Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников
статья

Сабирова Алсу Ильдусовна

Выступление на семинар

Инновационные технологии  экологического образования дошкольников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида №8” НМР РТ

Выступление на семинар

Инновационные технологии  экологического образования дошкольников

Подготовила

Сабирова А.И.

г.Нижнекамск, 2017 год

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие к Нептуну», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Витаминный обед»  и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей республики, и всей планеты.

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное  или птица). Примеры объявлений:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! 

Следующий метод - Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции  в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», « «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному  ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра  «Береги природу». На столе или фланелеграфе  располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Айболит осматривает комнатные растения», « «Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка,   чувствительности  Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" (дети"один на один"общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву). Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.  Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я -сломанная ветка… », «Я- муравей… », «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии я нашла её решение в использовании современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

 Активно использую мультимедийные презентации либо уже готовые, либо готовлю их сама. На сайтах   http://planetadetstva.net/  -  Интернет журнал, http://www.moi-detsad.ru/  -  Всё для детского сада, http://dohcolonoc.ru/  -  Сайт для воспитателей детского сада можно найти много готовых презентаций на экологическую тематику, которые я применяю при проведении занятий. Современные цифровые технологии и Интернет помогли мне собрать богатый иллюстративный и информационный материал о растенияхживотных, явлениях природы. Использование компьютера помогло мне значительно изменить предметно-пространственную среду в группе. Подготовлены презентации «Природные достопримечательности Адыгеи», «Красная книга Адыгеи», «Правила поведения в природе», которые используются на занятиях.

В формировании экологический понятий  я использую интерактивные ресурсы по экологии для дошкольников. Например: интерактивная игра «Конструируем экологические знаки. Особенности леса». Используя материалы ресурса, каждый ребенок может самостоятельно создать свой макет экологического знака (разрешающего, запрещающего, предупреждающего) и в дальнейшем использовать его в познавательной игре, посвященной обитателям леса – животным и птицам, лесным растениям, грибам и ягодам.

Интерактивная игра "Что где растёт?» где нужно соотнести различные плоды растений, хорошо знакомые всем нам: различные фрукты, ягоды, овощи, злаки, грибы с изображениями, где они моги вырасти.

Метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. 

В экологическом образовании дошкольников используются разные модели: предметные модели -интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.). Самая распространенная  предметная модель – это глобус. Он позволяет иметь элементарное  географическое представление о планете детям старшего дошкольного возраста, который мы сами сделали с детьми из простого мяча и используем его для того, чтобы отмечать на нем разные объекты. Другая  традиционная модель в нашем детском саду– это аквариум с рыбами, который имитирует природный водоём и является моделью экосистемы.

При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

С детьми мы также сделали модель  «Природный мир». Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др..), это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир», «Лес», «Времена года» и др.

Познание дошкольниками явлений природы  или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т.е. экспериментирования. Используя предметы-заместители дети  делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.  

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе.  Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т.д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста  и развития лука, фасоли.

Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует  глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников  к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас,  используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян, уход за аквариумными рыбками, и т.д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий , персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки»

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, солнышко - желтое, ягодка красная. Позже можно усложнить или заменить другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Например, лиса состоит из оранжевого треугольников и круга, волк - серый треугольник, солнце летом- полный жёлтый круг, а в холодное время года- жёлтый полукруг, ветер летом тёплый, это красные стрелочки, а зимой- синие стрелки и т.д. Наряду с уже имеющимися мнемотаблицами я предлагаю детям самим нарисовать свои таблицы, и дети успешно справляются с таким заданием.

Проектно- исследовательская деятельность также частью моей работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Предметно-пространственная среда в моей группе содержит и материалы для опытно-исследовательской деятельности: емкости для экспериментирования; лупы для рассматривания в увеличенном виде разных объектов; материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом (краски, соль, сахар, мыло, пластмассовые стаканчики); семена для посадки и проращивания; (фасоль, горох, кукуруза и др.); земля, глина, песок.

        Провели с детьми ряд опытов с воздухом: "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха", используя лабораторную посуду, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глину, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

Большой интерес вызывают у детей проект- «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого мы познакомились со свойствами войны с помощью простых экспериментов. Реализуя  проект «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах ( в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом.

   Один из проектов, успешно реализованных в моей группе,  является проект «Очистим планету от мусора». Работу над проектом  мы начали с уборки территории детского сада. Весь мусор - пластиковые бутылки, металлические банки, бумагу, кусочки стекла, пластиковые пакеты- мы сложили ведро и отнесли в мусорные баки.  После беседы с детьми решили провести эксперимент –закопать найденный мусор в землю и посмотреть , что с ним произойдет через некоторое время. Мусор захоронили в подготовленные ямки с определенной маркировкой.
        Дети с большим интересом ждали момента, когда можно будет откопать спрятанный мусор. Перед тем, как откопать ямки через месяц, мы выдвинули разные гипотезы, что может произойти с закопанным мусором, затем откопав, сравнили совпадение гипотез с тем, что произошло в реальности.

 Ребята увидели, что практически ничего с пластиковой и стеклянной тарой не произошло. Соответственно делаем вывод, что нельзя выбрасывать такие отходы в природе, поскольку они будут долго храниться, портить окружающую природу. Затем сделали агитационный плакат на соответствующую тему и конкурс рисунков «Сбереги нашу природу!».

Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистоту воздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада: первый - недалеко от проезжей части, второй - возле прогулочной зоны, третий - в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый. Детей такой эксперимент очень впечатляет.

В результате применения таких форм и методов  экологического воспитания могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новых инновационных форм  дети могут применить при проведении  экспериментально- исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием играют в «экологов»,  «учёных», «лаборантов»,  понимают на практике о вреде мусора для экологии.

Дети активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения. стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.  

В нашем дошкольном учреждении экологические  акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. В группе реализованы акции «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц), «Ёлочка – зелёная иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»), «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

Список использованных источников:

  • Приказ Минобрнауки  России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 
  • Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  • Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
  • Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  • Николаева, С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов до школьных учреждений. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.
  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.
  • Танцырева Л. А. Метод проектов как инновационный способ экологического воспитания дошкольников [Текст] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 122–125. – ISBN 978-5-906626-69-1.

8.  Ситимова С.С. Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей: сборник – Майкоп: РИО РИПО «Адыгея», 1997.-с. 244: ил.

  •  Хавдок С.А., Хут С.Х., Хут Н.Х. Золотой сундучок: Хрестоматия для детских садов – На адыгейском и русском языках. – Майкоп: Адыг. респ. Кн. Изд-во, 2011.-416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре «Инновационный потенциал педагогов в реализации задач физического развития дошкольников»

Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.Основу методов физического воспитания составля...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ТЕМА: "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОУ"

laquo;Инклюзивное образования ДОУ»:ВКЛЮЧЕНИЕ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.2 слайд.В нашей группе 30 детей из них. 4 ребенка инвалида, 2 из них прошли ПМПК. С момен...

Выступление на семинар. «Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Выступление на семинар. «Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников»...

Выступление на семинаре. «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника»

Выступление на семинаре. Тема: «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника» (Тема теоретического семинара: «Современные п...

Выступление на семинаре «Развитие шахматного образования в ДОУ»

Выступление на семинаре «Развитие шахматного образования в ДОУ»по теме: «Программа «Феникс»...