Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО
методическая разработка (младшая группа)

Гусева Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО

 

 

 

 

 

Подготовила педагог – психолог

МБДОУ д/с № 9 г. Владимира

Гусева Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в рамках внедрения ФГОС.
  2. Разработка системы психологического мониторинга для отслеживания результатов внедрения ФГОС.
  3. Организация системы взаимодействия ОУ с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные содержательные разделы портфолио

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в рамках внедрения ФГОС.

  • «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04.02.2010 г., приказ №271)
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование»
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций  «По созданию и развитию служб школьной медиации» в образовательных организациях»
  • Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N15785)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N19644)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N24480)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова (4-е изд., дораб.)
  • А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.)
  • Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1
    «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации»
  • Письмо от 26 июля 1995 г. N П-3-11-1450 «О службе практической психологии образования»
  • Приказ от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации»
  • Должностные обязанности педагога-психолога. Выписка из Квалификационных характеристик должностей работников образования «Единый квалификационный справочник». Министерство здравоохранения и социального развития приказ № 593 от 14 августа 2009 года.
  • Ориентировочные нормы (продолжительность различных видов работ практического психолога образования) материалы коллегии МО РФ от 29.03.1995 №7/1 «О состоянии и перспективах развития  службы практической психологии образования в Российской Федерации».  «Вестник образования» № 7 1995 г.
  • Инструктивное письмо 24. 12.2001 года за № 29/1886-6. МО РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». Опубликовано в «Вестнике образования» № 3-2002 г.
  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N38575)
  • Начало действия документа 31.08.2015.
  • В соответствии с пунктом 2 профессиональный стандарт, утвержденный данным документом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.01.2017.

 

 

 

 

 

  1. Разработка системы психологического мониторинга для

отслеживания результатов внедрения ФГОС.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние коллектива, замерять индивидуальные основные параметры, вовремя замечать возникающие проблемы.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —>коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • провести ранжирование учащихся по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • вовремя заметить отставание развития определенного признака

Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения. Поэтому можно выделить несколько сфер применения данных социально-психологического мониторинга.

информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога с учеником.

Для родителей более информативными являются сведения о каждом учащимся, полученные в ходе исследования. Зная сильные и слабые стороны своего ребенка родители смогут больше уделять внимание психическому развитию детей, организовывая досуг, режим дня и выполнение учебных заданий.

информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике или целом классе. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

Для администрации и других учителей в социально-психологическом мониторинге полезным является сравнительная характеристика классов. Такая информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса, что позволяет корректировать тематический план, уровень сложности учебных заданий.

Для методической работы школы в социально-психологическом мониторинге важен анализ динамики психического развития учащихся за год или несколько лет для выявления недостатков в качестве обучения и разработке новых педагогических технологий.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий. Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения.

            Программа психологического сопровождения на ступени начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Она позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:

  • развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
  • развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Этапы психолого-педагогической диагностики:

1.Изучение документов (амбулаторной карты, заключения ПМПК, ИПР)

2.Беседа с родителями, сбор анамнестических данных. Выявление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания ребёнка.

3.Установление контакта с ребёнком (наблюдение, беседа, изучение продуктивной, игровой деятельности)

4.Исследование уровня сформированности психических процессов: уровня сенсорного восприятия, сформированности сенсорных эталонов, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, мелкой и общей моторики, уровня развития импрессивной и экспрессивной речи.

Также, при определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Можно оценивать результаты не в условных баллах, а реально присутствующий опыт деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация системы взаимодействия ОУ с родителями.

Организация системы взаимодействия ДОО с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду в форме родительского клуба.

Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для малыша, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал. Самостоятельно справиться с психологическими проблемами и барьерами под силу только психологически здоровой (функциональной) семье. Задача специалистов детского сада – оказать родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогическую помощь, которая будет направлена на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка. Подобная помощь может быть осуществлена в различный формах: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, проведение совместных игровых мероприятий и др. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работать с семьей задолго до начала посещения ребенком ДОО (примерно с марта).

Поэтому для избегания тяжелых дазадаптивных проявлений педагогу-психологу необходимо наладить работу с семьей задолго до начала посещения ребенком ДОО.

Цель воспитателя: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачами этой работы являются следующие параметры:

 1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:

-целенаправленность, систематичность, плановость;

         -дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

        -доброжелательность, открытость.

Задачи родителей в адаптационный период:

1. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня дошкольного учреждения. Очень важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность.

2. Не оставлять ребенка в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на неё. Сократить просмотр телевизионных передач.

5. Как можно раньше сообщать воспитателям о личностных особенностях малыша.

6. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.

7. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместную игру.

8. Развивать подражательность в действиях ребенка: воробушки», «Попрыгаем как зайчики».

9. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.

10. Не допускать высказываний сожалений о том, что пришлось отдать ребенка в детский сад.

11. Наглядным примером для ребенка, прежде всего, должны выступать сами родители. Все требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Очень важно так же постоянно упражнять ребенка в осваиваемые действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.

Таким образом, необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества.

 

Формирующий этап заключался в практическом применении разработанного материала и организации деятельности адаптационного родительского клуба. В сроки с мая по сентябрь ежегодно для вновь поступающих детей и их родителей. Организовано взаимодействие административной, психологической, педагогической, служб ДОО обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи в период подготовки к посещению ДОО и период адаптации к детскому саду.

Работа проводится в трех направлениях:

· с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;

· с детьми – в специально-организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка;

 · с родителями – посредством проведения педагогической работы.

Итоги работы :

1. Родители осведомлены о том, что посещение детского сада в течение первых двух месяцев связано с адаптацией ребенка к условиям ДОО

2. У родителей имеется потребность и желание участвовать в совместной работе с педагогами ДОО, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОО.

3. Родители обладают знаниями о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

4. Родители обладают умениями: наблюдать за состоянием ребенка взаимодействовать с ребенком с ориентацией на его физическое и эмоциональное состояние в период адаптации; взаимодействовать с педагогом по вопросам развития ребенка и его адаптации к условиям ДОО.  

5. Включенность родителей в процесс совместной деятельности, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОО.

Для того чтобы педагоги выработали определенный алгоритм работы с родителями и детьми, а также для обеспечения оптимального уровня взаимодействия всех сотрудников ДОО, занятых в работе клуба, ежегодно в мае организовываются занятия с воспитателями группы раннего возраста и узкими специалистами.

Основные принципы:

 - принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОО и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

 - принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и Перспективы развития программы клуба связаны с организацией взаимодействия детского сада и семьи по следующим направлениям деятельности:

1. Информационно-просветительское обеспечение родителей информацией о ДОО и документацией, регламентирующей деятельность ДОО; индивидуальная психолого-педагогическая помощь; использование разнообразных средств в освещении актуальной информации для родителей;

2. Организационно-посредническое – создание активной группы родителей, участие в работе попечительского и педагогического совета ДОО, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с социальными партнерами (поликлиника, выездной кукольный театр и др.)

3. Организационно-педагогическое – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, активное участие в досуговых и оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОО в создании предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

 В конце мая проводится родительское собрание с родителями будущих воспитанников, на котором родители получали информацию о детском саде, представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения, познакомились с педагогами детского сада. На первом собрании родители заполняли анкету-знакомство, которая помогла педагогам получить необходимые сведения о каждом ребенке, его особенностях. Из этой же анкеты администрация и педагоги узнают, какие темы наиболее интересны для родителей и выстраивают работу клуба именно в соответствии запросам. Родителям выдаются информационные листки-памятки, где указан режим дня ребенка этого возраста, рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. С целью информационного сопровождения для родителей оформляются: папка-передвижка «Готовимся к детскому саду»; информационный стенд «Трудности адаптационного периода».

 Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с использованием медиа средств: интернет-сайта (страничка родительского клуба на сайде ДОО), форума учреждения, интернет-консультаций. Весь июнь  1 раз в неделю проводятся встречи с родителями. По итогам анкетирования, наиболее волнующие родителей проблемы – это смягчение адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада, особенности развития детей раннего возраста. Поэтому, на встречах в клубе педагоги знакомят  родителей с организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении, особенностями развития ребенка раннего возраста, условиями успешной адаптации, ненавязчиво обучая их различным методам и приемам общения с маленькими детьми. Так же по установленному графику июне три раза в неделю воспитателями  проводятся игры -занятия с детьми совместно со специалистами. Составлен график работы педагогов в клубе. Данная работа требует огромного напряжения, поэтому график составлен таким образом, чтобы каждый педагог принимал участие один раз в неделю. Малыши присутствуют на встречах в клубе вместе с мамами. Ребенок имеет возможность, находясь с близким человеком играть, двигаться, общаться. Главное для ребенка, что он не покинут и по-прежнему любим. Педагоги, устанавливая индивидуальный эмоциональный контакт, вовлекают  каждого ребенка в игровую деятельность, побуждая малыша к самостоятельным действиям, способствуя его доброжелательному отношению к сверстникам. Родители здесь полноценные участники образовательного процесса. В клубе взрослый может общаться со своим ребенком, другими детьми и родителями, обсуждать ситуации, возникающие с воспитанием ребенка. Совместные занятия помогают формированию продуктивного эмоционального контакта между мамой и малышом, между малышом и педагогом. К тому же позволяли дать родителям знания о важности ролевого развития в формировании личности ребенка, знакомили родителей с играми и упражнениями, попробовать их применить во взаимодействии с ребенком. Первые занятия направлены на то, чтобы каждый ребенок постепенно вживался в новое пространство, привыкал к незнакомым людям. На последующих занятиях педагоги пытаются вовлечь каждого ребенка в совместную деятельность. На занятиях проводятся  игры по развитию речи, моторики, пальчиковые игры, сенсорные игры, игры по развитию движений. Когда дети привыкают, педагоги начинают  практиковать выход родителей из группы на короткое время в момент, когда ребенок увлечен какой-либо деятельностью. Если же ребенок, заметив отсутствие мамы или папы, начинал плакать, мама тут же приглашалась в группу.

К концу месяца многие дети уже спокойно заходили в группу, на длительное время оставались без родителей. Совместное пребывание в клубе родителей и детей позволяет : родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности, наладить взаимоотношения с другими родителями; детям наладить общение с взрослыми, сверстниками; педагогам – успешнее выстроить сотрудничество с родителями, учитывая индивидуальные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми).

Завершающим этапом работы клуба является  составление педагогами подвижного графика приема детей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и возможности семье выбрать удобное время для начала посещения детского сада. Родителям тех детей, которые уже достаточно комфортно себя чувствуют  в отсутствие мамы, предлагается начать посещать детский сад в первую очередь, остальные продолжают  приходить на прогулку. Многие дети, приходя в детский сад, легко привыкают , так как им уже здесь многое знакомо, спокойно принимали новых детей, свой коллектив. Эффективность работы клуба выявлялась с помощью периодического опроса родителей. Их отзывы свидетельствовали о хорошей результативности избранной формы работы. Все родители отметили необходимость работы родительского клуба .

В течение адаптационного периода педагоги заполняли листы адаптации на каждого ребенка, наблюдали за течением адаптации, определяли степень адаптации с учетом критериев, на основании которых имели возможность корректировать свою работу с малышами и родителями.

План работы  родительского клуба:

МАЙ

1. «Встреча-знакомство».

Задачи:

- дать родителям информацию о ДОО.Дать представление родителям о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Познакомить с педагогами детского сада;

- наладить взаимоотношения с родителями будущих воспитанников, создать положительный настрой к детскому саду;

- установить психологический контакт с родителями; преодолеть барьер недоверия к дошкольному учреждению, построение дружественных отношений, располагающих к взаимодействию детского сада и семьи.

Материалы:

  • Анкеты-знакомства.
  •  Видеофильм «Как мы в садике своем очень весело живем!»
  • Фото-презентация «Условия в детском саду» (развивающая среда).

2.Экскурсия родителей по ДОО, знакомство родителей с группой и воспитателями.

Цель: познакомить родителей с расположением и назначением всех функциональных кабинетов ДОО.

ИЮНЬ

1. Лекционное занятие «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, которые помогут подготовить ребенка к посещению детского сада.

План.

  • Факторы, влияющие на адаптацию детей к ДОО.
  • Условия, созданные в детском саду для успешной адаптации детей.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к посещению детского сада.

2. Занятие-практикум «Будь здоровым, малыш!»

Цель. Получить от родителей информацию об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Сформировать у родителей практические умения здоровьесбережения.

План.

  • Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
  •  Оздоровительные мероприятия в адаптационный период.
  •  Виды закаливания.
  •  Игра с родителями «Собери ребенка на прогулку».
  •  Видеосюжет «Игры с песком и водой».
  •  Движение – это жизнь.
  •  Режим питания детей раннего возраста.
  •  Игра «Лото».

Наглядная информация:

· Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада».

· Памятка для родителей «В первые дни в детском саду»

· Консультация психолога «Знакомимся со своим ребенком».

· Консультация психолога «Как решать конфликты со своим ребенком».

· Памятка «10 нельзя для родителей»

ИЮЛЬ:

1. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста»

Цель. Познакомить родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, которые помогут решить возникающие проблемы.

План.

  • Ранний возраст – психологические особенности детей.
  • Особенности умственного развития.
  • Особенности развитие речи.
  • Двигательная активность детей раннего возраста.
  • Воспитание самостоятельности.
  • Общение со взрослыми и сверстниками.
  • Роль родителей в воспитании детей раннего возраста.
  • Капризы малышей.

2. Занятие-практикум «Игры детей раннего возраста»

Цель. Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.

План.

  • Раскрыть понятие «игра».
  • Классификация игр.
  • Релаксационное упражнение.
  • Дискуссия на тему «Что должны сделать взрослые, чтобы ребенок через много лет с удовольствием вспоминал о своих игрушках?».
  • Игра «Магазин игрушек».

Наглядная информация:

· Консультация врача-педиатра «Аппетит ребенка, какой он должен быть»

· Консультация врача-педиатра «Роль режима дня в развитии ребенка-дошкольника»

· Памятка для родителей «Влияние родительских установок на психо-эмоциональное состояние ребенка».

АВГУСТ

1. Организационное родительское собрание

Задачи:

- выбор родительского комитета;

- обсуждение материально-технического оснащения группы.

2. День здоровья

Цель: укрепление родительско-детских отношений.

План:

  • Совместные игры детей и родителей на свежем воздухе;
  • Совместный пикник на природе;
  • Совместная уборка места пребывания после мероприятия.

Наглядная информация:

-Памятка «Учим ребенка самостоятельно одеваться».

-Памятка «Игры с детьми раннего возраста на кухне»

-Консультация психолога «В садик без слез».

-Консультация «Наблюдаем по дороге в садик»

СЕНТЯБРЬ

Круглый стол с приглашением специалистов детского сада (педагога-психолога, педагога-логопеда)

Задачи:

- формировать представления родителей о программе детского сада;

- способствовать развитию контактов между родителями воспитанников и специалистами ДОО;

- определение дальнейшей формы и методов взаимодействия родителей и воспитателей.

 Наглядная информация:

-Консультация «Универсальное средство развития – сказка»

-Памятка «Что берем в детский сад»

-Памятка «Развиваем гигиенические навыки»

-Консультация «Читаем детям».

Работа клуба заканчивается в конце сентября.

Занятие-практикум для родителей «Будь здоровым, малыш!»

Цель. Получить от родителей информацию об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Сформировать у родителей практические умения здоровьесбережения.

План.  

  • Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
  • Оздоровительные мероприятия в адаптационный период.
  • Виды закаливания.
  • Игра с родителями «Собери ребенка на прогулку».
  • Видеосюжет «Игры с песком и водой».
  •  Движение – это жизнь.
  •  Режим питания детей раннего возраста.

Далее с октября по май педагог – психолог проводит еженедельные ( 2 раза в неделю) занятия на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.»

Тема 1. Божья коровка

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в груп пе;

> развитие умения действовать соответственно правилам игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото рики, ориентации в собственном теле;

> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме ра предметов);

развитие внимания, речи и воображения.

Тема 2. Листопад

Задачи:

> создание атмосферы эмоциональной безопасности;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть ми, подстраиваться под их темп;

> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

> развитие речи, воображения, творческих способностей

Тема 3. Мячик

Задачи:

> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

> повышение эмоционального тонуса;

> развитие чувства ритма, координации движений;

> развитие ориентации в пространстве;

> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения

Тема 4.  Прогулка в осенний лес

Задачи:

> сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

> снижение излишней двигательной активности;

> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

> развитие пространственных представлений, умения ото бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

> развитие общей моторики;

> развитие памяти, речи и воображения.

Тема 5.  Веселый Петрушка

Задачи:

> развитие умения согласовывать свои действия с действи ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де вочка - мальчик);

> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие восприятия, речи и воображения.

Тема 6. Новый год

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в группе; У отработка умения согласовывать свои движения с движе ниями других детей, с ритмом и текстом песни;

> отработка быстроты реакции;

развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб ственном теле;

> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во ображения.

Тема 7. Мячики

Задачи:

> развитие коммуникативных навыков (учить устанавли вать контакт друг с другом, действовать согласованно, под страиваться к темпу движений партнера);

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

> развитие ориентации в собственном теле;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Тема 8. Зайка

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в группе;

> развитие умения подражать движениями взрослого;

>развитие координации движения , общей  и  мелкой моторики;

> развитие умения подчиняться правилам игры, обработка быстроты реакции;

> снижение излишней двигательной активности,   импульсивности;

> развитие тактильного восприятии я, внимания, речи и воображения    

Тема 9.  Мыльные пузыри

Задачи:

> снятие эмоционального напряжения и агрессии;

> снижение излишней двигательной активности, импуль сивности;

> обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 10. Музыканты

Задачи:

> создание положительной эмоциональной обстановки;

> сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

развитие образности слухового восприятия;

> развитие слуховой и зрительной памяти;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 11. Мамин день

Задачи:

> оптимизация детско-родительских отношений;

> воспитание доброго отношения к маме;

> развитие двигательных навыков;

> развитие восприятия, внимания и речи.

Тема 12. Мишка

Задачи:

сплочение группы, развитие эмпатии;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре вожности;

> развитие умения согласовывать свои действия с действи ями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото рики;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 13. Непослушные мышата

Задачи:

> преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

> формирование положительной самооценки;

> развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный авто матизм;

развитие слухового внимания, быстроты реакции;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие чувства юмора, речи и воображения.

Тема 14. Колобок

Задачи:

> сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на выкам сотрудничества;

> снятие страхов перед сказочными героями;

> развитие общей и мелкой моторики, координации движе ний;

> развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительно го, обонятельного);

> развитие пространственных представлений;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 15. Котята

Задачи:

формирование положительной самооценки;

> развитие стремления сопереживать, помогать, поддержать друг друга;

> снятие мышечного напряжения;

> развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

> развитие слухового восприятия, умения воспроизводит услышанные звуки;

> развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;

> развитие пространственных представлений;

> развитие внимания, речи и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Н.В.Кирюхина, Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ

2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ под ред. Е.А. Каралашвили

3. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Проблемы маленького ребенка

4. Г.А. Прохорова, Перспективное планирование работы психолога ДОУ

5.  Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Тренинг общения с ребенком период раннего детства

6. Г.А. Широкова, Справочник дошкольного психолога

7. И.Г. Малкина – Пых, Возрастные кризисы детства

8. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток, И.Н. Алферова, Основы медицинских знаний

9. А.С. Галанов, Развитие ребенка от 2 до 3 лет.

10. Е.О. Севостьянова. Дружная семейка.

11.И.В. Ковалева Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.

12.Н.А. Ильина. Играем в памперсах.

13.Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова. Система развивающих игр для детей раннего возраста.

14.О.Ф.Борисова и др. Программа образования в детском саду Школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори.

15. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры.

16.Самые маленькие в детском саду.

17. Дж.Лешли. Работать с маленькими детьми.

18. Г.Лендрет. Игровая терапия – искусство отношений.

19. Психология детства. Под ред. Реана А.А.

20. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО

Подготовила педагог – психолог

МБДОУ д/с № 9 г. Владимира

Гусева Наталья Сергеевна

Владимир, 2020

Содержание

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в рамках внедрения ФГОС.
  2. Разработка системы психологического мониторинга для отслеживания результатов внедрения ФГОС.
  3. Организация системы взаимодействия ОУ с родителями.

  1. Основные содержательные разделы портфолио

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в рамках внедрения ФГОС.

  • «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04.02.2010 г., приказ №271)
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование»
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций  «По созданию и развитию служб школьной медиации» в образовательных организациях»
  • Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N15785)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N19644)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N24480)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова (4-е изд., дораб.)
  • А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.)
  • Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1
    «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации»
  • Письмо от 26 июля 1995 г. N П-3-11-1450 «О службе практической психологии образования»
  • Приказ от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации»
  • Должностные обязанности педагога-психолога. Выписка из Квалификационных характеристик должностей работников образования «Единый квалификационный справочник». Министерство здравоохранения и социального развития приказ № 593 от 14 августа 2009 года.
  • Ориентировочные нормы (продолжительность различных видов работ практического психолога образования) материалы коллегии МО РФ от 29.03.1995 №7/1 «О состоянии и перспективах развития  службы практической психологии образования в Российской Федерации».  «Вестник образования» № 7 1995 г.
  • Инструктивное письмо 24. 12.2001 года за № 29/1886-6. МО РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». Опубликовано в «Вестнике образования» № 3-2002 г.
  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N38575)
  • Начало действия документа 31.08.2015.
  • В соответствии с пунктом 2 профессиональный стандарт, утвержденный данным документом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.01.2017.

  1. Разработка системы психологического мониторинга для

отслеживания результатов внедрения ФГОС.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние коллектива, замерять индивидуальные основные параметры, вовремя замечать возникающие проблемы.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —>коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • провести ранжирование учащихся по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • вовремя заметить отставание развития определенного признака

Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения. Поэтому можно выделить несколько сфер применения данных социально-психологического мониторинга.

информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога с учеником.

Для родителей более информативными являются сведения о каждом учащимся, полученные в ходе исследования. Зная сильные и слабые стороны своего ребенка родители смогут больше уделять внимание психическому развитию детей, организовывая досуг, режим дня и выполнение учебных заданий.

информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике или целом классе. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

Для администрации и других учителей в социально-психологическом мониторинге полезным является сравнительная характеристика классов. Такая информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса, что позволяет корректировать тематический план, уровень сложности учебных заданий.

Для методической работы школы в социально-психологическом мониторинге важен анализ динамики психического развития учащихся за год или несколько лет для выявления недостатков в качестве обучения и разработке новых педагогических технологий.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий. Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения.

            Программа психологического сопровождения на ступени начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Она позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:

  • развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
  • развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Этапы психолого-педагогической диагностики:

1.Изучение документов (амбулаторной карты, заключения ПМПК, ИПР)

2.Беседа с родителями, сбор анамнестических данных. Выявление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания ребёнка.

3.Установление контакта с ребёнком (наблюдение, беседа, изучение продуктивной, игровой деятельности)

4.Исследование уровня сформированности психических процессов: уровня сенсорного восприятия, сформированности сенсорных эталонов, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, мелкой и общей моторики, уровня развития импрессивной и экспрессивной речи.

Также, при определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Можно оценивать результаты не в условных баллах, а реально присутствующий опыт деятельности.

3. Организация системы взаимодействия ОУ с родителями.

Организация системы взаимодействия ДОО с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду в форме родительского клуба.

Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для малыша, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал. Самостоятельно справиться с психологическими проблемами и барьерами под силу только психологически здоровой (функциональной) семье. Задача специалистов детского сада – оказать родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогическую помощь, которая будет направлена на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка. Подобная помощь может быть осуществлена в различный формах: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, проведение совместных игровых мероприятий и др. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работать с семьей задолго до начала посещения ребенком ДОО (примерно с марта).

Поэтому для избегания тяжелых дазадаптивных проявлений педагогу-психологу необходимо наладить работу с семьей задолго до начала посещения ребенком ДОО.

Цель воспитателя: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачами этой работы являются следующие параметры:

 1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:

-целенаправленность, систематичность, плановость;

         -дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

        -доброжелательность, открытость.

Задачи родителей в адаптационный период:

1. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня дошкольного учреждения. Очень важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность.

2. Не оставлять ребенка в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на неё. Сократить просмотр телевизионных передач.

5. Как можно раньше сообщать воспитателям о личностных особенностях малыша.

6. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.

7. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместную игру.

8. Развивать подражательность в действиях ребенка: воробушки», «Попрыгаем как зайчики».

9. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.

10. Не допускать высказываний сожалений о том, что пришлось отдать ребенка в детский сад.

11. Наглядным примером для ребенка, прежде всего, должны выступать сами родители. Все требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Очень важно так же постоянно упражнять ребенка в осваиваемые действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.

Таким образом, необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества.

Формирующий этап заключался в практическом применении разработанного материала и организации деятельности адаптационного родительского клуба. В сроки с мая по сентябрь ежегодно для вновь поступающих детей и их родителей. Организовано взаимодействие административной, психологической, педагогической, служб ДОО обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи в период подготовки к посещению ДОО и период адаптации к детскому саду.

Работа проводится в трех направлениях:

 с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;

 с детьми – в специально-организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка;

  с родителями – посредством проведения педагогической работы.

Итоги работы :

1. Родители осведомлены о том, что посещение детского сада в течение первых двух месяцев связано с адаптацией ребенка к условиям ДОО

2. У родителей имеется потребность и желание участвовать в совместной работе с педагогами ДОО, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОО.

3. Родители обладают знаниями о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

4. Родители обладают умениями: наблюдать за состоянием ребенка взаимодействовать с ребенком с ориентацией на его физическое и эмоциональное состояние в период адаптации; взаимодействовать с педагогом по вопросам развития ребенка и его адаптации к условиям ДОО.  

5. Включенность родителей в процесс совместной деятельности, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОО.

Для того чтобы педагоги выработали определенный алгоритм работы с родителями и детьми, а также для обеспечения оптимального уровня взаимодействия всех сотрудников ДОО, занятых в работе клуба, ежегодно в мае организовываются занятия с воспитателями группы раннего возраста и узкими специалистами.

Основные принципы:

 - принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОО и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

 - принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и Перспективы развития программы клуба связаны с организацией взаимодействия детского сада и семьи по следующим направлениям деятельности:

1. Информационно-просветительское обеспечение родителей информацией о ДОО и документацией, регламентирующей деятельность ДОО; индивидуальная психолого-педагогическая помощь; использование разнообразных средств в освещении актуальной информации для родителей;

2. Организационно-посредническое – создание активной группы родителей, участие в работе попечительского и педагогического совета ДОО, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с социальными партнерами (поликлиника, выездной кукольный театр и др.)

3. Организационно-педагогическое – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, активное участие в досуговых и оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОО в создании предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

 В конце мая проводится родительское собрание с родителями будущих воспитанников, на котором родители получали информацию о детском саде, представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения, познакомились с педагогами детского сада. На первом собрании родители заполняли анкету-знакомство, которая помогла педагогам получить необходимые сведения о каждом ребенке, его особенностях. Из этой же анкеты администрация и педагоги узнают, какие темы наиболее интересны для родителей и выстраивают работу клуба именно в соответствии запросам. Родителям выдаются информационные листки-памятки, где указан режим дня ребенка этого возраста, рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. С целью информационного сопровождения для родителей оформляются: папка-передвижка «Готовимся к детскому саду»; информационный стенд «Трудности адаптационного периода».

 Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с использованием медиа средств: интернет-сайта (страничка родительского клуба на сайде ДОО), форума учреждения, интернет-консультаций. Весь июнь  1 раз в неделю проводятся встречи с родителями. По итогам анкетирования, наиболее волнующие родителей проблемы – это смягчение адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада, особенности развития детей раннего возраста. Поэтому, на встречах в клубе педагоги знакомят  родителей с организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении, особенностями развития ребенка раннего возраста, условиями успешной адаптации, ненавязчиво обучая их различным методам и приемам общения с маленькими детьми. Так же по установленному графику июне три раза в неделю воспитателями  проводятся игры -занятия с детьми совместно со специалистами. Составлен график работы педагогов в клубе. Данная работа требует огромного напряжения, поэтому график составлен таким образом, чтобы каждый педагог принимал участие один раз в неделю. Малыши присутствуют на встречах в клубе вместе с мамами. Ребенок имеет возможность, находясь с близким человеком играть, двигаться, общаться. Главное для ребенка, что он не покинут и по-прежнему любим. Педагоги, устанавливая индивидуальный эмоциональный контакт, вовлекают  каждого ребенка в игровую деятельность, побуждая малыша к самостоятельным действиям, способствуя его доброжелательному отношению к сверстникам. Родители здесь полноценные участники образовательного процесса. В клубе взрослый может общаться со своим ребенком, другими детьми и родителями, обсуждать ситуации, возникающие с воспитанием ребенка. Совместные занятия помогают формированию продуктивного эмоционального контакта между мамой и малышом, между малышом и педагогом. К тому же позволяли дать родителям знания о важности ролевого развития в формировании личности ребенка, знакомили родителей с играми и упражнениями, попробовать их применить во взаимодействии с ребенком. Первые занятия направлены на то, чтобы каждый ребенок постепенно вживался в новое пространство, привыкал к незнакомым людям. На последующих занятиях педагоги пытаются вовлечь каждого ребенка в совместную деятельность. На занятиях проводятся  игры по развитию речи, моторики, пальчиковые игры, сенсорные игры, игры по развитию движений. Когда дети привыкают, педагоги начинают  практиковать выход родителей из группы на короткое время в момент, когда ребенок увлечен какой-либо деятельностью. Если же ребенок, заметив отсутствие мамы или папы, начинал плакать, мама тут же приглашалась в группу.

К концу месяца многие дети уже спокойно заходили в группу, на длительное время оставались без родителей. Совместное пребывание в клубе родителей и детей позволяет : родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности, наладить взаимоотношения с другими родителями; детям наладить общение с взрослыми, сверстниками; педагогам – успешнее выстроить сотрудничество с родителями, учитывая индивидуальные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми).

Завершающим этапом работы клуба является  составление педагогами подвижного графика приема детей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и возможности семье выбрать удобное время для начала посещения детского сада. Родителям тех детей, которые уже достаточно комфортно себя чувствуют  в отсутствие мамы, предлагается начать посещать детский сад в первую очередь, остальные продолжают  приходить на прогулку. Многие дети, приходя в детский сад, легко привыкают , так как им уже здесь многое знакомо, спокойно принимали новых детей, свой коллектив. Эффективность работы клуба выявлялась с помощью периодического опроса родителей. Их отзывы свидетельствовали о хорошей результативности избранной формы работы. Все родители отметили необходимость работы родительского клуба .

В течение адаптационного периода педагоги заполняли листы адаптации на каждого ребенка, наблюдали за течением адаптации, определяли степень адаптации с учетом критериев, на основании которых имели возможность корректировать свою работу с малышами и родителями.

План работы  родительского клуба:

МАЙ

1. «Встреча-знакомство».

Задачи:

- дать родителям информацию о ДОО.Дать представление родителям о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Познакомить с педагогами детского сада;

- наладить взаимоотношения с родителями будущих воспитанников, создать положительный настрой к детскому саду;

- установить психологический контакт с родителями; преодолеть барьер недоверия к дошкольному учреждению, построение дружественных отношений, располагающих к взаимодействию детского сада и семьи.

Материалы:

  • Анкеты-знакомства.
  •  Видеофильм «Как мы в садике своем очень весело живем!»
  • Фото-презентация «Условия в детском саду» (развивающая среда).

2.Экскурсия родителей по ДОО, знакомство родителей с группой и воспитателями.

Цель: познакомить родителей с расположением и назначением всех функциональных кабинетов ДОО.

ИЮНЬ

1. Лекционное занятие «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, которые помогут подготовить ребенка к посещению детского сада.

План.

  • Факторы, влияющие на адаптацию детей к ДОО.
  • Условия, созданные в детском саду для успешной адаптации детей.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к посещению детского сада.

2. Занятие-практикум «Будь здоровым, малыш!»

Цель. Получить от родителей информацию об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Сформировать у родителей практические умения здоровьесбережения.

План.

  • Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
  •  Оздоровительные мероприятия в адаптационный период.
  •  Виды закаливания.
  •  Игра с родителями «Собери ребенка на прогулку».
  •  Видеосюжет «Игры с песком и водой».
  •  Движение – это жизнь.
  •  Режим питания детей раннего возраста.
  •  Игра «Лото».

Наглядная информация:

 Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада».

 Памятка для родителей «В первые дни в детском саду»

 Консультация психолога «Знакомимся со своим ребенком».

 Консультация психолога «Как решать конфликты со своим ребенком».

 Памятка «10 нельзя для родителей»

ИЮЛЬ:

1. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста»

Цель. Познакомить родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, которые помогут решить возникающие проблемы.

План.

  • Ранний возраст – психологические особенности детей.
  • Особенности умственного развития.
  • Особенности развитие речи.
  • Двигательная активность детей раннего возраста.
  • Воспитание самостоятельности.
  • Общение со взрослыми и сверстниками.
  • Роль родителей в воспитании детей раннего возраста.
  • Капризы малышей.

2. Занятие-практикум «Игры детей раннего возраста»

Цель. Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.

План.

  • Раскрыть понятие «игра».
  • Классификация игр.
  • Релаксационное упражнение.
  • Дискуссия на тему «Что должны сделать взрослые, чтобы ребенок через много лет с удовольствием вспоминал о своих игрушках?».
  • Игра «Магазин игрушек».

Наглядная информация:

 Консультация врача-педиатра «Аппетит ребенка, какой он должен быть»

 Консультация врача-педиатра «Роль режима дня в развитии ребенка-дошкольника»

 Памятка для родителей «Влияние родительских установок на психо-эмоциональное состояние ребенка».

АВГУСТ

1. Организационное родительское собрание

Задачи:

- выбор родительского комитета;

- обсуждение материально-технического оснащения группы.

2. День здоровья

Цель: укрепление родительско-детских отношений.

План:

  • Совместные игры детей и родителей на свежем воздухе;
  • Совместный пикник на природе;
  • Совместная уборка места пребывания после мероприятия.

Наглядная информация:

-Памятка «Учим ребенка самостоятельно одеваться».

-Памятка «Игры с детьми раннего возраста на кухне»

-Консультация психолога «В садик без слез».

-Консультация «Наблюдаем по дороге в садик»

СЕНТЯБРЬ

Круглый стол с приглашением специалистов детского сада (педагога-психолога, педагога-логопеда)

Задачи:

- формировать представления родителей о программе детского сада;

- способствовать развитию контактов между родителями воспитанников и специалистами ДОО;

- определение дальнейшей формы и методов взаимодействия родителей и воспитателей.

 Наглядная информация:

-Консультация «Универсальное средство развития – сказка»

-Памятка «Что берем в детский сад»

-Памятка «Развиваем гигиенические навыки»

-Консультация «Читаем детям».

Работа клуба заканчивается в конце сентября.

Занятие-практикум для родителей «Будь здоровым, малыш!»

Цель. Получить от родителей информацию об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Сформировать у родителей практические умения здоровьесбережения.

План.  

  • Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
  • Оздоровительные мероприятия в адаптационный период.
  • Виды закаливания.
  • Игра с родителями «Собери ребенка на прогулку».
  • Видеосюжет «Игры с песком и водой».
  •  Движение – это жизнь.
  •  Режим питания детей раннего возраста.

Далее с октября по май педагог – психолог проводит еженедельные ( 2 раза в неделю) занятия на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.»

Тема 1. Божья коровка

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в груп пе;

> развитие умения действовать соответственно правилам игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото рики, ориентации в собственном теле;

> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме ра предметов);

развитие внимания, речи и воображения.

Тема 2. Листопад

Задачи:

> создание атмосферы эмоциональной безопасности;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть ми, подстраиваться под их темп;

> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

> развитие речи, воображения, творческих способностей

Тема 3. Мячик

Задачи:

> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

> повышение эмоционального тонуса;

> развитие чувства ритма, координации движений;

> развитие ориентации в пространстве;

> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения

Тема 4.  Прогулка в осенний лес

Задачи:

> сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

> снижение излишней двигательной активности;

> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

> развитие пространственных представлений, умения ото бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

> развитие общей моторики;

> развитие памяти, речи и воображения.

Тема 5.  Веселый Петрушка

Задачи:

> развитие умения согласовывать свои действия с действи ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де вочка - мальчик);

> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие восприятия, речи и воображения.

Тема 6. Новый год

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в группе; У отработка умения согласовывать свои движения с движе ниями других детей, с ритмом и текстом песни;

> отработка быстроты реакции;

развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб ственном теле;

> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во ображения.

Тема 7. Мячики

Задачи:

> развитие коммуникативных навыков (учить устанавли вать контакт друг с другом, действовать согласованно, под страиваться к темпу движений партнера);

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

> развитие ориентации в собственном теле;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Тема 8. Зайка

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в группе;

> развитие умения подражать движениями взрослого;

>развитие координации движения , общей  и  мелкой моторики;

> развитие умения подчиняться правилам игры, обработка быстроты реакции;

> снижение излишней двигательной активности,   импульсивности;

> развитие тактильного восприятии я, внимания, речи и воображения    

Тема 9.  Мыльные пузыри

Задачи:

> снятие эмоционального напряжения и агрессии;

> снижение излишней двигательной активности, импуль сивности;

> обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 10. Музыканты

Задачи:

> создание положительной эмоциональной обстановки;

> сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

развитие образности слухового восприятия;

> развитие слуховой и зрительной памяти;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 11. Мамин день

Задачи:

> оптимизация детско-родительских отношений;

> воспитание доброго отношения к маме;

> развитие двигательных навыков;

> развитие восприятия, внимания и речи.

Тема 12. Мишка

Задачи:

сплочение группы, развитие эмпатии;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре вожности;

> развитие умения согласовывать свои действия с действи ями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото рики;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 13. Непослушные мышата

Задачи:

> преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

> формирование положительной самооценки;

> развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный авто матизм;

развитие слухового внимания, быстроты реакции;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие чувства юмора, речи и воображения.

Тема 14. Колобок

Задачи:

> сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на выкам сотрудничества;

> снятие страхов перед сказочными героями;

> развитие общей и мелкой моторики, координации движе ний;

> развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительно го, обонятельного);

> развитие пространственных представлений;

> развитие внимания, речи и воображения.

Тема 15. Котята

Задачи:

формирование положительной самооценки;

> развитие стремления сопереживать, помогать, поддержать друг друга;

> снятие мышечного напряжения;

> развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

> развитие слухового восприятия, умения воспроизводит услышанные звуки;

> развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;

> развитие пространственных представлений;

> развитие внимания, речи и воображения.

Литература:

1. Н.В.Кирюхина, Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ

2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ под ред. Е.А. Каралашвили

3. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Проблемы маленького ребенка

4. Г.А. Прохорова, Перспективное планирование работы психолога ДОУ

5.  Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Тренинг общения с ребенком период раннего детства

6. Г.А. Широкова, Справочник дошкольного психолога

7. И.Г. Малкина – Пых, Возрастные кризисы детства

8. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток, И.Н. Алферова, Основы медицинских знаний

9. А.С. Галанов, Развитие ребенка от 2 до 3 лет.

10. Е.О. Севостьянова. Дружная семейка.

11.И.В. Ковалева Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.

12.Н.А. Ильина. Играем в памперсах.

13.Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова. Система развивающих игр для детей раннего возраста.

14.О.Ф.Борисова и др. Программа образования в детском саду Школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори.

15. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры.

16.Самые маленькие в детском саду.

17. Дж.Лешли. Работать с маленькими детьми.

18. Г.Лендрет. Игровая терапия – искусство отношений.

19. Психология детства. Под ред. Реана А.А.

20. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационно - методическое сопровождение реализации образовательной программы МДОУ «Сказка» как необходимое условие повышения качества образования»

Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад «Сказка» д.Сухоноска  «Организационно - методическое   сопровождение реализации   образовательной прог...

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

Методическая разработка на тему: "Интегрированный подход в работе специалистов (музыкального руководителя и учителя-логопеда) и реализации образовательных областей в условиях ФГОС ДО".

Интегрированный подход во всех смыслах позволяет: целостно и всесторонне развиваться ребёнку, сделать процесс обучения максимально увлекательным, разнообразным....

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответсвии ФГОС ДО

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО...

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО.

Рабочая программа по реализации образовательной программы  в соответствии ФГОС ДО....

Статья «Проектирование и реализация образовательной программы на основе ФГОС ДО»

Статья предназначена в помощь педагогу детского сада. В ней рассказывается о том, как спроектировать и реализовать на практике ФГОС дошкольного образования. Включает в себя конспект комплексного ...