Методическая разработка занятия для детей по теме "Космос"
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка занятия для детей по теме "Космос"

Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. 

Задачи:

  • закреплять знания детей о дне Космонавтики и первопроходцам, покорившими воздушное пространство;
  • закрепить у детей понятие «космос»;
  • расширить знания детей о строении солнечной системы;
  • формировать коммуникативные качества;
  • способствовать развитию двигательных возможностей детей;
  • содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kosmos.docx154.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для детей по теме "Космос"

Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. 

Задачи:

  • закреплять знания детей о дне Космонавтики и первопроходцам, покорившими воздушное пространство;
  • закрепить у детей понятие «космос»;
  • расширить знания детей о строении солнечной системы;
  • формировать коммуникативные качества;
  • способствовать развитию двигательных возможностей детей;
  • содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;

Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук.

Ход занятия.

  Космос – это пустые участки Вселенной между небесными телами, но чаще всего люди космосом называют весь мир, всю Вселенную в целом.

Наша планета Земля.

  Мы все живём на планете Земля. Что такое планета Земля? Представьте себе огромный-огромный шар. На нем есть реки и моря, горы и долины. На нем растут деревья, живут люди, животные.

  Земля мчится в космосе с огромной скоростью, однако мы этого не замечаем.

Рис.1

  Перед вами фотоснимок Земли, сделанный из космоса. Белым цветом - облака. Жёлтым и коричневым- суша, зелёным – леса. Голубой цвет — это вода: океаны, моря и озера. Водой покрыта большая часть Земли. Поэтому Землю называют ещё Голубой планетой. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Земля окружена слоем воздуха, называемым атмосферой, который защищает её от слишком горячих лучей Солнца. Без атмосферы Земля была бы безжизненной. Земля вращается вокруг солнца.

 Солнечная система.

Отгадайте загадку:

В небе виден жёлтый круг и лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг, словно на магните.

Хоть пока я и не стар, но уже учёный-

Знаю, то – не круг, а шар, сильно раскалённый. (Солнце)

Солнце. Солнце на небе кажется нам не очень большим. На самом деле это не так. Солнце — это гигантский раскаленный шар, который намного больше Земли. А маленьким оно кажется потому, что находится очень далеко от нас. Солнечные лучи несут нам свет и тепло.

Солнце тоже звезда, сравнительно небольшая. Вокруг него вращаются девять планет, тысячи мелких планет – астероидов и кометы. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, в центре которой находится Солнце. Но жизнь есть только на нашей планете.

Рис.2

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите рисунок. Найдите ближайшую к Солнцу планету (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это Меркурий. Он очень горячий. Следующая планета от Солнца – это Венера. Её называют «утренней звездой».

Воспитатель: Какая по счету от солнца наша планета Земля? (ответы детей) Правильно! Третья. Следующая планета за Землёй – это Марс. Его называют «красной планетой». На поверхности Марса есть кратеры.  Пятая планета от Солнца – это Юпитер. Это самая большая планета. Она целиком состоит из газа. Найдите на рисунке планету Сатурн, следующая за Юпитером планета. Она окружена кольцами огромных размеров, которые состоят изо льда и камней. Седьмая планета от Солнца – это Уран. Он покрыт густыми облаками.

Следующая за Ураном планета – это Нептун. У него есть два спутника. Девятая и последняя планета Солнечной системы – это Плутон. Это карликовая планета.

Воспитатель: Чтобы легко запомнить планеты, давайте с вами выучим стих:

Солнечная система»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять – это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!

  У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть свои естественные спутники. Естественный спутник Земли – это Луна.  Луна является единственным небесным телом вне Земли, на котором побывал человек. Поверхность Луны неровная, вся в кратерах. Для более быстрого передвижения по Луне человек придумал специальную машину – Луноход.

   В зависимости от позиции по отношению к Земле и Солнцу, освещающему Луну, она нам кажется круглой, разрезанной пополам или в форме полумесяца.

Послушайте стихотворение:

Если месяц буквой «С», значит, старый месяц;

Если палочку в довес ты к нему привесишь

И получишь букву «Р», значит, он растущий,

Значит, скоро, верь-не верь, станет он толстущий.

Дидактическая игра «Летает – не летает»(что летает – поднимите руки вверх, что не летает – руки внизу)

-Самолет, стол, орел, комета, пулемет, вертолет, ласточка, ракета, воробей, цыпленок, ракета, снег, машина.

Звездное небо.

Мир звезд чрезвычайно разнообразен и чем больше, ребята, вы узнаете о нём, тем увлекательнее и интереснее будет путешествие по звездному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звёзды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце – красного. Звёзды отличают друг от друга размерами. Есть звёзды-гиганты, а есть звезды-карлики.

Рис.3

  Эта карта познакомит вас с некоторыми из них. Значками различной величины на карте показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Они имеют названия. Самые яркие из них подписаны, например: Сириус, Вега, полярная звезда и другие. Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определённые звёзды, то перед вами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет своё название. На карте они подписаны заглавными буквами.

  Обратите внимание на комету. Она имеет необычную форму. С приближением к Солнцу у некоторых из комет появляется длинный красивый хвост, состоящий из пыли и газа, и тогда они видны на небе.

Физкультминутка «Полёт в космос»

Мы в ракету смело сели (садятся на корточки)

Шлем на голову надели (круглые руки над головой)

«Пуск!»- и в космос мы летим (встают и тянуться вверх)

В невесомости парим (руки в стороны, качаются на одной ноге)

Путь наметили к планете (вытягивают руки вперёд)

Помахали вслед комете,

Потянули за рычаг (тянут за рычаг)

Взяли курс к созвездию Рак.

Посмотрели в телескоп (два неплотно сжатых кулака перед глазами)

Надавили кнопку «Стоп» (давят большим пальцем на воображаемую кнопку)

Развернули мы ракету (разворачиваются)

Как обычную карету.

И продолжили полёт: (руки в стороны, покачиваются)

Космос нас с собой зовёт! (машут рукой)

Освоение космоса.

Загадочный мир звезд и планет с давних времен привлекал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Человек придумал специальные ракеты и спутники, которые он запускает в космос, и даже целые космические станции.

  Первым космонавтом стал российский лётчик Юрий Гагарин, на корабле «Восток» 12 апреля 1961 года он сделал один виток вокруг Земли за 108 минут. С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области освоения космоса. В память же о первом полете человека в космос теперь каждый год 12 апреля празднуют Всемирный день авиации и космонавтики.

А теперь отгадайте загадки:

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный,

И необычайный,

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. (Космос)
Сверкая огромным хвостом в темноте

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - … (комета)

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. (Гагарин)

 У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски- астронавт,

А по-русски (космонавт)

Рассыпалось ночью зерно, а утром – нет ничего. (звёзды)

Воспитатель:

Молодцы ребята, очень вы сообразительные!

Заключительная часть. Воспитатель задает вопросы: что вам понравилось больше всего? Что для вас было новым? А что вы уже знали до этого? Многие девочки и мальчики мечтают, когда вырастут, стать космонавтами. А вы бы хотели стать космонавтами и отправиться в полет на ракете? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "Рыбки живые и игрушечные "

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку занятия с детьми младшего дошкольного возраста-от 1, 5 до 2-х лет. В ходе занятия идет знакомство детей с живыми и игрушечными рыбками, расширяются и ...

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "В гости к братцу кролику"

В данном занятии малыши вспоминают названия домашних животных,что едят,как кричат и т.д.за счет чего происходит активизация словаря детей....

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие с весной"

Занятие расчитано на детей от 1,5 до 2-х лет.Помогая Весне дети учатся не только сострадать и сопереживать,но и узнают что-то новое про кролика и зайца,и других животных....

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ»   Цель: -   ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...

Методическая разработка занятия для детей с умеренной умственной отсталостью по правилам дорожного движения "Огни большого города"

Данная разработка предназначена для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте от 12 до 16 лет....

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик"

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ежик».Основная образовательная область «Художественно- эстетическое развитие (ручной труд)»...

методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)

Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок....