Тематический досуг в старшей и подготовительной группах «День снятия блокады Ленинграда»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Щептева Татьяна Владимировна

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию тематический досуг в старшей и подготовительной группах, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда». Буду очень рада, если для вас данный конспект окажется пелезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 438 ДО «Юнтолово»

Приморского района  г. Санкт-Петербурга

Выполнила музыкальный руководитель:

Щептева Т. В.

2020 г.

Тематический досуг в старшей и подготовительной группах  

«День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

- расширять знания детей об истории родного города;

- расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду;

Развивающие:

- активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация);

- развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи;

- посредством музыки, стихотворений, изображений на экране, вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое;

- воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города;

- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Предварительная работа: Заучивание стихов и песен о блокаде Ленинграда, беседы о блокаде.

Оборудование и материалы: проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда  и видами Санкт-Петербурга.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под музыку марша «Прощание славянки» В. И. Агапкина и садятся на стульчики.

Ведущий: Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

Сегодня мы с вами вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить нашему любимому городу и его жителям.

Как сейчас называется наш город?

Ответы детей: Санкт-Петербург.

Ведущий: А как раньше он назывался? Кто помнит?

Ответы детей: Ленинград.

Ведущий: Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени - 8 сентября.

Дети, посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение?

Слайд.

Ответы детей: круг, кольцо.

Ведущий: Правильно, так и говорили:«Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.

Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, это почти два с половиной года.

        В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Ответы детей: в городе начался голод.

Ведущий: Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день.

Слайд + показать кусочек хлеба.

        В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

        Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой. Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами.

        В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек. По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.

        Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла. Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища, а после отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома. В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

Дети слушают песню «Мама не плачь» (с метрономом и сиреной)

Ведущий: От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

Ведущий:

Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, что бы жить и бороться дальше.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Ведущий:

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

Ведущий:

Вместе со взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто взрывались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода, но все таки шли в школу.

        Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

Песня «Дети Блокады» - исполняют дети подготовительных групп.

Песня «Ленинградские мальчишки» - исполняют дети старших групп.

Ведущий: На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани.

Слайд с листками дневника.

Ведущий: Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами. Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Как вы думаете зачем они это делали?

Ответы детей: поднимали боевой дух солдат и т.д...

Ведущий: Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".

        Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили — эвакуировали, детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

На слайде грузовик, конный обоз и баржа.

Ведущий: Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Ведущий: 

И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только много лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Дети подготовительной группы читают стихотворение Веры Инбер:

Улицы, ограды, парапеты,
Толпы… Толпы… Шпиль над головой,
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.
Лица… Лица… Выраженье глаз.
Счастье… Радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, незнавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях которяй
Выстоял. Сражался. Победил.

Ведущий: С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери-Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”.

Слайды памятников.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

Ведущий: За мужество и героизм наш город получил звание «Города-героя». Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград. Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле, будем любить наш прекрасный город Санкт – Петербург и делать его ещё краше.

Дети подготовительной группы поют песню «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

Дети старших групп ее слушают и под нее уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

Непосредственная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе...

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе...

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе...

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе

       Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- ...

Проект для детей подготовительной группы "День снятия Блокады Ленинграда"

Проект для детей подготовительной группы "День снятия Блокады Ленинграда" Ссылки на просмотр роликов по итогам работы:https://vk.com/wall-212446883_2157  видеоролик о работе по про...

Тематическое занятие в старшей группе «День снятия блокады Ленинграда»

Беседа с детьми о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....

Беседа с детьми в подготовительной группе день снятия блокады Ленинграда

Беседа с детьми в подготовительной группе день снятия блокады Ленинграда...