Формирование эстетических представлений у детей дошкольного возраста.
консультация

Агапова Екатерина Владимировна

Это целенаправленный процесс формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.                                              

(Д. Б. Лихачев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эстетических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальн                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Развитие предпосылок ценностно  - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс Усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствование творческих способностей.

Специфической особенностью художественно – эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности.

                

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе изодеятельности

Изодеятельность

  • Способствует развитию: когнитивной, креативной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка.
  • Обеспечивает: эмоциональное благополучие, развитие способностей и склонностей детей, развитие базиса личностной культуры (ориентировка в природе, рукотворном мире, явлениях общественной жизни, деятельности, себе самом).

Развитие детей в изобразительной деятельности осуществляется:

 

Педагогические условия развития творческих способностей детей

  • Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;
  • Возможность применить усвоенные ранее умения и знания в другой обстановке, на другом содержании;
  • Уход от шаблонов и стереотипности;
  • Использование коллективных форм работы;
  • Предоставление возможности после увлекательных видов деятельности отразить свои впечатления в творческой работе по изодеятельности;
  • Использование разнообразных материалов и приемов изображения;

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Художественная творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство всестороннего развития детей.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

     Использования нетрадиционных техник в процессе обучения                   изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Нетрадиционные техники: кляксография,  набрызг,  тычкование и др.

при рисовании:  пальчиками, ладошкой,  ватными палочками, оттиском поролона, печатками из овощей, отпечатки листьев.

Любопытны  детям, как игра с неизвестным.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать детей так, как будто они потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения своих замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетических представлений одна из важнейших задач, стоящих перед системой дошкольного обра...

Формирование художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития. Мы считаем, что человек будущего ...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...