Конспект открытой НОД по познавательному развитию с элементами ИКТ «Героическое прошлое русских людей» «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли» старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Булей Наталья Викторовна

Нод направлена на  ознакомление  детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечественную историю, народных героев, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

г. Фокино «Детский сад «Тополёк»

Конспект открытой НОД

по познавательному развитию с элементами ИКТ

«Героическое прошлое русских людей»

«Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли»

старшая группа

Воспитатель: Булей Н. В.

Февраль 2020 год

Цель: познакомить детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечественную историю, народных героев, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков.

Образовательные задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях; Знакомить с  подвигами русских солдат, их мужество, отвагу и выносливость, их высокую сознательную дисциплину и организованность; вызвать у детей эмоциональный отклик, способствовать формированию чувства гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие;

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развивающие задачи:

Развивать  умения работы с различными источниками информации; развивать связную речь, мышление, речевой слух.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать, вызвать чувство гордости за русский народ, умеющий преодолевать трудности, побеждать природу и своих врагов

  1. Приветствие

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

Ребята, а что значит для вас Родина?

Мы с вами живем в большой и великой стране. Как она называется? (Россия)

Россия – страна богатая и красивая,- это наша Родина, а русский народ – смелый и мужественный.

У всякого народа есть своя история. А что такое по вашему история?

История рассказывает о том, что было очень давно, о разных событиях и людях. В истории есть моменты, по которым можно судить о силе духа и величии народа.

И много врагов нападало на наши Русские земли, на нашу большую Родину. Но всегда на защиту Родины выходили смелые, могучие  защитники. Били они врагов наших, не давали в обиду жен своих и матерей. Всегда освобождали русские земли от недругов и прогоняли их прочь от наших земель.

Как можно назвать защитников?

А кто такой герой? (ответы детей)

Во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину, своё Отечество и защищали её от врагов. И таких людей называли героями.

Герой – это такой человек, который совершает подвиги очень храбро и доблестно.

А как мы можем узнать о подвигах героев в разные времена? Правильно в этом нам помогают книги. Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века.  Не зря говорят: «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли».  

У меня есть книга, которая так и называется «Герои русской истории», но книга эта не обычная давайте посмотрим.

Посмотрите на картину. Это знаменитая картина Виктора Васнецова «Три богатыря». На ней изображены самые знаменитые защитники древней Руси.  Можно их назвать героями. А вы знаете имена этих богатырей.

Это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В самом центре Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, а справа Алеша Попович. Посмотрите на них внимательно. Обратите внимание на их коней, которые были очень сильные и выносливые. Все богатыри на этой картине смотрят в одну сторону, а Илья Муромец смотрит из под ладоней вдаль – не надвигается ли враг на родимую сторонушку?

А на этой картине изображен витязь на распутье. Так и называется эта картина. Воинов раньше еще называли витязями. Как вы думаете, что значит на «распутье»? Вот и стоит витязь возле камня и думает, какую дорогу ему выбрать.

А вы бы хотели пройти путь богатыря?

Звучит музыка — «Богатырская симфония»

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть нам все преграды. Перед тем как отправиться в путь, нам нужно выбрать дорогу, а поможет нам в этом горюч-камень. Налево пойдешь — в плен попадешь, Направо пойдешь — смерть найдешь, Прямо пойдешь — силу богатырскую найдешь.  По какой дороге пойдем? Прямо.

Тогда нам нужно собираться в нелегкий и опасный путь, где нас будут ждать приключения, согласны?

 Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

Посмотрите вот камень, а под ним что-то лежит.

Конверты пронумерованы №1-5

Не проста наша задача, но если мы будем дружными и смелыми, все преодолеем.

Конверт №1

Вот вам первое задание:

1.  В славном городе Ростове у  попа был сын. Грамоте он не учился, за книги не  садился, а учился  с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских  коней укрощать. (Алеша Попович)

2.  Почти 30 лет на печи пролежал один из русских богатырей.  Заставили его калики перехожие, выпить воды студеной колодезной, да и поднялся он нести службу богатырскую)   (Илья Муромец).

3.  Кого из богатырей называли «тихим», на гуслях любил играть? (Добрыня Никитич)

Чтобы доспехи и оружие богатырское добыть, нужно задание выполнить. Вы готовы?

Конверт  №2 Игра «Найди нужную картинку»

Хорошо ли вы знаете с кем богатыри сражались, от кого землю русскую защищали?

Конверт №3

Распределитесь парами и определите какой богатырь с кем сражался.

1. С кем сражался Илья Муромец?

2. Какое оружие взял в руки Илья Муромец, чтобы победить Соловья - разбойника? (Лук)

Илья Муромец взял лук тугой во белые рученьки, натянул тетеву шелковую, наложил стрелу каленую и пустил стрелу в Соловья-разбойника.

3. Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья - разбойника? (Смородина)

4. С кем бился Алеша Попович в стольном Киеве – граде? (С Тугарином Змеевичем - Тугарин грозил Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем)

5. С кем сражался Добрыня Никитич?

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей  трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.

5. Как можно одним словом назвать всех былинных богатырей, оберегавших и отстоявших землю Русскую? (Защитники)

Конверт №4

«Защищайте слабых, бедных, стариков. Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любите свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину»

Конверт №5

  Есть и на нашей брянской земле свои богатыри. Самый великий Брянский герой. Неизвестно, когда родился. Неизвестно, сколько лет ему было, когда погиб. Известно только день гибели, день подвига Александра Пересвета –День Куликовской битвы, битвы с татарами.

Когда два войска изготовились к битве у Непрядвы, татарский богатырь Челубей проскакал вдоль русской рати «зело страшен». Спрашивал: «Кто выйдет?». Тогда Пересвет осенил себя святым крестом. Получил отпущение грехов у духовного отца. И выехал из строя. Далее по летописи: «Схватились крепко, с такой силой и громом, что земля задрожала, и упали на землю замертво, и обоим пришёл конец».

Ребята, вот на нашей страничке и богатырь готов страну свою родную защитить.  Поместим на страничку книги Брянского богатыря.

Песня «Богатырская наша сила»

Давайте посмотрим следующую страничку нашей книги, тут знак особенный – эта страничка озвученная. Давайте послушаем.

Отрывок из стихотворения «Бородино»

Эта страничка рассказывает нам о героях Бородинского сражения. Очень многие хотели овладеть Россией. И вот более 200 лет назад на нашу Родину напала армия французского императора Бонапарта Наполеона. Армия Наполеона была очень сильной, но русский народ поднялся на борьбу с ней, ей командовал Михаил Кутузов. Эта война была названа Отечественной.

А  почему войну называют Отечественной, как вы думаете? (Ответы детей.)

 Самое известное сражение той войны произошло около деревни Бородино. Это было страшное сражение.  

В городе Москва есть Музей-панорама «Бородинская битва» – это единственный музей, чья экспозиция целиком и полностью посвящается Отечественной войне 1812 г.  Давайте мы отправимся туда.

Экскурсия

Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны. Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу. “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна”, - эти слова Кутузова вошли в историю.

По старинному обычаю, жители побежденного города выносили победителю ключи от города.

Напрасно Наполеон простоял несколько часов на Поклонной горе, рассчитывая получить ключи от Кремля. Москвичи предпочли уйти из города, бросив свои дома и имущество, но не подчиниться Наполеону.

Напрасно ждал Наполеон.

Последним счастьем упоенный.

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Французам нечего было есть. Они мерзли и голодали, И тогда Наполеон решил уйти из Москвы, он бросил свое войско и бежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию. В музее есть картинная галерея героев этой войны.

В сувенирной лавке мы можем с вами  купить на память памятные  открытки или книги об этом событии, пройдем.  Поместим на страничку портрет Михаила Кутузова.

Давайте посмотрим на следующую страницу нашей книги.

За всю историю России, нам пришлось пережить не одну войну. Война – это страшное слово, которое несет в себе столько горя, страдания, страха, слез и гибель солдат. Мы знаем: каждый прожитый день на войне- геройский. Героями были и остались те, кто прошел атаку, кто стоял у орудия, кто вел бой с врагом.

Ребята, давайте вспомним, каким должен быть воин, солдат?

Игра «Звезда»

Проводится игра со звездой. Дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества воина – защитника. (смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый, героический и т. д

Русский народ никогда не был захватчиком других народов, но и за свою свободу сражался до последнего вздоха.

Народ не забывает своих героев. О них поют песни, им посвящают стихи. В их честь поставили много памятников.

Стихотворение «Баллада о маленьком человеке»

 В каждом городе – большом и маленьком - «Вечный огонь» - памятник всем солдатам, которые сражались с фашистами. Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат.

На страничке в книге есть задание.

Игра «Собери картинку»

Дети делятся на три группы и на трех мольбертах собирают картинки.

Какие места знакомы вам? Как можно сказать об этих местах?

 Я хочу вам рассказать об одном памятном месте – могиле Неизвестного солдата, которая находится в Кремле, в Александровском саду. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая, Вечный огонь!

- О чём задумываются люди, когда стоят возле могилы Неизвестного солдата?

«Задумываются здесь над тем, как надо жить, учиться, работать, чтобы сделать жизнь нашу еще лучше и краше, чтобы ещё крепче и сильнее стала страна наша, чтобы никогда не посмели напасть на неё враги, и чтобы всегда на земле был мир!». А  погибшие герои – это как белые журавли просто улеаюшие от нас в голубую высь неба.

Песня «Журавли»

Давайте мы на голубой страничке нашей книге поместим наших журавликов, в память о  погибших защитниках нашей Родины.

Ребята, я хочу, чтобы вы никогда не забывали о тех людях, которые отдали свою жизнь, чтобы мы с вами сегодня жили мирно и спокойно.

Но наша книга не закончилась, в ней еще много страничек. История России продолжается и пусть в истории нашей Родины будут только мирные подвиги

Говорили мы про дела бывалые

Чтоб молодцы призадумались,

Что лучшего дела нету

Чем родную землю защищать и славить.

И мы вместе, посмотрите, книгу дополнили. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли».  

Рефлексия

Так кто же такие – герои русской истории? – ответы детей.

Я хочу подарить вам книгу, в которой рассказывается, что герои это не только воины, совершившие подвиги, это все люди которые прославили Россию. Кто знает, может и среди вас есть будущие герои – художники,  ученые, писатели.

Стоял чистом поле молодой и крепкий дубок. Он  хорош собой, верный и надежный. И всегда на Руси дуб называли богатырем, стойким и мудрым.  Я хочу на память вам дать дубовые листочки – как талисман мудрости, стойкости, храбрости, доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»

Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традици...

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»

Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.Задачи:Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предм...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Удивительная соль"

Конспект открытого занятия, посвященного изучению способов добычи  соли, ее свойств и областей применения....