«Влияние семейных традиций на воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сорокина Светлана Олеговна

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._proekt.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние семейных традиций на воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников»

"Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

А. С. Макаренко

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Задачи духовно - нравственного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребёнке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребёнка путем его приобщения к православным, народным ценностям.

Первый социальный институт, который встречает ребенка это его семья. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваиваются ребенком.

И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие — ребенка- это развитие чувств и воли.

Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему, и плохому у родителей

Работа с семьей начинается со знакомства. Это и встречи с семьей, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции семьи, наладить контакт с семьей. Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников. Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка.

Семья сильна, прежде всего своими традициями, эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Именно в семье он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми.

Представления родителей о духовно-нравственном воспитании так же расширялись и обогащались в ходе реализации проекта. Хотя пришлось столкнуться с трудностями, не все родители считали нужным заводить традиции, и для решения данной проблемы в нашем ДОУ проводятся индивидуальные беседы и консультации для родителей.

Задача ДОУ донести до родителей всю важность духовно-нравственного развития и обогатить представления детей о семье.

В период реализации проекта в нашем ДОУ проводилась различная организованная образовательная деятельность для ознакомления детей с традициями родного края, деятельностью родителей, народным промыслом и обычаями. Были созданы фотовыставки: «Мы с мамой счастливы», «Мы с папой друзья», «Наш любимый домашний праздник».

Несколько раз в неделю во время работы с детьми, детям читали книгу Бориса Александровича Ганаго «На встречу детским сердцам», которая вполне легко и подробно помогла сформировать у детей представление о Боге и духовной стороне личности. О том какие поступки плохо совершать и о том, как потом исправиться. Во время организованной образовательной деятельности давалось представление о декоративно-прикладном искусстве, знакомили детей с гжельской, хохломской, городецкой и жестовской росписью, о истории происхождения и о применении в жизни, о том, что эта роспись встречается у нашего народа. С детьми изготавливались подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. Для обогащения представлений детей о нравственности, проводились различные экскурсии, такие как: экскурсия в школу искусств «Фламинго» на выставку детских работ, посещение театра в Доме Культуры «Гармония», экскурсия в местную библиотеку, экскурсия к «Стелле» памятнику ветеранам. Дети принимали участие в конкурсе «Бал игрушек» (номинация «Лучший костюм») на который приходили в сопровождении родителей. На День матери в нашем саду традиционно проводится общесадовское родительское собрание, завершением которого, закрывает которое, праздничный концерт с песнями и стихотворениями о маме. Так же на День матери в Доме культуры был организован концерт с номерами от всех дошкольных и школьных организаций включая воспитанников нашего ДОУ, на который были приглашены их родители.

Итоговым мероприятием проекта были «Домашние посиделки» с детьми и родителями. На данное собрание родители подготовили рассказ о своих семейных традициях и обычаях, с удовольствием рассказали о походах в кино, музеи, семейные обеды, спортивные мероприятия и поездки на велосипеде с папами, в одной семье мама учит дочку лепить пельмени и печь пироги. Дети же с свою очередь рассказывали про семейное древо и объясняли значение герба семьи. Так же родители совместно с детьми мастерили из бумаги дерево, строили дом из конструктора и вместе с детьми придумывали «несуществующих зверей». На «посиделках» мы обсуждали значение пословиц и поговорок о семье, загадывали загадки, прослушивали музыку и конечно же пили чай за общим столом вместе с детьми. Родители покинули собрание в хорошем настроении, со словами благодарности и новыми знаниями. Во время мероприятия все родители обнимали своих детей, поддерживали их и хвалили. Этот досуг был приятным и отличным опытом для детей и родителей.

По итогам проведенного проекта были установлены следующие результаты: дети стали проявлять уважение друг к другу, к членам своей семьи и к старшим, обогатились и расширились представления о культуре родной страны, установлены более доверительные отношения с родителями воспитанников, у детей сформированы понятия о семье и важности значения семьи в жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Семейные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Семейные традиции оказывают серьёзное влияние на особенности домашнего воспитания. Являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплочённости всех членов семьи....

Статья на тему:"Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей"

Статья на тему:"Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей"...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Цель нашей работы в этом направлении: способствовать формированию уважения к членам  своей семьи, чувство гордости за традиции своей семьи, желание продолжать традиции и активно в них участвовать...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника...

Консультация для родителей "Семейные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)...