Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Крюкова Ольга Александровна

Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты.  Наглядный  способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызывает интерес и активность, именно поэтому есть необходимость опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Она включена в еженедельную программу. В процессе обучения и воспитания раскрывается  личность ребёнка, его качества, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Воспитатель использует данный метод во время занятий НОД и на прогулках. Мы организуем в саду уголок для экспериментирования, а также включаем опыты в повседневную деятельность, как в общении взрослый-ребенок, так и в самостоятельной деятельности детей. В уголке представлены различные области:

  1. область для постоянной выставки;
  2. область для приборов;
  3. область для выращивания растений;
  4. область для хранения природного и бросового материалов;
  5. область для проведения опытов;
  6. область для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.).
    Можно использовать специальный и бросовый материал:
    1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас);
    2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы;
    3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
    4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
    5. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
    6. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
    7. медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
    8. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.).

Главное при подборке материала учитывать возрастные особенности детей и необходимость обеспечения безопасности при проведении опытов.

Способствует организации среды и создание картотек, направленных на разнообразие лексических тем и возможностей оснащения.

Также хорошо привлечь родителей, можно создать папку с возможностью организации среды дома и варианты проведения опытов с различными материалами.

Надо помнить, что метод экспериментирования позволяет детям самореализоваться и удовлетворить потребность познания эффективным, доступным для них способом - исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс изучения и позволяет подготовить их к учебной деятельности в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»

Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты.  Наглядный  способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызывает интерес и активность, именно поэтому есть необходимость опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Она включена в еженедельную программу. В процессе обучения и воспитания раскрывается  личность ребёнка, его качества, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Воспитатель использует данный метод во время занятий НОД и на прогулках. Мы организуем в саду уголок для экспериментирования, а также включаем опыты в повседневную деятельность, как в общении взрослый-ребенок, так и в самостоятельной деятельности детей. В уголке представлены различные области:

  1. область для постоянной выставки;
  2. область для приборов;
  3. область для выращивания растений;
  4. область для хранения природного и бросового материалов;
  5. область для проведения опытов;
  6. область для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.).
    Можно использовать специальный и бросовый материал:
  1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас);
  2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы;
  3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
  4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
  5. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  6. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  7. медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
  8. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.).

Главное при подборке материала учитывать возрастные особенности детей и необходимость обеспечения безопасности при проведении опытов.

Способствует организации среды и создание картотек, направленных на разнообразие лексических тем и возможностей оснащения.

Также хорошо привлечь родителей, можно создать папку с возможностью организации среды дома и варианты проведения опытов с различными материалами.

Надо помнить, что метод экспериментирования позволяет детям самореализоваться и удовлетворить потребность познания эффективным, доступным для них способом - исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс изучения и позволяет подготовить их к учебной деятельности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...

Консультация для воспитателей ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУОпытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка...

Консультация для молодых специалистов «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Консультация для молодых специалистов «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». ...

Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.

    Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.      Программа разработана с учетом с учетом требований ФГО...