Консультация "Сюжетно - ролевая игра, как условие коммуникативной компетентности дошкольников"
консультация

Белкина Маргарита Николаевна

Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Через сюжетно - ролевую игру ребёнок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Главными составляющими коммуникативной компетентности являются общение и речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра, как условие коммуникативной компетентности дошкольников

Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи».

Главными составляющими коммуникативной компетентности являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.

Недоразвитие коммуникативной функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Ведь при правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

      Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

      Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

      В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Пример сюжетно-ролевой игры, которая помогает воспитателям в развитии коммуникативной компетентности дошкольников:

     

Игра «Комплименты»

Цель: Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.

Оборудование. Маленький мячик.

Описание игры. Дети становятся в круг. Взрослый спрашивает, знают ли они что такое комплименты (приятные слова, которыми люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому, кто его получает. В ответ на комплимент в свой адрес ребёнок должен обязательно говорить«Спасибо, очень приятно!». Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит, например«Люба, какие у тебя сегодня красивые бантики!»

Обязательное условие – смотреть в глаза тому, с кем в данный момент говоришь.

      Обучить детей дошкольного возраста навыкам и умениям общения нелегко – нет определенной системы. К тому же, нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, каждый получает разное воспитание в семье и общение его зависит от эмоционального развития, чувственного восприятия, от отношения ребенка к людям. Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности в будущем, но и условием сохранения культуры общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......

Тренинг: «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной компетентности у дошкольников»

Главными составляющими коммуникативной компетентности являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания....

Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:    «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...

Игры на развитие коммуникативной компетентности дошкольников

Подборка игр для развития коммуникативных способностей детей...

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спосо...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Консультация для воспитателей. Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Игра – основная деятельность дошкольника. Через игру дети постигают мир, учатся взаимодействовать, приобретают знания, умения и навыки.Существ...