Подготовка и организация дневного сна в ДОУ.
методическая разработка

Вербовская Ирина Леонидовна

Сон – неотъемлемая часть режима дня ребенка. Сон способствует укреплению у детей иммунитета и нервной системы. Даже за половину дня ребенок получает очень много информации, как положительной, так и отрицательной, и эта информация, накапливаясь, мешает ребенку быстро и спокойно заснуть. А ведь организму малыша очень важно восстановить силы и накопить энергию для дальнейшей деятельности. Задача воспитателя помочь ребенку расслабиться, чтобы добиться спокойного и крепкого сна. Для этого существует набор приемов, помогающие воспитателю реализовать поставленные цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл son.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка и организация дневного сна в ДОУ.

ГБДОУ детский сад №65 Выборгского района

г.Санкт-Петербург

Воспитатель Вербовская И.Л.

Цель: Снижение уровня тревожности, повышенной возбудимости, психоэмоционального и мышечного напряжения и создания спокойного эмоционального фона.

Задачи:

1. Содействовать снятию общего напряжения и мышечных зажимов, накопившихся у ребенка за определенный отрезок времени.

2. Создать условия для изменения отношений ко сну с негативного на позитивный, снизить уровень тревожности, ускорить процесс засыпания за счет создания спокойной, комфортной и расслабляющей обстановки в группе.

3. Воспитывать потребность систематически выполнять расслабляющую гимнастику и упражнения на общую релаксацию.

Сон – неотъемлемая часть режима дня ребенка. Сон способствует укреплению у детей иммунитета и нервной системы. Даже за половину дня ребенок получает очень много информации, как положительной, так и отрицательной, и эта информация, накапливаясь, мешает ребенку быстро и спокойно заснуть. А ведь организму малыша очень важно восстановить силы и накопить энергию для дальнейшей деятельности. Задача воспитателя помочь ребенку расслабиться, чтобы добиться спокойного и крепкого сна. Для этого существует набор приемов, помогающие воспитателю реализовать поставленные цели и задачи.

1. Расслабляющая гимнастика

 Снимает эмоциональную и физическую нагрузки, направлена на постепенный переход от бодрствования ко сну. Делается прямо в кроватках, достаточно всего 4 упражнений, в течение 5-7 минут.

-Цапля

 И. П.-лежа на спине, руки  вы тянуты  в вдоль туловища. Ноги лежат вытянутыми на кровати, сгибаем правую ногу в колене, обхватываем руками колено и подтягиваем ногу к груди, опускаем, тоже с левой ноги. Упражнение выполняем в медленном темпе

-Орешек

И. П.- лежа на спине, обе ноги согнуты в коленях, руками обхватываем ноги, качаемся вправо-влево. Упражнения выполняем спокойно, сильно не раскачиваясь.

-Паровоз

И. П.-сидя, руки в упоре сзади, ноги сгибаем в коленях, ставим на пятки, подтягиваем их ближе к себе и «едем» по кроватке на пятках, до полного выпрямления ног вперед – назад. Это упражнение хорошо тем, что ребенок полностью сосредотачивается на его правильном выполнении и негативные мысли уходят.

-Камешек

И. П-сидя на коленях. Руки свободно вдоль туловища, наклоняем голову к коленям, касаясь лбом кровати - «поза эмбриона», это очень комфортная поза, малыш можно сидеть в этой позе до 2 минут.

2. Укладывание детей на сон может происходить под музыку

Музыкотерапия оказывает успокаивающее действие на нервную систему, способствует устранению эмоционального напряжения. Помогает избавиться от стресса и расслабиться, прогоняет негативные мысли, отвлекает от тревоги, синхронизирует дыхание и пульс, нормализует артериальное давление, вызывает положительные эмоции и улучшает настроение.

Для сна подходят тихие, спокойные композиции в медленном темпе. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей детей.

  • Классическая музыка для детей (В. Моцарт, П. И. Чайковский, Л, Бетховен,

Ф. Шопен)

  • Музыка, наполненная звуками природы (шум листвы, ветра, тихое щебетанье птиц, журчание ручья, стрекотание насекомых).
  • Детские «сонные» песенки.
  • Колыбельные песни, назначение которых убаюкивать ребенка. Это очень знакомый и любимый жанр для детей, ведь мамы всего мира поют колыбельные своим малышам, когда укладывают их спать.

Дети, регулярно слушающие тихую, успокаивающую музыку, растут более спокойными и лучше спят.

3. Упражнения на общую релаксацию

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, увеличивает запас энергии, восстанавливает силы, организм наилучшим образом перераспределять энергию, что приводит тело к равновесию и гармонии.

При выполнении упражнений можно использовать малые стихотворные формы. Произносить стихи нужно в медленном темпе, спокойным, тихим голосом, постепенно  переходя на шёпот. Дети охотно слушают знакомый голос воспитателя.

 Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Шея не напряжена и расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

В детском садике у нас наступает тихий час

Детки глазки закрывают и тихонько засыпают.

Где-то стук какой-то слышен , это дождь стучит по крыше

Он, наверное, не знает, что ребята отдыхают.

Поиграли звери дружно, после спать ложиться нужно.

Наступает тихий час, тишина нужна сейчас.

Даже если вы не спите, то лежите, не шумите.

Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать.

Дальний лес стоит стеной, а в лесу. В глуши лесной,

На суку сидит сова, там растет усни-трава,

Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова, сразу сникнет голова.

Я сегодня у совы попрошу такой травы:

Пусть тебе усни-трава скажет сонные слова.

4. Чтение художественной литературы.

Ученые считают, что если читать ребёнку перед сном хотя бы 15 минут, то он становится более послушным.

Художественную литературу необходимо подбирать, учитывая возрастные особенности детей.

Читать литературные произведения нужно спокойным, ровным голосом. Можно предложить детям закрыть глаза и попробовать представить, все то, о чем говориться в произведении. Сказки и рассказы лучше подбирать с позитивным концом, где добро побеждает зло. Слушая сказки, рассказы дети успокаиваются, расслабляются и приобретают состояние психологического комфорта, все негативные эмоции забываются, ребенок засыпает в хорошем настроении.

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ организации дневного сна

Анализ организации дневного сна...

Статья для родителей "Игры для развития речи, не требующие специальной подготовки и организации"

Буклет для родителей к родительскому собранию на тему "Игры для развития речи, не требующие специальной подготовки и организации" (игры для развития фонематического слуха, грамматического строя речи, ...

Консультация "Организация дневного сна детей"

«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием, односторонностью. Заставьте ребёнка сидеть - он очень быстр...

"Роль организации дневного сна для физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста"

"Роль организации дневного сна для физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Организация дневного сна с музыкальным сопровождением"

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания – это эффективная организация быстрого засыпания....

Организация дневного сна в старшей группе.

Организация дневного сна в старшей группе ДОО....