тематический досуг "Богатыри земли русской"
материал (подготовительная группа)

Селимагина Евгения Борисовна

Тематический познавательный досуг "Богатыри земли русской" для детей подготовительной группы. На досуге обобщается материал по теме "Богатыри". Также предложена готовая презентация в соответствии с конспектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_bogatyri_zemli_russkoy.docx492.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 37

Конспект  досуга

для детей подготовительной  группы

«Богатыри земли русской».

 Составила и провела: Селимагина Е. Б.,

воспитатель

Саров

2020 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи образовательных областей.

Область познавательного развития:

  • развивать любознательность у детей старшего дошкольного возраста;
  • систематизировать представления о героическом прошлом русского народа, а именно, о великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Область речевого развития:

  • обогащать словарь дошкольников (застава, богатырь, защитник, кольчуга, меч и т.д.);
  • поощрять развитие связной речи;
  • закреплять и поощрять умение читать.

Область социально-коммуникативного развития:

  • воспитывать патриотизм и нравственные ценности у детей;
  • упражнять в командном взаимодействии.

Область художественно-эстетического развития:

  • развивать восприятие художественной литературы, русского фольклора.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок и былин о богатырях.
  • Беседы о прошлом нашей страны.
  • Рассматривание картин о богатырях.

Условия и оборудование:

  • Зал музыкальный
  • Столы 5 шт.;
  • Стулья по количеству детей;
  • 45 жетонов (картонные квадраты или что-то другое);
  • 5 комплектов пословиц, разрезанных на 2 части (см. слайд 14);
  • Мультимедийная установка для просмотра презентации «Богатыри земли русской»;
  • Конспект досуга.

Ход досуга:

Дети проходят в зал, рассаживаются за столы.

Слайд 1.

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, про кого эти слова.

Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей.

Силен как вольный ветер, могуч, как ураган.

Он защищает землю от злобных бусурман!

Он силой, добротой богат, он защищает стольный град!

(Ответы детей)

Воспитатель:

Сегодня мы вспомним все, что знаем о богатырях земли русской, о русской славе, доблести и силе. Вам понятно слово «басурман»?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Так в старину называли иноземца, недоброжелателя.

Слайд 2.

Воспитатель:

Вспомним о наших предках, о древней Руси. Богата была Русь лесами, зверями, птицами, иными лесными дарами. А также топкими болотами, могучими и маленькими реками. Много земли плодородной было.

Слайд 3.

Воспитатель:

Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Русичи – это наши далекие предки.

Слайд 4.

Воспитатель:

Но жили среди русичей особенные люди - богатыри. О них слагались легенды и былины. Так кто же это – богатырь? Что скажите вы, ребята?

(ответы детей).

Воспитатель:

Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости, отваги, совершающий воинский подвиг. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскочит, ни птица не пролетит, а тем более, враг не пройдет.

Слайд 5.

Воспитатель:

Много родила богатырей земля русская, но сегодня мы поговорим о самых известных.

Кто это?  (Илья Муромец ).

Что вы можете про него рассказать?

(ответы детей)

Краткая историческая справка.

Илья Муромец – богатырь из крестьянской семьи, до 33 лет «не владел» руками и ногами , а затем получил чудесное исцеление от  калик перехожих. Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. После их повторной просьбы Илья встаёт и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. Но прежде нужно посетить по дороге в Киев  неподъёмный камень с надписью. Илья прощается со своими родителями и отправляется в град Киев, и приходит сначала к камню. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. После этого Илья скачет к князю Владимиру. Илья Муромец победил Соловья-разбойникаидолище, татар. 

Слайд 6.

Воспитатель:

Кто это?  (Добрыня Никитич ).

Что вы можете про него рассказать?

(ответы детей)

Историческая справка.

Добрыня Никитич  службу нес при князе Владимире. Был очень умным, разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань (меха, красивые изделия, деньги), выручить княжую племянницу и прочее. Отличался храбростью и ловкостью, отличный стрелок, певец, гусляр. Добрыня не простой крестьянин по рождению, а боярин, знатный человек. Добрыня победил Змея Горыныча.

Слайд 7.

Воспитатель:

Кто это?  (Алеша Попович ).

Что вы можете про него рассказать?

(ответы детей)

Историческая справка.

Алёша Попович не самый сильный богатырь, но он веселый, хитрый и ловкий, смолоду стал богатырем. Умел играть на гуслях. Победил Тугарина по дороге в Киев. Родился в семье попа, то есть был поповским сыном.

Слайд 8.

Воспитатель:

Кто это?  (Вольга  Святославович ).

Что вы можете про него рассказать?

(ответы детей)

Историческая справка.

Вольга — сын змея и княжны. При его рождении содрогнулась земля.  Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными. В былинах рассказывается, что Вольга с дружиной пошел в поход в далекое индийское царство. Чтобы снабдить дружину всем необходимым, он обращается к волку и соколу, и кормит дружинников охотничьей дичью. Он, обратившись горностаем (это такой зверь), портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и прочее. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв, а в стенах города возвращает им человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя и сам становится царём.

Слайд 9.

Воспитатель:

Кто это?  (Микула Селянинович ).

Что вы можете про него рассказать?

(ответы детей)

Историческая справка.

Богатырь Микула Селянинович олицетворяет огромную силу. Биться с ним нельзя, бесполезно, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля». По рождению простой человек, пахарь- крестьянин. У него было две дочери — богатырки: Василиса Микулишна и Настасья Микулишна.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Как много вы запомнили про русских богатырей!

Был у каждого богатыря верный четвероногий друг. Послушайте, ребята, загадку.

Лишь почувствует он, на спине, седока, уж, на месте, ему не стоится,

А, когда, его повод ослаблен слегка, он, стрелою, летит, словно птица (конь).

(ответы детей)

Слайд 10.

Воспитатель:

Верно, это конь.

Каким должен быть конь богатырский?

(ответы детей).

Воспитатель:

Конь богатырю - верный товарищ, друг, советчик. Где бы ни был богатырь, и конь его с ним. Богатырь  заботился о коне, любил его. Вот какая пословица дошла до наших дней: «Рана коня вызывает у богатыря стон». Как вы ее понимаете?

(рассуждения детей)

Воспитатель:

Давайте представим, что мы – богатыри и рассказываем и показываем про своего верного друга – коня.

Физминутка "Конь меня в дорогу ждет..."

Конь меня в дорогу ждет,             (дети стоят за своими стульями)
Бьет копытом у ворот             (притопывают одной ногой)
На ветру качает гривой         
Пышной, сказочно красивой. (качают головой из стороны в сторону)
Быстро на коня вскачу            (вытянуть руки перед собой впереди, сжав в кулаки)
Не поеду — полечу,             (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок,                     (подскоки на месте)
Там за дальнею рекой
Дому помашу рукой.             (руки над головой, машут руками)

Слайд 11.

Воспитатель:

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы викторины «Знатоки богатырей». За каждый правильный ответ команда получает жетон. Помните, что отвечает один от команды, решайте, кто это будет.

(Дети сидят за столами, это и есть команды. Каждой команде задается свой вопрос.)

Вопросы мини-викторины:

Кто были по рождению богатыри?

  1. Он по рождению был боярином, знатным человеком. (Добрыня Никитич)
  2. Он по рождению был простым крестьянином. (Илья Муромец)
  3. Он по рождению был поповским сыном. (Алеша Попович)
  4. Он по рождению был сыном змея и княжны (Вольга Святославович)
  5. Он был любимым сыном самой Матушки-земли. (Микула Селянинович)

Многие подвиги совершали богатыри, но вот  самые известные.

  1. Он победил Змея Горыныча. (Добрыня Никитич)
  2. Он победил Тугарина . (Алеша Попович)
  3. Он победил Соловья Разбойника. (Илья Муромец)
  4. Он победил Индейского царя и его войско. (Вольга Святославович).
  5. Он мирный пахарь, но самый сильный богатырь, только он мог поднять всю тягость земную. (Микула Селянинович).

И, хотя богатыри делали общее дело - страну и народ защищали, но кое-что особенное  было у каждого богатыря.

  1. До своих подвигов он лежал тридцать лет и три года, был немощным, да странники необычные (волхвы) ему помогли и исцелили. Очень любим народом, потому что был справедливым. (Илья Муромец).
  2. Он был не только богатырем, но и магом, волшебником. Мог обратиться в любое животное.(Вольга Святославович).
  3. Он не был самым сильным из богатырей, да зато сметлив и хитер. (Алеша Попович).
  4. Он самый скромный и самый сильный, добродушный и миролюбивый из богатырей. Очень трудолюбивый. Биться с ним нельзя и бесполезно. Можно сказать, что он - полубог. (Микула Селянинович).
  5. Он сильный богатырь, был очень умным, владел многими языками (даже птичьим), пел и играл на гуслях. (Добрыня Никитич).

Слайд 12.

Воспитатель:

Команды, подсчитайте количество жетонов.

(дети подсчитывают жетоны)

Воспитатель:

Молодцы. Старались все, но наибольшее количество жетонов собрала команда… (называются имена детей)

Воспитатель:

Попробуйте вооружить и одеть юного богатыря.

(дети обосновывают свой выбор)

Слайд 13.

Воспитатель:

Назовите древнее оружие богатырей и дружинников.

(ответы детей)

Слайд 14.

Воспитатель:

Богатыри, которых мы помним до сих пор, были могучими защитниками нашей Родины, истинными героями. Поэтому  к нам дошли многие пословицы и поговорки о Родине, о чести, о долге. Возможно, сами богатыри их и сложили, а народ помнит об этом до сих пор. Попробуйте прочесть и сложить  пословицы.

 (Команды получают комплекты с пословицами, читают, складывают, отвечают.)

Воспитатель:

Давайте скажем пословицы вслух.

Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Слайд 15.

Воспитатель:

Сегодня мы говорили о богатырях, о славе  нашего народа и Родины. Вы много знаете об этой странице истории нашей Родины. В заключение послушайте да запомните такие слова:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины забывать мы не должны!
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Источники:

  • Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням/ Сост., предисл. Н. И. Надеждина. Образцовые сказки русских писателей/ Сост.. обработка В. П. Авенариуса. – М.: Моск. Рабочий, 1990. – 336 с: ил. – (Книги нашего детства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» (старшая группа)

Стимулировать познавательный интерес детей к истории нашей Родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, Чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе....

Тематическая беседа "Богатыри земли русской"

В рамках проекта ДОУ по патриотическому воспитанию "Славе не меркнуть- традициям жить!" мы с ребятами знакомились с историей защитников нашего Отечества - России. А истоки русского воинства ...

Тематическая неделя "Богатыри - защитники земли Русской"

Презентация - отчёт по тематической неделе "Богатыри - защитники земли Русской"...

Тематическое занятие в рамках проекта "Богатыри Земли русской"

Задачи:- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину-  формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках зем...


 

Комментарии

Селимагина Евгения Борисовна

К сожалению, даже после сжатия презентация не вставляется.