Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Олейник Елена Александровна

Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

В период дошкольного детства  закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения. Старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии нравственного облика ребенка, когда он входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. На этом этапе возраста формируются дружеские отношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Нравственное воспитание – это основа знакомства ребенка с культурой, с помощью которого обеспечивается овладение норм и правил взаимодействия с природой и окружающими людьми [1].

Русские народные сказки отражают  традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом [2].

Сказка - неотъемлемая часть фольклора. К.Д.Ушинский утверждал, что: «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений  между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…» [3]  В.П.Аникин - исследователь русского фольклора писал: «В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение…» [4].

Каждый народ имеет свои народные сказания, связанные друг с другом. В. Я. Пропп, русский лингвист, исследователь сказок писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство…" [5].

По мнению ученых, формирование нравственных представлений связано со способностью человека к моральным суждениям. Один из теоретиков "нового гуманизма" Л. Кольберг создал доктрину нравственного развития личности, согласно которой три этапа проходит личность в своем нравственном развитии. Ребенок на доморальном уровне удовлетворяет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется желанием принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения, получения признания и выгоды. Третий уровень нравственного развития является автономным: человек добровольно выбирает нравственное поведение, потому что он убежден, что человек должен жить в соответствии с 10 принятыми им нормами, он своей свободной волей выбирает добро, справедливость, основываясь на своей совести. Движение человека к высшей ступени (по мнению Колберга большинство людей этого не достигают), развитие способности к моральному суждению определяется формированием познавательных структур, построений в области нравстенных принципов, содержания морали, которое автор считает вечным для всех времен и обществ. Другими словами, в формировании нравственности акцент делается на формировании представлений о нормах морали и нравственности. Всеобщеизвестны так называемые моральные дилеммы Л.Кольберга, с помощью которых он исследовал уровень знаний и формирование представлений о нормах морали у детей [6].

В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г.Белинский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А.Амонашвили, О.С.Богданова, Н.А.Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А.Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности.

Нравственное воспитание - один из важнейших аспектов многогранного процесса становления личности, овладения нравственными ценностями индивидом, развитие нравственных качеств, способность сосредоточиться на идеале, жить в соответствии с принципами, нормами и правилами мораль, когда убеждения и представления о том, что правильно воплощено в реальных действиях и поведении [7]. Цель нравственного воспитания - формирование нравственной культуры личности. Нравственный опыт общества, овладеваемый индивидом, выраженный в уровне развития нравственных концепций, суждений, моральных чувств, ценностей, оценок, формирования ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а также способность к нравственному выбору – это нравственная культура личности. Реализация нравственного воспитания предполагает знание содержания тех личных отношений, которые лежат в основе ее моральных качеств:

· отношение к родине, стране, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

· отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.);

· отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

· отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

· отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей) [7].

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни [8] . Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста обладает ещё большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношения со сверстниками и взрослыми становятся более сложными и содержательными. У детей есть необходимый словарный запас для свободного общения, формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Таким образом, зная о психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи с точки зрения нравственного развития ребенка-дошкольника. На развитие у ребенка нравственных представлений влияет одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Влияние бывает как положительным, так и отрицательным [9]. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это неоднократно указывал Е.А.Аркин и подчеркивал, что  ребенку следует радоваться всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без причины. Никогда не надо прекращать детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах [10]. Литература играет важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выдвинуть следующие особенности. Ребенок не удовлетворён неопределенной ситуацией, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети немедленно стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение [11]. Таким образом, процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста включает:

- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

 - ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

 - превращение нравственных знаний и представлений в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

 - формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

 - формирование нравственных привычек на основе усвоенных норм и правил поведения.

В процессе формирования нравственных представлений у детей необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться  требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Важной составляющей процесса формирования нравственных представлений является развитие у детей способности правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других.

По мнению ученых и педагогов, основой формирования нравственных представлений является родная культура. Плодотворное обращение к народной педагогике. Детям необходимо знать образ жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Уникальными памятниками народной педагогики являются произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений [12].  Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создать народную педагогику». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [3].

Наиболее распространенный способ ознакомления со сказкой является чтение, т.е. буквальная передача текста. Обязательное условие для рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Способы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга [13].

 

 

Этапы работы со сказкой:

 

 Ø Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Ø Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Ø Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Ø Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Наиболее эффективным путем использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков [14]. Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

 -знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

 

Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В процессе слушания сказки, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации. Данный жанр преследует детей с раннего детства и до самого конца, постоянно учит житейской мудрости. Без него мировоззрение ребенка не смогло бы сформироваться. Кроме того, понимание добра и зла, любви, дружбы и других чувств стало бы искажённым. Именно поэтому сказка важна в жизни каждого, а её влияние ощущает даже старик.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод. пособие / Моск. психол.-социал. ин-т ; ред.-сост. Г. В. Бурменская. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. – 656 с.

2. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовнонравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329.

3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. / К. Д. Ушинский. – М. : АПН РСФСР, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857-1861 гг. – 655 с. .

4. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовнонравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=18903993 (дата обращения: 11.-3.2017).

5. Народное искусство в воспитании детей] : для педагогов дошкол. учреждений, учителей нач. кл., рук. худож. студий / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 209 с.

6. Куриленко, Г. М. Воспитание нравственности: задания и упражнения / Г. М. Куриленко. – Минск : Нар. асвета, 1983. – 144 с.

7. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 416 с..

8. Люблинская, А. А. Детская психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415

9. Стефаненко, Т. Г. Методы этнопсихологического исследования: спецпрактикум по социал. психологии / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 79 с..

10. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студентов пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г. А. Урунтаевой. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 290 с..

11 Измайлов, А. Э. Народная педагогика [Текст] : пед. воззрения народов Ср. Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с..

12. Орлова, Н. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников: актуализация проблемы [Текст]: / А. П. Орлова, 52 Н. Э. Шабанова // Вестник Витебского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 75-81.

 13]. (Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] : для работы с детьми дошкол. возраста / Л. Б. Фесюкова. – Харьков : Фолио ; М. : АСТ, 2000. – 462 с.)

14. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

В период дошкольного детства  закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения. Старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии нравственного облика ребенка, когда он входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. На этом этапе возраста формируются дружеские отношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Нравственное воспитание – это основа знакомства ребенка с культурой, с помощью которого обеспечивается овладение норм и правил взаимодействия с природой и окружающими людьми [1].

Русские народные сказки отражают  традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом [2].

Сказка - неотъемлемая часть фольклора. К.Д.Ушинский утверждал, что: «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений  между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…» [3]  В.П.Аникин - исследователь русского фольклора писал: «В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение…» [4].

Каждый народ имеет свои народные сказания, связанные друг с другом. В. Я. Пропп, русский лингвист, исследователь сказок писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство…" [5].

По мнению ученых, формирование нравственных представлений связано со способностью человека к моральным суждениям. Один из теоретиков "нового гуманизма" Л. Кольберг создал доктрину нравственного развития личности, согласно которой три этапа проходит личность в своем нравственном развитии. Ребенок на доморальном уровне удовлетворяет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется желанием принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения, получения признания и выгоды. Третий уровень нравственного развития является автономным: человек добровольно выбирает нравственное поведение, потому что он убежден, что человек должен жить в соответствии с 10 принятыми им нормами, он своей свободной волей выбирает добро, справедливость, основываясь на своей совести. Движение человека к высшей ступени (по мнению Колберга большинство людей этого не достигают), развитие способности к моральному суждению определяется формированием познавательных структур, построений в области нравстенных принципов, содержания морали, которое автор считает вечным для всех времен и обществ. Другими словами, в формировании нравственности акцент делается на формировании представлений о нормах морали и нравственности. Всеобщеизвестны так называемые моральные дилеммы Л.Кольберга, с помощью которых он исследовал уровень знаний и формирование представлений о нормах морали у детей [6].

В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г.Белинский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А.Амонашвили, О.С.Богданова, Н.А.Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А.Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности.

Нравственное воспитание - один из важнейших аспектов многогранного процесса становления личности, овладения нравственными ценностями индивидом, развитие нравственных качеств, способность сосредоточиться на идеале, жить в соответствии с принципами, нормами и правилами мораль, когда убеждения и представления о том, что правильно воплощено в реальных действиях и поведении [7]. Цель нравственного воспитания - формирование нравственной культуры личности. Нравственный опыт общества, овладеваемый индивидом, выраженный в уровне развития нравственных концепций, суждений, моральных чувств, ценностей, оценок, формирования ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а также способность к нравственному выбору – это нравственная культура личности. Реализация нравственного воспитания предполагает знание содержания тех личных отношений, которые лежат в основе ее моральных качеств:

 отношение к родине, стране, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

 отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.);

 отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

 отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

 отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей) [7].

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни [8] . Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста обладает ещё большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношения со сверстниками и взрослыми становятся более сложными и содержательными. У детей есть необходимый словарный запас для свободного общения, формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Таким образом, зная о психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи с точки зрения нравственного развития ребенка-дошкольника. На развитие у ребенка нравственных представлений влияет одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Влияние бывает как положительным, так и отрицательным [9]. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это неоднократно указывал Е.А.Аркин и подчеркивал, что  ребенку следует радоваться всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без причины. Никогда не надо прекращать детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах [10]. Литература играет важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выдвинуть следующие особенности. Ребенок не удовлетворён неопределенной ситуацией, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети немедленно стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение [11]. Таким образом, процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста включает:

- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

 - ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

 - превращение нравственных знаний и представлений в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

 - формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

 - формирование нравственных привычек на основе усвоенных норм и правил поведения.

В процессе формирования нравственных представлений у детей необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться  требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Важной составляющей процесса формирования нравственных представлений является развитие у детей способности правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других.

По мнению ученых и педагогов, основой формирования нравственных представлений является родная культура. Плодотворное обращение к народной педагогике. Детям необходимо знать образ жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Уникальными памятниками народной педагогики являются произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений [12].  Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создать народную педагогику». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [3].

Наиболее распространенный способ ознакомления со сказкой является чтение, т.е. буквальная передача текста. Обязательное условие для рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Способы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга [13].


Этапы работы со сказкой:

 ¬ Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

¬ Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

¬ Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. ¬ Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Наиболее эффективным путем использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков [14]. Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

 -знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В процессе слушания сказки, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации. Данный жанр преследует детей с раннего детства и до самого конца, постоянно учит житейской мудрости. Без него мировоззрение ребенка не смогло бы сформироваться. Кроме того, понимание добра и зла, любви, дружбы и других чувств стало бы искажённым. Именно поэтому сказка важна в жизни каждого, а её влияние ощущает даже старик.


Список используемой литературы:

1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод. пособие / Моск. психол.-социал. ин-т ; ред.-сост. Г. В. Бурменская. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. – 656 с.

2. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовнонравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329.

3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. / К. Д. Ушинский. – М. : АПН РСФСР, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857-1861 гг. – 655 с. .

4. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовнонравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=18903993 (дата обращения: 11.-3.2017).

5. Народное искусство в воспитании детей] : для педагогов дошкол. учреждений, учителей нач. кл., рук. худож. студий / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 209 с.

6. Куриленко, Г. М. Воспитание нравственности: задания и упражнения / Г. М. Куриленко. – Минск : Нар. асвета, 1983. – 144 с.

7. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 416 с..

8. Люблинская, А. А. Детская психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415

9. Стефаненко, Т. Г. Методы этнопсихологического исследования: спецпрактикум по социал. психологии / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 79 с..

10. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студентов пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г. А. Урунтаевой. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 290 с..

11 Измайлов, А. Э. Народная педагогика [Текст] : пед. воззрения народов Ср. Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с..

12. Орлова, Н. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников: актуализация проблемы [Текст]: / А. П. Орлова, 52 Н. Э. Шабанова // Вестник Витебского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 75-81.

 13]. (Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] : для работы с детьми дошкол. возраста / Л. Б. Фесюкова. – Харьков : Фолио ; М. : АСТ, 2000. – 462 с.)

14. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...