Методы расслабления мышечного тонуса
консультация

Ирина Георгиевна Поскотинова

Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. В условиях современного мира большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В состоянии стресса тонус мышц повышается. Но существуети обратная связь - при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. Регулярное выполнение упражнений, направленных на расслабление, делает ребенка более спокойным и уравновешенным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_rasslableniya_myshechnogo_tonusa_u_detey.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие,  у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого?

       Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление»— это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. Следовательно, уменьшения психического напряжения можно добиться глубоким мышечным расслаблением.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

        Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное  напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка, на его душевное равновесие. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно - часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.

Примеры игр, направленных на расслабление мышечного тонуса

Упражнение «Игра с песком»

- Сядь удобно. Обопрись о спинку стула. Закрой глаза.

Представь, что ты на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набери в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сожми пальцы в кулак, удержи песок в руках (задержать дыхание). Посыпь колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Урони обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2-3 раза).

Упражнение «Ласковые лапки»

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Солнышко и тучка»

Выполняется из положения стоя, руки вниз.

Инструкция: «Солнышко зашло за тучку, стало прохладно». Ребенок должен присесть, сжаться в комок, руками обхватить колени, чтобы согреться, задержать дыхание на 3-5 сек. «Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко». Ребенок расслабляется, делает глубокий вдох, выпрямляется, отдыхает 10-20 сек. Упражнение повторить 3-4 раза.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Ребенок  лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты).

Упражнение «Сдвинь камень»

Ребенок  лежит на спине. Взрослый: «Представь, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого слегка приподними ногу,  и сильно ее напряги. (Счет до 10). Теперь нога возвращается в исходное положение.  Нога теплая…, мягкая…, отдыхает…».

Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Игра «Сказочная страна»

Ребенок закрывает глаза, расслабляется и представляет себе сказочную страну. Психолог просит ребенка рассмотреть, что в его стране самое главное. Затем ребенок рассказывает о своей стране и рисует ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполн...

Приемы нетрадиционного воздействия на детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния.

Нетрадиционные приемы воздействия становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы....

Развитие общей моторики.Упражнения ,направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Упражнения для развития крупной моторики, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве...

Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....

Состояние мышечного тонуса при речевых нарушениях в таблице.

Состояние мышечного тонусаМышцыДополнительная симптоматикаязыкагубжевательныемягкого нёбамимическиеПовышен резкоЯзык напряжён, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выра...

Игры для расслабления мышечного тонуса

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления...

Игры для расслабления мышечного тонуса для детей с ОВЗ

Спокойное состояние, необходимое для дружеского общения с партнерами, в большой игре обеспечивается общим мышечным расслаблением....