Мастер-класс для педагогов «Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством использования синельной проволоки»
методическая разработка

Метелкина Наталья Николаевна

«Ребенок в процессе собственной активности                                                                                            выступает как полноценная личность,

творец собственной деятельности,  ставящей

её цели, ищущий путь и способы ее достижения»

Н.Н. Поддъяков

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с практикой   развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством использования синельной проволоки.

Задачи:

- представить опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников;

-  дать понятие о материале, его свойствах, способах и техниках конструирования  синельной проволокой;

- изготовить поделку из синильной проволоки.

Материал: синельная проволока разного цвета и текстуры, ножницы, клей, шарики.   

Предварительная работа: изучение и обработка специальной литературы по данной теме, подготовка компьютерной презентации, подготовка оборудования.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Если вы любите заниматься творчеством, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную проволоку - разноцветная проволочка, которая никого не оставит равнодушным.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческой активности  детей, период неиссякаемых вопросов детской фантазии. Мы, взрослые являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства  и нежной хрупкой, эмоциональной отзывчивой на все новое, удивительное,  душой ребенка.

С внедрением ФГОС проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой активной личности на первых этапах ее становления. Острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах развития творчества у детей: создание доступных проблемных ситуаций,  постановка творческих задач, формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые помогают самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных задач. Интерес детей дошкольного возраста к творческой деятельности во многом зависит от умения педагога пробудить в ребёнке желание практически действовать с предметами для получения определенного осмысленного результата и, в то же время, чувствовать себя способным сделать что-то новое, вызвать одобрение окружающих.

Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является детское конструирование. Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей. Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги,  природного и другого материала).

Художественное конструирование является творческой деятельностью, так как продуктом является создание нового оригинального продукта, по крайней мере, для ребёнка.

Использование нетрадиционных материалов для художественного конструирования вызывает у детей интерес к деятельности, желание действовать с новым материалом, способствует развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы.

Таким новым материалом является синельная проволока, из которой можно смастерить смешные и интересные поделки, красивые подарки для друзей и родителей. Проволока, которая покорила мир! Именно так можно назвать синельную проволоку - потому что она в очень короткий срок завоевала популярность в качестве материала для творчества. Основное отличие синельное проволоки - это ее пушистость. Ее приятно держать в руках, она может быть использована много раз - хотя и не бесконечно, так как при активных экспериментах постепенно теряет прочность и «лохматость».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

  «Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством использования синельной проволоки»

(мастер-класс)

                                                                                                     

                                                                                Воспитатель высшей категории:

                                                                                 Метелкина Наталья Николаевна

 Лесосибирск 2020г.

                                                   

«Ребенок в процессе собственной активности                                                                                            выступает как полноценная личность,

творец собственной деятельности,  ставящей

её цели, ищущий путь и способы ее достижения»

Н.Н. Поддъяков

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с практикой   развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством использования синельной проволоки.

Задачи:

- представить опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников;

-  дать понятие о материале, его свойствах, способах и техниках конструирования  синельной проволокой;

- изготовить поделку из синильной проволоки.

Материал: синельная проволока разного цвета и текстуры, ножницы, клей, шарики.  

Предварительная работа: изучение и обработка специальной литературы по данной теме, подготовка компьютерной презентации, подготовка оборудования.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Если вы любите заниматься творчеством, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную проволоку - разноцветная проволочка, которая никого не оставит равнодушным.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческой активности  детей, период неиссякаемых вопросов детской фантазии. Мы, взрослые являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства  и нежной хрупкой, эмоциональной отзывчивой на все новое, удивительное,  душой ребенка.

С внедрением ФГОС проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой активной личности на первых этапах ее становления. Острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах развития творчества у детей: создание доступных проблемных ситуаций,  постановка творческих задач, формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые помогают самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных задач. Интерес детей дошкольного возраста к творческой деятельности во многом зависит от умения педагога пробудить в ребёнке желание практически действовать с предметами для получения определенного осмысленного результата и, в то же время, чувствовать себя способным сделать что-то новое, вызвать одобрение окружающих.

Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является детское конструирование. Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей. Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги,  природного и другого материала).

Художественное конструирование является творческой деятельностью, так как продуктом является создание нового оригинального продукта, по крайней мере, для ребёнка.

Использование нетрадиционных материалов для художественного конструирования вызывает у детей интерес к деятельности, желание действовать с новым материалом, способствует развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы.

Таким новым материалом является синельная проволока, из которой можно смастерить смешные и интересные поделки, красивые подарки для друзей и родителей. Проволока, которая покорила мир! Именно так можно назвать синельную проволоку - потому что она в очень короткий срок завоевала популярность в качестве материала для творчества. Основное отличие синельное проволоки - это ее пушистость. Ее приятно держать в руках, она может быть использована много раз - хотя и не бесконечно, так как при активных экспериментах постепенно теряет прочность и «лохматость».

Синельная проволока универсальный и многофункциональный материал, в любой момент неудавшуюся часть поделки можно раскрутить и сделать все заново или вовсе новое изделие. Несмотря на то, что такая проволока достаточно гибкая, она так же отлично держит форму, даже при соединении с другими поверхностями и материалами. Существует огромное количество цветов, разновидностей и размеров синельной проволоки, что позволяет реализовать самые неожиданные идеи.

 Синельная проволока хорошо комбинируется с другими подручными  материалами, используется во всех областях. Красивые поделки получаются в дуэте с шишками, капсулами, гофрированной бумагой, помпонами, фетром и т. д.

В связи с важностью этого материала, который  помогает развивать конструктивные способности, разработала перспективное планирование для детей 6-7 лет «Волшебная проволока», модифицировала игры и упражнения с синельной проволокой.

Цель практики: развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством использования синельной проволоки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с новым видом материала для конструирования - синельной проволокой, ее свойствами;
  • формировать  умение применять разные способы конструирования из синельной проволоки (закруглять, соединять, скручивать, сгибать), при помощи техник делать простые поделки;
  • развивать пространственное воображение, творческое мышление, умение работать в паре, команде;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Применение синельной проволоки в непосредственно образовательной игровой деятельности начала в старшей группе, определила этапы последовательности через усложнение.

Первый этап: 

Знакомство с новым материалом синельной проволокой (свойства, качество, экспериментирование, исследование). Заинтересовать детей конструированием из этого материала.

Второй этап:

Показ способов соединения: сгибание, скручивание, переплетение (простые колечки, сгибание  уголков, скручивали 2 проволоки вместе и др.). Изготовление поделок разными техниками: плоскостная техника (плоские геометрические фигуры, буквы, цифры и т.д.); объёмная техника с усложнением (змейки, елочки, жуки, гусеницы, разные животные и др.).

Третий этап. 

Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом.

Перед тем как предложить ребенку приступить к творческому процессу, необходимо проверить, чтобы проволока была цельной и не имела выступов. Далее загнуть концы в колечки, чтобы ребенок не поцарапался.

 Содержание работы интегрирую с различными образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие»

При изготовлении из синельной проволоки игровых атрибутов привлечение детей к взаимодействию в паре, подгруппе в сюжетно-ролевых играх («Ателье», «Магазин игрушек»).

Создание проблемных ситуаций для развития игрового замысла (у друга день рожденье, подарок купить нет возможности, «Что делать?», как написать приглашение, если есть только мохнатая проволока?).

«Познавательное развитие»

Обследование с помощью органов чувств: смотрят; трогают руками, пальцами, ладонями. Пытаются взвесить на ладонях и на весах, стучат, надавливают, сравнивают предметы по цвету, форме, размеру.

Описание синельной проволоки, называя 3 - 4 основных свойства,  используя все цвета спектра.

Объединение детей, в пары, тройки (выложить геометрические фигуры по цвету, форме). Нанизывание бусинок разного цвета, размера, формы на мохнатую проволоку, где дети развивают  свой эстетический вкус, закрепляют  навыки счета, знание цветовых оттенков.

Изготовление по схеме, заданному образцу, условию ребенок самостоятельно изготавливает фигуры, сюжеты («Сложи узор», «Точечки», «Ушки для зайчика», «Колеса для транспорта» и др.),  ищет способы решения поставленной задачи,  делает вывод.

«Речевое развитие»  

Моделирование согласных и гласных звуков с помощью синельной проволоки (длинная проволока - певучий гласный звук, короткая - согласный). Конструирование букв из мохнатой проволоки подводит детей к быстрому запоминанию, (проводят пальчиками по контуру) требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе, без психологической нагрузки, незаметно для ребенка,  проводим профилактику нарушений письменной речи.  

«Художественно – эстетическое»

  Создавая с детьми образы из синельной проволоки, использую и другие средства (чтение художественной литературы, чтение стихов,  слушание музыки, фольклора, просмотр презентаций по теме). (Например, просмотр видео – фильма, «Живая шляпа» Н. Носова, помог создать детям  выразительный образ котенка). Это позволяет сформировать у детей «живые» представления, отображать не только  структуру, но и выражать свое отношение к поделке, персонажу, передавать  характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. На занятии по рисованию,  знакомя детей с понятием цветоведения – как науке о цвете,  теплыми и холодными цветами  использовала игровой персонаж лошадку «Радужку» (вплетение в косичку проволочки теплых или холодных тонов, используя последовательность цветов радуги). Яркость и притягательность материала стимулирует мотивацию детей в деятельности, изготавливая игрушки, поделки, подарки, дети пребывают в положительном эмоциональном настрое, например, к празднику для мам была сделана объемная поделка из синельной проволоки «Ромашка». Каждый ребенок сделал ее по своему, вложил частичку своего творчества. В практике работы широко использую творческие задания: создать необычное животное, создать живое существо для освоения космоса. 

В подготовительной группе был реализован один из проектов  по созданию персонажей к сказке Мамина-Сибиряка «Храбрый заяц», вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой - развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления поделок. Дети с большим интересом придумывали и конструировали из синельной проволоки, атрибуты, героев  из сказки,  оттачивали навыки интонационной выразительности, монологической и диалогической речи. Конечным результатом стал показ сказки малышам.

Развивая у детей творчество, я тесно взаимодействую с родителями, те знания, которые ребёнок получает в детском саду, закрепляются в условиях семьи. Родители с удовольствием откликаются на просьбы, предлагают свою помощь, многие дети приносят поделки, сделанные  дома.

          Яркими и запоминающимися стали поделки детей и родителей, отражающие  темы календарного планирования и проектной деятельности. В костюмерную театрального центра, изготовили из синельной проволоки: головные уборы короля, принцессы, ушки котёнка, собачки, очки, волшебные палочки, бусы  и другие атрибуты для театрализованных игр. Совместно с родителями   пополнили центр природы хвойными деревьями, дикими животными леса, сделанные из синельной проволоки. Объемными и красивыми получились елочные игрушки и новогодние композиции, которые украсили праздничный интерьер группы и сада.

           Сделанные творческие работы из синельной проволоки дети дарят на праздниках, используют на занятиях, в играх. На день рождение города подарили  гостям елочки, сделанные своими руками. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Каждый ребенок ощущает  удовольствие и гордость от результата своего труда, утверждается в своих возможностях,  верит в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поддерживаю уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

            В результате данной деятельности дети:

- познакомились с новым материалом для конструирования;

- освоили техники конструирования из синельной проволоки;

- применяют разные способы в конструировании с синельной проволокой (закруглять, соединять, скручивать, сгибать);

- самостоятельно по картинке схеме или алгоритму конструируют модели     из синельной проволоки, умеют соотносить размеры, пространственное отношение объектов и деталей относительно друг другу;

- научились выразительно, эстетично, оформлять поделку;

- при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, убирать рабочее место, работать в паре, команде при создании образа.

           Уважаемые, коллеги! Сегодня предлагаю вам смастерить из синельной проволоки: пальчиковый театр к сказке «Репка».

Нам понадобятся: синельная проволока разного размера и цвета, ножницы, клей, цветная бумага, декоративные глазки, шарики.

1. Выбираем персонажа и цвет, в котором Вы будете его воплощать.

2. Проволоку наматываем на карандаш или палец – эта спиралька будет туловищем людей, животных.

3. Из второй проволоки формируем голову, ушки, мордочку, лапки.

4. Дополняем образ различными элементами (глазки, хвостик, стразы и т. д). Воспитатели с большим интересом мастерили персонажи к сказке, и с удовольствием показали  сказку «Репка».

          Занимаясь творчеством, человек счастлив, так пусть дети каждый день проявляют свою фантазию, выдумку, пусть каждый день пребывания в детском саду будет интересным, познавательным и счастливым.

                                                 Литература

  1. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р., Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос, 2015.
  2. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы    психологии. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Матеева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Пр., 2012.
  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Психология / Б.М. Теплов. М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

консультация для педагогов развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен инт...