Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Марина Александровна

В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_magnit_tvorit_chudesa.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, экспериментирование, притягивать, примагничивать, магнитная сила.

Тема: «Магнит творит чудеса».

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Сформировать представление о свойствах магнита.

Задачи: 

Образовательные: активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитная сила». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальное развитие, коммуникативное развитие, безопасность.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента;

Раздаточный: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, подносы для раздаточного материала.

Предварительная работа: игры с магнитными конструкторами и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игра с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг (дети говорят)

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

В центре круга соберемся дружно.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

1,2, 3. Волшебство скорей приди!

Воспитатель: посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена (магнит).

- Вам всем знаком этот предмет? Что это? (Ответы детей)

- Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Мы как настоящие волшебники будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.

Опыт №1. Опыт с различными предметами

Оборудование (на каждого ребенка): деревянный карандаш, кусок ткани, пластмассовая пуговица, бумажный листок, стеклянный декоративный камушек; металлические предметы (булавка, скрепка, алюминиевая ложка, монета, деталь от железного конструктора); маленький магнит.

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Какие предметы притянул магнит? 

Дети: железные скрепки, булавки, монеты, железный конструктор.

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?

Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, стеклянный декоративный камушек, бумажный листок, алюминиевая ложка.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. (изображение 1).

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например, железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, стекло, ткань не реагируют на магнит. 

Опыт №2. Действует ли магнит через другие материалы?

Воспитатель: сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Дети: магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитились через ткань.

Воспитатель: а теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: железные предметы примагнитились через бумагу.

Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю проверить, может ли магнитная сила действовать через картон. А чтобы это проверить, мы с вами поиграем в игру «Волшебный лабиринт». Возьмите карточки. Помогите мышонку подарить подарок. Проведите мышонка по дорожке. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита, как можно точнее по дорожке, и не сходить с намеченного пути.

Дети выполняют.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Дети: двигается.

Воспитатель: почему так происходит?

Дети: магнитная сила действует через картон.

Воспитатель: что вы узнали из этого опыта о магните?

Вывод: магнит действует через бумагу, ткань, картон (изображение 2).

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

А сейчас мы отправимся на рыбалку.

Опыт № 3

Игра «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка): стакан с водой, рыбки из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, мебельный магнит.

Ход опыта:

1. В стакан с водой опустить рыбок.

2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Дети выполняют.

Воспитатель: что происходит с рыбкой?

Дети: двигается.

Воспитатель: почему так происходит?

Дети: магнитная сила действует через воду и через стекло.

Воспитатель: что вы узнали из этого опыта о магните?

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду (изображение 3).

Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

 Опыт № 4 

Почему иногда два магнита отталкиваются?

Оборудование (на каждого ребенка): два магнита.

Ход опыта:

 Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу? (Мнения детей расходятся).

Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло? (У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)

Дети меняются магнитами, и снова подносят их друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный. (изображение 4).

Вывод.  Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Воспитатель: магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках. Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

Дети: магнитные мозаика, держатели, магнитные конструкторы.

Воспитатель: наше путешествие в волшебную страну подошло к концу. Пора нам возвращаться. Только обратно в группу мы полетим на самолёте.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают) 

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны) 

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу») 

Приземляться нам пора! (Приседают)

 Воспитатель: вот мы и вернулись обратно, давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети: магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнит действует через бумагу, ткань и картон. Сила магнита действует сквозь стекло и сквозь воду. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили новый материал! Спасибо за внимание. Всем хорошего дня.

Список литературы

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

Наблюдение за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Сущность понятия наблюдение, позновательный интерес, особенности детей дошкольноговозраста,занятия для  ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе....

«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология

Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....

«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология

Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....

«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология

Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста с ТНР

Предлагаем рассмотреть Опытно-экспериментальную деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей  с тяжёлым нарушением речиИзвестно, что  у дошкольников   с тяж...