Обучение детей составлению фантастических рассказов системного характера»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Алиева Айжан Галимжановна

Обучение детей составлению фантастических рассказов системного характера»

Общая характеристика текстов фантастического                                плана

Главная отличительная особенность текстов      фантастического содержания-
  - это образность с высокой степенью условности;
  -открытое  нарушение реальных логических связей и закономерностей;
  -естественных пропорций и форм изображаемого объекта.

Общая характеристика текстов фантастического                                плана

Главная отличительная особенность текстов      фантастического содержания-
  - это образность с высокой степенью условности;
  -открытое  нарушение реальных логических связей и закономерностей;
  -естественных пропорций и форм изображаемого объекта. 

Общая характеристика текстов фантастического                                плана

Главная отличительная особенность текстов      фантастического содержания-
  - это образность с высокой степенью условности;
  -открытое  нарушение реальных логических связей и закономерностей;
  -естественных пропорций и форм изображаемого объекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_fantastichekih_rasskazov.pptx112.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение детей составлению фантастических рассказов системного характера» Подготовила: Алиева Айжан Галимжановна МДОУ «Детский сад №17»

Слайд 2

Цель : составление связных текстов фантастического содержания . Задачи: -воспринимать и понимать алгоритм составления фантастического текста с опорой на схему; -учить детей отличать фантастических героев от сказочных; -развивать творческое воображение и мышление при составлении фантастического рассказа; -учить самостоятельно начинать рассказ, развивать сюжет и завершать его.

Слайд 3

Общая характеристика текстов фантастического плана Главная отличительная особенность текстов фантастического содержания- - это образность с высокой степенью условности; -открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей; -естественных пропорций и форм изображаемого объекта.

Слайд 4

В основе текстов фантастического содержания - техническая или научная проблема, решение которой возможно в будущем. Используя это основное понятие, мы делали упор на научную проблему, в которой учитывались законы развития систем. Старались направить работу таким образом, чтобы на первый план выходил прогноз развития объектов, а не нарушение реальных логических связей.

Слайд 5

Точность, конкретность признаков времени и места также присуща фантастике. Это отличает ее от сказки, где необычность, отвлеченность признаков времени и места очаровывает воображение слушателя. Еще одной отличительной особенностью фантастического текста можно считать повествование. Идет перечисление действий, событий, происходящих в окружающем мире. Особенностью произведений фантастического жанра является некая реальность, но с необычными свойствами. Для того, чтобы научить детей составлять связное высказывание фантастического характера, их вначале необходимо познакомить с основными отличиями сказки от фантастики

Слайд 6

Основные отличительные особенности сказочного и фантастического текстов Сказка Фантастика 1. Ярко выражена мораль 1. Прогноз на будущее 2. Сказка отражает жизненный опыт 2. Идея фантастического текста - прогресс, улучшение имеющегося 3. Носители (герои, предметы и др.) отличаются волшебством 3. Носители могут быть как реальными, так и фантастическими объектами 4. Сказки «не привязываются» к конкретному месту и времени 4. Используется конкретное время и место событий 5. Используются выразительные средства (заклинания, повторы, специфические слова и др.) 5. Перечисляются действия, делается упор на повествование

Слайд 7

Подготовительная работа по составлению фантастических текстов

Слайд 8

Творческие задания по обучению детей анализу героев и их действий в фантастических рассказах Название задания Цель Содержание Методические рекомендации «Герои бывают разные» Цель: учить детей отличать сказочных героев от фантастических Детям предлагается вспомнить знакомые сказки (2-3). Определить основных героев, их действия Вспомнить фантастические рассказы, фильмы (основных героев, их действия). Сделать вывод, что есть сказочные герои и фантастические Можно использовать с 6-6,5 лет «Найди друзей» Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку Воспитатель предлагает вспомнить героя рассказа. Например: Электроник из фантастической повести «Приключения Электроника». Затем - просит детей назвать все действия, которые он совершал. Далее - сравнить их с действиями обычного мальчика. Условие: говорить только глаголами. Возможное использование с 6 лет « Назови действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо героя Воспитатель называет какой-либо признак героя, а дети должны найти по нему конкретных героев из фантастических рассказов и фильмов. Например : Назовите героев-мальчиков (Электроник, Гари, Поттер и др.) Вывод: Описывая героя рассказа, недостаточно сказать просто, что это мальчик. Надо назвать его конкретные качества и действия. 6-6,5 лет

Слайд 9

Основные этапы обучения старших дошкольников составлению текстов фантастического содержания Составление текстов фантастического содержания осуществляется с помощью "чудесного экрана" (системного оператора) и " эвроритма " (метода фантазирования, основанного на законах развития систем). Обучение включает в себя три этапа. 1 этап - составление текста фантастического плана, основанного на первом уровне прогноза (удаление отрицательного свойства у реального объекта). Например: фантастический рассказ о том, как появился и использовался в быту пылесос, у которого не надо было убирать пыль из мешка - она сама складывалась в кирпичики. 2 этап - составление текста фантастического плана, основанного на втором уровне прогноза (объекта нет, а функция выполняется). Например: фантастический текст, в котором рассказывается об изобретении стен в квартирах, которые сами втягивают в себя пыль и из-за этого становятся прочнее. 3 этап - составление текстов фантастического плана, основанных на свертывании функции (в частности, не надо убирать пыль вообще, т. к. ее попросту нет). Например: рассказ о том, как люди живут в городе, где совсем нет пыли, т.к. ни одежда, ни люди ее не производят.

Слайд 10

Цель I этапа - научить детей составлять связный текст фантастического содержания на основе улучшения объекта по какому-либо признаку. Используется системный оператор ( девятиэкранная схема ): 2» 2 5 5 1 4 3 6 В данном случае прошлое объекта не рассматривается (левая, не пронумерованная сторона). Порядок вопросов, задаваемых детям: Что это? (указание объекта) Какого его главное дело? (назначение, функция). В какой класс входит объект? (классификация, группа). Место, где осуществляется данная функция. Какие части есть у объекта? Что плохого в объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем? В какой класс будет входить объект? Будет ли это та же классификационная группа? Как изменится место работы объекта? Как изменятся составные части объекта? Как они будут выглядеть в будущем?

Слайд 11

Базовый алгоритм составления текстов фантастического содержания Базовый алгоритм составления текстов фантастического содержания остается тем же на всех трех этапах. Выбор времени и места действия. Выбор главного героя, его характеристика. Выбор увлечения героя. Определение отрицательных событий, которые мешают, вредят главному герою или его увлечению. Увеличение степени идеальности главного объекта, с которым имеет дело герой. Продолжение и улучшение дела героя (ИКР). Вывод, прогноз на будущее. Название рассказа.

Слайд 12

Цель II этапа - учить детей составлять фантастическое высказывание, в котором объекта нет, а его функция выполняется (на примере бытовой техники, транспорта, предметов обихода и т.д.) 1 3 4 2 Порядок вопросов, задаваемых детям: Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция) Какие части есть у объекта? Что плохого в объекте? Как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем? Слишком много хлопот по улучшению объекта. Может, вообще от него откажемся? Самого объекта нет, а его основная функция нужна? Как и кем она будет выполняться?

Слайд 13

Цель III этапа - учить детей составлять связный текст, в котором сворачивается функция объекта. Контрольные вопросы формируются по модели: 1 I 2 II 3 III 4 Не рассматривается прошлое объекта и особого значения не придается подсистеме и надсистеме объекта. Цепочка контрольных вопросов: Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция) Что плохого в объекте? Как это исправить? Самого объекта нет, а его функция нужна. Что делать? В далеком будущем функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?

Слайд 14

Методические рекомендации Освоение модели текстов фантастического содержания возможно с 6-летнего возраста. Рекомендуется строить схему алгоритма составления текстов фантастического содержания вместе с детьми.

Слайд 15

СХЕМА АЛГОРИТМА СОСТАВЛЕНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В таблице представлен пример схематизации алгоритма, выполненной на основе предложений детей.

Слайд 16

Героем рассказа необходимо выбирать человека, обладающего каким-либо увлечением. Дети должны иметь представления о качествах личности и о свойствах человека, необходимых для выполнения различной деятельности. На системном операторе рассматривается объект, о котором будет вестись повествование. Например: "Утюг " . Рассматривание объекта на I этапе обучения идет следующим образом. Электротехника, предмет обихода то же Утюг. Функция: разглаживание белья с помощью нагревания Улучшение имеющегося. Не ломается; сам отключается, сам себя будет ремонтировать. Размер: в зависимости от величины ткани самостоятельно меняет размер. Сам движется Подошва утюга, ручка, кнопка, шнур, штепсель и др. детали Новые улучшенные части изделия .

Слайд 17

Рассказ , составленный подгруппой детей шести лет . " История про утюг ". Однажды летом в Димитровграде произошла эта история. В этом городе жила семья: мама, папа и дочка у них была, Светочка. Света очень любила одеваться красиво, и у нее была кукла с красивой одеждой. Однажды, она пошла гулять с куклой и налетел ураган. Он испачкал и Свету, и ее куклу. Девочка пришла домой, и мама стала стирать платье Светы, а Света - у куклы. Все высохло, надо гладить. Маленькое и большое платье. Мама и Света сказали папе, что утюг неудобный - надо, что бы он был разным по размеру. Папа пошел в мастерскую к одному мастеру, и они сделали утюг раздвижной - большая подошва - гладит большое платье, а как только станет маленькая подошва - можно гладить у куклы. Мастер кнопочкой такой все это сделал. А еще он придумал пультик такой. Теперь мама телевизор смотрит, а утюг сам гладит платье. Этот новое изобретение понравилось друзьям семьи и всем людям, и мастер решил открыть свое дело и выпускать такие утюги. Все люди в мире стали пользоваться его открытием.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Дидактические игры для обучения детей составлению описательных рассказов

Материал был подобран к теме "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...

Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».

Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок....

Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...