему.

«Найди картинку и собери»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Емкость с крупой, разрезная картинка.

Ход игры: Перед ребенком емкость с крупой, в крупе спрятаны части разрезной картинки. Ребенку предлагается найти разрезную картинку и собрать ее. При затруднении предлагается образец картинки.

«Слепи снеговика»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: Детали снеговика на липучках.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку какое-либо задание. После правильно выполненного задания ребенок получает одну или несколько деталей снеговика (большой круг, маленький круг, морковка, ведро и т.д.). Ребенку предлагается «слепить» снеговика из предложенных деталей.

«Красивый узор»

Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Оборудование: Карточки с образцами узоров из геометрических фигур, чистые карточки для детей, геометрические фигуры, тарелочки.

Ход игры: Перед ребенком карточка с образцом узора из геометрических фигур. Чистая карточка и геометрические фигуры на тарелочках. Ребенок выбирает необходимые геометрические фигуры и составляет узор на своей карточке по образцу.

«Разноцветный кубик»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Разноцветный кубик, картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Ход игры: Перед ребенком картинки и кубик, грани которого раскрашены в красный, желтый, зеленый и синий цвета. Ребенок бросает кубик и находит (называет) картинку такого цвета, который выпал на кубике.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, - но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....