Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Диана Тагировна Чеботарева
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;  объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

План по самообразованию

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Разработала воспитатель:

Чеботарева Диана Тагировна

Старшая группа № 11

2019-2020 учебный год

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

ФИО педагога: Чеботарева Диана Тагировна

Специальность: воспитатель 1 кат.

Дата начала работы над темой: 01.09.2019 год

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2020 год

 

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;  объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

В каждом маленьком ребёнке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах-бабах…

И нет его!

Эти строки из замечательной песни Г.Остера,  как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете,  картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Перспективный план самообразования

        

РАЗДЕЛ ПЛАНА

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Подбор и

изучение

методической

литературы

Сентябрь

1. Дыбина О.В.

Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство

«Детство-Пресс», 2013

3. Н и щ е в а Н. В. Познавательно-

Исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты,

эксперименты, игры. С П б , О О О

"Издательство Детство-Пресс», 2013.

4. Нищева Н.В. Проектный метод в

Организации познавательно-

Исследовательской деятельности в

детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.

5. Бондаренко Т.М. экологические занятия для детей 5-6 лет.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002.

6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!»,

Линка-Пресс, М.2004

7. Тугушева Г.П. Экспериментальная  деятельность детей среднего и старшего возраста.

Методическое пособие. СПб,

Издательство «Детство-Пресс», 2013.

8. Детские учебно-развлекательные

журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г.

9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г.

10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006.

Изучение методики,

технологии по

познавательно-

исследовательской

деятельности для

развития собственного

познавательного опыта

Работа с детьми

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»

Выявление у детей

уровня овладения

необходимых

навыков и умений

по разделу экспериментирования

Сентябрь

Эксперименты с камнями

Сформировать

представление детей

о некоторых свойствах камней

Октябрь

Путешествие за секретами

Здоровья

Обобщение и закрепление

представлений детей

о здоровье, здоровом

питании, витаминах

и полезных продуктах.

Ноябрь

Наблюдение, исследование

свойств воды  в игровой

деятельности, в повседневно-

бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

- Вода  растворитель. Очищение воды

- Водяная мельница

Закрепление знаний

детей о свойствах

воды. Формирование

у детей потребности

к сохранению воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Ноябрь

Изучение свойств воздуха в

повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в

исследовательской деятельности

-Воздух сжимается.

 

-Воздух расширяется.

 

 

- Почему дует ветер?

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

 

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый

Декабрь

Изучение свойств магнита в

самостоятельной деятельности,

во время коллективных занятий,

опытно-экспериментальной

деятельности.

-Испытание магнита

 

 - Компас.

 - Мир металлов.

Повышение

познавательной

активности детей,

интереса к

предметам

окружающего мира

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

 

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве

Декабрь

Познавательное занятие

«Льдинка и снежинка»

Путём практического

исследования

(рассматривание

снежинок и льдинок

через лупу,

изготовление и цветных

льдинок) побуждать

детей делать выводы.

Умение называть

сходства и различия

снега и льда, делать

выводы и

умозаключения

Январь

Проект «О чем поспорили Кока-

кола и Вода?»

Презентация детского

исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода»; фотоальбом с

результатами опытно-

экспериментальной

деятельности по

проекту

Февраль

Игра-путешествие в страну

«Витаминия»

Формирование

представлений детей о

здоровье, как одном из

главных ценностей

человеческой жизни,

закрепление знаний

детей о пользе

витаминов, оформление

«Витаминного» уголка

в группе

Март

Интегрированное занятие

«Сахарно морожено на блюдечко

положено»

Расширение знаний

детей о мороженом,

оформление выставки

поделок детей,

размещение

информации о

проделанной работе на

социальной сети для

воспитателей

Апрель

Сила тяготения. Упрямые предметы.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

 

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

 

Май

Познавательный проект «Чудо

пуговка»

Обобщение знаний

детей о пуговицах в

процессе

познавательно-

исследовательской

деятельности, выставка

поделок детей из

пуговиц

Работа с

Родителями

Сентябрь

Ознакомление родителей с

работой дошкольного учреждения

и задачами по познавательному

развитию

Знакомство родителей с условиями,

содержанием, методами

воспитания по

познавательному

развитию

Сентябрь

Привлечение родителей к

пополнению Центра «Познание и экспериментирование»

Дооформление Центра

Октябрь

Консультация для родителей на

тему «Организация детского

экспериментирования в

домашних условиях».

Папка-передвижка

«Эксперименты на

кухне

Ноябрь

Изготовление пособий для

проведения опытов с воздухом

Набор пособий для

опытов с воздухом

Декабрь

Участие родителей в оформлении

прогулочной площадки

«Снежный городок»

Участие в конкурсе

Январь

Открытый показ образовательной

деятельности «О чем поспорили

Кока-кола и Вода?»

Презентация детского исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода?»

Февраль

Консультация для родителей

«Техника безопасности при

проведении опытов на кухне»

Информационный лист

«Правила безопасности

при проведении опытов

на кухне»

Март

Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия»

Оформление

«Витаминного» уголка

в группе

Апрель

Распечатка фотографий с

экспериментальной деятельности

для оформления альбома

Фотоальбом «Юные

исследователи»

Самореализация

Сентябрь-май

Подбор и изучение литературы

для создания картотеки опытов и

экспериментов для детей

старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и

экспериментов для

детей 6-7 лет

Октябрь

Консультация для родителей на

тему «Организация детского

экспериментирования в

домашних условиях».

Папка-передвижка

«Эксперименты на

кухне

Ноябрь

Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».

выступление на педсовете

Март

Методическая разработка

«Значение поисково-

исследовательской деятельности

в развитии ребенка».

Выступление на

семинаре. Публикация в

социальной сети для

педагогов

Ноябрь-май

Фотоотчеты о реализации

проектов по исследовательской

деятельности

Публикации в

социальных сетях для

педагогов

май

Отчет о проделанной работе по

теме самообразования с

подготовкой презентации

выступление на педсовете


Используемая литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3.  Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...

План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...