Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы "Знакомство с понятием МАТ"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы "Знакомство с понятием МАТ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по обучению игре в шахматы

в старшей группе

по теме «Знакомство с понятием МАТ»

Составитель:

Климина А.А., воспитатель

г. Когалым

2020г.

Цель: Привитие интереса к шахматной игре.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «мат», объяснить, что мат это шах, от которого нет защиты;
  • Упражнять в решении шахматных задач;
  • Закрепить названия шахматных фигур и их расположение на шахматной доске.

Развивающие:

  • Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать без надобности.
  • Воспитывать усидчивость, уверенность в своих силах.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: мат.
  • Активизация словаря: шахматы, ладья, шахматный конь, шахматный слон, ферзь, шах.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • Рассматривание слайдов - иллюстраций к игре «Какая фигура спряталась?»;
  • Работа с шахматной комбинацией «Мат».

Словесные:

  • Чтение стихотворения «Шахматы»;
  • Загадки на тему «Шахматные фигуры»;
  • Беседа на тему: « Знатоки шахматной игры»;
  • Указания;
  • Объяснение.

Игровые:

  • Дидактическая игра  «Какая фигура спряталась?»;
  • Пальчиковая игра «Шахматный бой»;
  • Игровое упражнение «Отгадай фигуру на ощупь».

Практические:

  • Игровая практика « Поставь мат сопернику».

Методы повышения речевой активности:

  • Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Игра-театрализация «Шахматные фигуры».

Предварительная работа: предшествующая НОД, разучивание стихотворения (индивидуальная работа), разучивание пальчиковой гимнастики «Шахматный бой», игра «Чудесный мешочек», решение шахматных задач, словарная работа (оладьи, спешка, заслонка).

Материалы и оборудование:  ТСО (телевизор, ноутбук),  шахматы (10 шт.), шапочки-маски «Шахматные фигуры»,  тканевая шахматная доска, презентация к НОД.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Назовите свои любимые игры.

(Ответы детей)

 Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение – загадку, которое вам расскажет Надя, и скажите,  о какой игре идет речь?

Ребёнок:

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Дети: Это  игра в шахматы.

Воспитатель: Верно, ребята! Повтори, Вика, как называется игра? Повтори, Тимур.

Ребёнок: Шахматы.

Воспитатель:   Сегодня я предлагаю  вам стать артистами шахматного театра. Но сыграть роль одной из шахматных фигур, вы сможете, если выполните мои задания.   Первое задание – загадки.

Дети отгадывают загадки, отгадки демонстрируются на слайдах.

Загадки о шахматных фигурах:

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)

Стою на краю. Путь откроют - я пойду.                                                                               Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (ладья)

Не живет в зверинце, не берет гостинца.                                                                                         По косой он ходит, хоботом не водит. (слон)

Прыгнет он - подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк. (конь)

На шахматной доске - сильнейший он.

 «Плывет», ну, как ладья, и «топает», как слон. (ферзь)

Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра. (король)

Воспитатель:  Молодцы ребята! Все загадки разгадали! Следующее задание называется «Вопросы из шахматной шкатулки».

(Воспитатель достает вопросы из шкатулки)

Беседа на тему «Знатоки шахматной игры»

Воспитатель:

  • Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
  • Без какой фигуры не бывает игры? (король)
  • Где возникли шахматы? (Индия)
  •  Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
  • Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
  •  Как ходит пешка?  (только вперед)
  •  Как бьёт пешка?  (наискосок)
  • Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  ( белопольные  и чернопольные)
  •  Где стоят ладьи на доске до начала игры?  (по краям)
  • Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры).

Воспитатель: Верно отвечали, ребята, молодцы!

Воспитатель: Вас ждёт последнее задание, оно называется «Какая фигура спряталась на картинке?», обратите внимание на экран.

(на экране демонстрируются слайды – картинки)

Воспитатель:  Что мы видим на картинке?

Дети: Оладьи!

Воспитатель: Какая шахматная фигура спряталась в этом слове?

Дети: Ладья!

(По аналогии: «Спешка», «Заслонка», «Коньки»)


Воспитатель: Все задания выполнили! Какая роль достанется каждому из вас, поможет определить игра «Отгадай фигуру на ощупь». Но сначала нужно размять  наши пальчики.

Пальчиковая игра «Шахматные бой»

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по коленям)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на коленях)

А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!               (указательный палец)

А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по коленям

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,         (выпрямленные ладони на  коленях)

Им начинать этот сказочный бой.        

Воспитатель: Ребята, подходим по очереди, выбираем себе роль.

Игровое упражнение  «Отгадай фигуру на ощупь» 

(Дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру. На ковре расположена тканевая шахматная доска, ребенок отгадавший фигуру, одевает шапку-маску и занимает соответствующее поле на доске)

Игра-театрализация «Шахматные фигуры»

Воспитатель: Все заняли свои места верно. Каждый из вас должен сыграть роль своей  фигуры – сделать один ход!

(Дети выполняют ходы по очереди)

Воспитатель: Молодцы, ребята,  вы настоящие артисты! Присаживайтесь на свои места.

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Давайте, с вами вспомним, какая ситуация в шахматной игре называется шах?

Ребенок: Шах – это  нападение на короля соперника.

Воспитатель: Верно.  Повтори, Дима.  Повторите все вместе. Обратите внимание на экран. Перед вами шахматная комбинация.

Воспитатель:

- Какой король находится под шахом? (Черный король находится под шахом,  ему угрожает белая ладья).

(Ребенок с указкой объясняет ситуацию)

- Есть ли у черного короля возможность уйти от шаха?  (У короля нет возможности уйти от шаха , все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника)

(Ребенок просчитывает все возможные ходы)

-  Есть ли у игрока возможность закрыться от шаха другой фигурой? ( Нет)

- Есть возможность взять фигуру, объявившую шах? (Нет).

 Такая ситуация, ребята, называется МАТ. Мат – это шах, от которого нет защиты.  Повторим все вместе – мат.

Воспитатель: Родион, какая ситуация называется мат?

Ребенок: Мат – это ситуация, когда королю угрожают, и он не может защититься.

Воспитатель: Ребята, какие фигуры ходят первыми?

Дети: Белые.

Воспитатель: Верно. Предлагаю разделиться на пары и пройти за столы.

(Дети выбирают себе противника, присаживаются за столы.  На столах расположены шахматные доски с заранее созданной шахматной композицией).

Воспитатель: Ваша задача – поставить мат противнику.

(Дети под контролем воспитателя решают шахматную задачу).

Воспитатель: Ребята, с какой шахматной ситуацией мы сегодня познакомились? Какие задания выполняли? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие – соревнование «Обучение детей старшей группы игре в баскетбол»

Знакомство с игрой в баскетбол, историей её возникновения и воспитывание целеустремлённость, волю к победе, смелость....

Конспект занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах. «День в детском саду»

Ход занятия.М.Р.  Ребята, я знаю, вы любите играть, сегодня мы поиграем с вами в игру «День в детском саду». Вы приходите в детский сад и первое что вы делаете?(Здороваемся с друзьями...

Конспект занятие по обучению детей игре в шашки «Царство шашек»

Царство шашек.Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре.Задачи:1. Познакомить с игрой в шашки. Понятиями: шашечная доска, шашки.2. Познако...

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шах...

Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы

Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Познавательные: закрепить знания детей направлений в ...