Выступление на аукционе педагогических идей по теме: «Использование интерактивной доски в работе с клеточкой»
методическая разработка (подготовительная группа)

Козлова Файруза Нафисовна

Использование компьютерной программы SMART Notebook для интерактивной доски  при работе с клеточкой по методическому пособию Т.С.Голубиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion_kozlova_fn.docx35.35 КБ
Файл auktsion_kozlova_fn.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района  «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Выступление на аукционе

педагогических идей по теме:

«Использование интерактивной доски в работе с клеточкой».

Воспитатель:

Козлова Ф.Н.

2018


Слайд 1.

Важным моментом в жизни каждого ребёнка является поступление в школу. Чтобы адаптация ребёнка  в школе прошла наиболее успешно, необходимо наличие у него определённых умений и навыков.

Слайд 2.

Одним из наиболее сложных навыков для первоклассника является работа в тетради в клетку. Очень важно научить ребёнка пользоваться тетрадью, ориентироваться на листе и чтобы эта работа была с положительным результатом, нужно научить ребенка  видеть клетку, правильно находить её стороны, углы, центр и середины сторон.

Существуют различные приемы и методики и наработан опыт работы с детьми по работе с клеткой.

Слайд 3.

Одна из методик применялась мной в работе с дошкольниками. Это методическое пособие Тамары Сергеевны Голубиной «Чему научит клеточка».

Приемом обучения является рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз – вверх, осуществляется подготовка их руки к письму.

Слайд 4.

Ранее мною были наработаны и реализуются в образовательном процессе различные дидактические пособия и игры с использованием ИКТ, поэтому я глубоко убеждена, что интерактивная доска может являться мощным современным инструментом для работы с детьми с клеточкой, так как ее использование в образовательном процессе является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития мелкой моторики рук и познавательных способностей, создания благоприятного эмоционального фона обучения.

Обучение детей с помощью интерактивной доски становится более привлекательным и захватывающим. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Передвигая изображения, выполняя задания пальцами или маркером, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. Воспринимая информацию визуально и кинестетически, они понимают и выполняют предложенный материал гораздо эффективнее. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге – соединять точки, рисовать, это способствует формированию графических навыков.

Использование ИД в совместной деятельности с ребёнком позволяет делать поправки во время образовательной деятельности, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог.

Учитывая все сказанное, я, используя компьютерную программу для интерактивной доски SMART Notebook, переработала все занятия по работе с клеточкой из методического пособия Т.С.Голубиной, преобразовав его в электронное пособие.

Слайд 5.

Цель: подготовить ребенка к обучению письму.

Слайд 6.

Мною были определены задачи:

Образовательные:

  • знакомство с листом в крупную клетку на ИД;
  • формирование умения читать простейшую графическую информацию;
  • формирование элементарных математических представлений: ориентироваться на листе в клеточку; ориентироваться по клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки, середины каждой стороны клетки;
  • формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки точку; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая маркер или палец от плоскости и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки;
  • формирование умений управлять своими движениями, выполнять их дифференцированно, точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно;
  • подготовка руки ребёнка к обучению письму.

Слайд 7.

Развивающие:

  • развитие умения ориентироваться на листе в клетку расположенном на ИД;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать развитие познавательной мотивации детей;
  • развитие личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность),
  • развитие зрительного и слухового восприятия, произвольности внимания и памяти;
  • развитие умения штриховать на ИД маркером;
  • развитие графомоторных навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, усидчивость, старательность.

Слайд 8.

Основные принципы работы:

  • Строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. Нарушать эту последовательность нельзя.
  • Временная регламентированность (в дошкольном учреждении 1 раз в неделю по 10 минут или 2 раза в неделю по 5 минут).
  • Учет индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей).
  • Ориентировка на успешность ребенка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребенка, повышать его самооценку, настраивать на победу.

Слайд 9.

Формы работы:

  • игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Интерактивная доска используется в работе с детьми: в совместной деятельности и как часть непосредственно образовательной деятельности (занятие по математике).

Формы организации детей:

  • одновременная работа у доски трех детей (каждый выполняет свое задание);
  • работа парами, подгруппой;
  • один ребенок у доски выполняет задание под руководством группы детей, которые по очереди руководят его действиями. (например, ребенок выполняет задание - нарисовать по клеточкам симметрично вторую половинку предмета).
  • при использовании интерактивной доски на занятии, дети, не работающие непосредственно у доски, выполняют аналогичное задание за столами или мольбертами на бумажном носителе.

Использование таких разнообразных форм организации работы детей с интерактивной доской снимает ряд проблем, которые могут возникнуть при применении ИКТ в образовательной работе с дошкольниками, таких как утомление, нервно-эмоциональное напряжение и отказ от коммуникативных отношений. Дети с большим удовольствием работают на интерактивной доске, быстро осваивая все ее возможности и способы работы различными средствами

Слайд 10.

Ожидаемый результат:

Дети научатся:

  • ориентироваться на листе в клеточку;
  • ориентироваться в клеточке;
  • штриховать клеточку;
  • писать графические диктанты;
  • выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам;
  • выполнять на ИД движения пальцем или маркером точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно.

Слайд 11.

Составленное мной электронное пособие содержит разделы аналогичные пособию Т.С. Голубиной «Чему научит клеточка» и включает семь блоков. Предназначено для работы с детьми подготовительной к школе группы.

Каждый блок включает цикл занятий, содержание работы в них направлено не только на достижение определенной цели, но и является предшествующим перед более сложными заданиями следующего блока. Работа в каждом блоке предполагает обучение через игру, что способствует мотивации детей к выполнению задания, задания детьми выполняются и по образцу, и по словесной инструкции воспитателя.

Задания выполняются пальчиком или маркером.

Слайды 12,13.

Особое внимание уделяется предварительной работе (перед блоками)

 по формированию у детей умения видеть клеточку среди множества клеток.

В работе используются разнообразные приемы: сравнение клеточки с квадратом, рассматривание ее частей, счет сторон и углов, нахождение разноцветной клеточки в разных частях доски, прорисовывание ее ребенком.

Слайд 14,15.

  1. Блок «Точка» —задания №№1-25.

Работа над блоком «Точка» предполагает обучение детей умению видеть и фиксировать точкой центр клеточки, ее угол и сторону, соединяя верхнюю и нижнюю точки, дети фиксируют сторону клетки, делят точкой сторону пополам.

Работа в данном блоке способствует эффективному развитию мелкой моторики пальчиков руки ребенка, так как требует очень точного выполнения.

Умение фиксировать центр и уголок клетки готовит ребенка к следующему блоку заданий — «Палочка».

Слайд 16.

  1. Блок «Палочка» —задания №№26-37.

Выполняя  задания этого блока,  дети работают в клеточке, определяют ее центр, угол и сторону (задания первого блока), проводят вертикальные, горизонтальные палочки, палочки с наклоном, делят клеточки пополам по вертикали и горизонтали (задания второго блока).

Выполняя задание, дети повторяют вслед за взрослым: «Палочка, точка вверху, точка внизу; палочка, точка вверху, точка внизу...», тем самым они постепенно приобретают умение диктовать самим себе.

Работая над заданиями блока «Палочка»,  необходимо  употреблять в речи не «примерные» названия, а точную терминологию: вертикальная палочка, горизонтальная палочка, наклонная влево, наклонная вправо.

Слайд 17.

  1. Блок «Геометрическая фигура» —задания №№38-111.

В этом блоке дети учатся выполнять задания по образцу, читая простейшую графическую информацию (цифры и анимированные стрелки).

Слыша словесную инструкцию и видя образец, ребенок учится распределять внимание, а выполняя задание — управлять своими действиями, изображение ломаной линии непрерывно.

 Появляется новый для детей элемент — палочка длиной две клеточки. Обратить их внимание на нее в словесной инструкции.

Слайд 18.

Вводится новое для детей понятие — наклонная в одну клеточку и вертикальная в две клеточки штриховки, объясняется  последовательность ее выполнения.

Слайд 19.

Работа в этом блоке предполагает развитие графических умений через чередование последовательности выполнения заданий по образцу.

Начинается подготовительная работа к графическим диктантам — сначала по зрительному образцу, потом по восприятию на слух.

Завершается работа в данном блоке с усложнением заданий: вертикальная и горизонтальная штриховка в две клетки в геометрических фигурах.

Слайд 20.

  1. Блок «Дуга» —задания №№112-139.

Выполняя задания этого блока, ребенок ориентируется только на графический (зрительный) образец в пособии — взрослый словесных инструкций не дает. Может помочь, но только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Целесообразно предложить детям дополнительное задание на развитие воображения: самим придумать названия для предлагаемых заданий.

Слайд 21.

  1. Блок «Предметная фигура» —задания №№140-173.

Задания этого блока можно вводить после того, как дети, быстро схватывающие новый материал и хорошо его усваивающие, выполнят задания блока «Геометрические фигуры».

Прежде чем дети приступят к выполнению заданий, т.е. копированию предлагаемых рисунков, их нужно познакомить со следующими правилами.

Слайд 22.

1. Внимательно рассмотреть образец и определить, из каких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит.

2. Определить (сосчитать) количество этих элементов.

3. Решить, с чего (с какого элемента) лучше начать.

Слайд 23.

  1. Блок «Угадайка» —задания №№174-203.

Задания этого блока кроме конкретной цели — подготовки руки ребенка к письму — направлены на решение одной из важнейших задач дошкольного обучения — развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать.

Воспитатель рисует на ИД геометрическую фигуру, часть какого-то задуманного им предмета и т.д. Ребенку предлагается подумать и решить, что это может быть, нарисовать или назвать возможный предмет (вещь, животное, явление природы и т.п.).

Помощь взрослого не исключается: ведь от ребенка требуются не только определенные графические навыки, но и знание того, из каких форм состоят знакомые ему предметы.

Слайд 24.

  1. Блок «Сопровождение» —графические узоры, диктанты.

Задания этого блока направлены на закрепление и совершенствование умений, в той или иной степени формируемых при выполнении заданий всех блоков, т.е. умений слушать инструкцию (словесную) взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.

Чтобы дети эффективнее усваивали способы выполнения графических диктантов, взрослый должен хорошо знать основные правила «диктовки».

Слайд 25.

Правила «диктовки»:

1. Обязательно называйте количество диктуемых элементов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз).

2. Не называть количество элементов можно в одном-единственном случае: если подряд следуют, например, одна клеточка вниз и одна клеточка влево.

3. Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество.

Первые графические диктанты даются с опорой на словесное и зрительное восприятие, а последующие — с опорой только на зрительный образец.

Перед выполнением заданий вспомните с детьми основные графические навыки, усвоенные ими на предыдущих занятиях, а также понятия «лево» и «право». Первый диктант проводится с участием детей. Например, взрослый напоминает: линия не должна прерываться. Спрашивает: «С чего мы начинаем? (Ответы детей. С определения точки начала узора.) Если я скажу: провести две клеточки вверх, что вы сделаете? (Ответы детей.) А если две клеточки вправо? (Ответы детей.)» И т.д.

Слайд 26.

Во всех диктантах узор должен быть повторен 3—4 раза.

При оценке работ детей отмечаются, прежде всего, их достоинства, не исправляются неточности, а педагог лишь указывает на них.

Во время работы детей с электронным пособием можно сохранять результаты их деятельности в отдельные именные файлы, а так же в формате рисунка, что позволяет сравнивать развитие навыков каждого ребенка в течение разных промежутков времени. При необходимости можно перевести их в бумажный формат.

Электронное пособие можно дополнять новыми заданиями, учитывая индивидуальные особенности дошкольников.

Слайд 27.

Спасибо за внимание!

Интернет ресурсы:

http://mylektsii.ru/12-96948.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на аукционе педагогических идей по теме : «Использование интерактивной доски в работе с клеточкой». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский» Воспитатель: Козлова Ф.Н. 2018

Слайд 5

Цель: подготовить ребенка к обучению письму.

Слайд 6

Задачи: Образовательные: знакомство с листом в крупную клетку на ИД; формирование умения читать простейшую графическую информацию; формирование элементарных математических представлений: ориентироваться на листе в клеточку; ориентироваться по клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки, середины каждой стороны клетки; формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки точку; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая маркер или палец от плоскости и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки; формирование умений управлять своими движениями, выполнять их дифференцированно, точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно; подготовка руки ребёнка к обучению письму.

Слайд 7

Развивающие: развитие умения ориентироваться на листе в клетку расположенном на ИД; развитие мелкой моторики рук; развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать развитие познавательной мотивации детей; развитие личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), развитие зрительного и слухового восприятия, произвольности внимания и памяти; развитие умения штриховать на ИД маркером; развитие графомоторных навыков. Воспитательные : воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, усидчивость, старательность.

Слайд 8

Основные принципы работы: Строгая последовательность заданий. Временная регламентированность . Учет индивидуального уровня и темпа развития. Ориентировка на успешность ребенка.

Слайд 9

Формы работы: • игровые , показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль . Формы организации детей : • одновременная работа у доски трех детей (каждый выполняет свое задание); • работа парами, подгруппой; • один ребенок у доски выполняет задание под руководством группы детей, которые по очереди руководят его действиями. (например, ребенок выполняет задание - нарисовать по клеточкам симметрично вторую половинку предмета ); • при использовании интерактивной доски на занятии, дети, не работающие непосредственно у доски, выполняют аналогичное задание за столами или мольбертами на бумажном носителе.

Слайд 10

Ожидаемый результат: Дети научатся : ориентироваться на листе в клеточку; ориентироваться в клеточке; штриховать клеточку; писать графические диктанты; выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам; выполнять на ИД движения пальцем или маркером точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно.

Слайд 11

Содержание БЛОК «ТОЧКА » БЛОК «ПАЛОЧКА » БЛОК «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА » БЛОК « ДУГА» БЛОК «ПРЕДМЕТНАЯ ФИГУРА » БЛОК « УГАДАЙКА» БЛОК «СОПРОВОЖДЕНИЕ »

Слайд 14

Блок «Точка»

Слайд 16

Блок «Палочка»

Слайд 17

Блок «Геометрическая фигура»

Слайд 20

Блок «Дуга»

Слайд 21

Блок «Предметная фигура»

Слайд 22

Правила копирования: Внимательно рассмотреть образец и определить, из каких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит. Определить (сосчитать) количество этих элементов. Решить , с чего (с какого элемента) лучше начать.

Слайд 23

Блок « Угадайка »

Слайд 24

Блок «Сопровождение» —графические узоры, диктанты.

Слайд 25

Правила «диктовки»: Обязательно называйте количество диктуемых элементов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз). Не называть количество элементов можно в одном-единственном случае: если подряд следуют, например, одна клеточка вниз и одна клеточка влево. Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда

Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техн...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Опыт работы по теме: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Я считаю, что использование интерактивной доски в детском саду становится все более актуальным, т.к. позволяет в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть нового качества знаний....

Выступление на аукционе педагогических идей «У меня это хорошо получается»

Тема: Формирование артистизма как важного профессионального педагогического качества личности...

Выступление в педагогическом совете на тему "Использование интерактивных технологий в работе ДОУ"

Выступление в педагогическом совете на тему "Использование интерактивных технологий в работе ДОУ"...

Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по теме "Экологическое образование дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по экологическому образованию и воспитанию дошкольников на котором педагоги представляют свои наработки "лоты" (проекты по эологичес...