" ПРАВО НА СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО"
статья

Чайлян Олеся Сергеевна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_schatlivoe_detstvo.odt33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Право на счастливое детство

Право на детство?

В детстве, когда я был маленьким, я был уверен, что детство есть у всех детей. Ребенок и детство - это синонимы. Пока ребенок маленький, у него идет детство, и лучше всего счастливое, безмятежное детство, где есть игрушки, возможность поиграть и побаловаться, поиграть в то что хочется и сколько хочется. Право на детство - естественное право любого ребенка. Это - естественно. Да?

Детство, как его стали понимать сейчас - очень неудачная придумка. Если ребенок в самые первые годы запечатлел идею, что счастье в том, чтобы играться и ничего не делать, то это плохая идея. Если он усвоил, что "раз он ребенок", то ему должны покупать кока-колу и киндер-сюрприз, то он привыкает, что его все должны обслуживать. Если он привык чуть что сразу плакать и требовать всего, что ему захотелось, он с нашей помощью приобрел плохой характер. Если он оказался центром мира, вокруг которого крутятся бабушка, мама и папа - то такой ребенок уже не захочет становиться взрослым. Действительно, зачем ему отказываться от счастья быть маленьким, которого обслуживают все эти дураки взрослые? Зачем ребенку взрослеть? Дети - умные, и если можно оставаться маленьким, чтобы получать все блага жизни, умные дети остаются маленькими. То есть паразитами, привыкшими жить за чужой счет.

И даже когда жизнь будет заставлять наших детей взрослеть, они будут тяжело вздыхать, вынужденные все-таки где-то работать с понедельника по пятницу, и ждать выходных, чтобы вернуться в счастливое детство, чтобы наконец ничего не делать, развлекать себя и смотреть телевизор. Ведь счастье - это развлекаться и ничего не делать, правда? Счастье - это ни о чем не думать. Счастье - это есть то, что хочется и выпить то, от чего тебя сейчас станет очень хорошо. Ведь мы имеем право на счастье, правда? Если им скучно, они ждут, что их кто-то развеселит. Когда они попадают в неприятности, они расстраиваются и ждут, что за них все их проблемы кто-то решит. Они жалеют себя сами и ищут тех, кто будет их жалеть. Как в детстве!

Родители, зачем вы закладываете такую мину под жизнь своих детей?

Счастливое детство - это плохая придумка. В детстве нужно ребенка не снабжать счастьем, а готовить базу для того, чтобы он становился человеком: учился уважать старших, учился быть старшим и начинал понимать, что жизнь - это работа. А счастливая жизнь - это любимая работа. Правильное детство - это время, когда ребенок учится, а не учится бездельничать. Это время, когда он учится сам завязывать шнурки, а не учится ныть, чтобы шнурки ему завязала мама. Это время, когда ваша обязанность не развлекаться ребенком, а готовить его к будущему. Не жалеть его несчастного, когда он упал и прямо поцарапал себе коленку, а учить его не плакать, когда он сталкивается с трудностями.

Смотрите на ребенка не как на игрушку, а как на своего будущего сотрудника. Как на того, кто, повзрослев, возглавит вашу фирму. Учите его сейчас, пока ему 4 года, - думать, не врать и отвечать за свои поступки. Учите старшего брата заботиться о младшем брате и сестре, и не просто заботиться - а отвечать за них. Учите младших слушаться старших, учите младшего брата и сестру слушаться старшего брата, потому что воля, как способность выполнять свои же распоряжения, начинается с того, что вы научились выполнять распоряжения других старших.

Готовьте детей к жизни, а не к игре в песочнице.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

  1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
  2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
  3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
  4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

  1. Любить ребенка таким, каков он есть.
  2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
  3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
  6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.
  7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
  8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите прав ребенка от всех рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения.

Педагоги проводят наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

  • информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
  • трансляция родителям положительного образа ребенка;
  • работа по коррекции детско-родительских отношений.

Для педагогов и родителей важно знать, что психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в его адрес в словесной форме;
  • замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

  • признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
  • индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
  • использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
  • определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Для изучения педагогом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.

Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.

Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.

Памятка воспитателю

В детском саду нельзя:

  • кричать на детей, наказывать,
  • выставлять поступки ребенка на всеобщее обозрение,
  • упрекать ребенка,
  • читать нотации,
  • унижать ребенка,
  • приходить к детям с плохим настроением,
  • распространять конфиденциальную информацию,
  • обсуждать с родителями поведение не их ребенка.

Памятка для родителей:

Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, принимали таким, какой он есть, не нарушали его личных границ, не оценивали, сотрудничали и конструктивно общались с ним. Тогда он сможет быть самим собой, работать над своими недостатками, реализовывать себя и развивать свои способности.

Все это нужно любому, но ребенку это необходимо для выживания и здорового роста. Рассмотрим подробнее:

1. Любовь. Невозможно любить «слишком»: для ребенка любви много не бывает. Безусловная любовь матери к ребенку создает базовое доверие к миру, которое является основой формирования здоровой личности.

2. Безусловное принятие. Этот термин ввела известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер. Принимать – значит любить просто так, без всяких условий. Потому что ты есть, и ты такой, какой есть! Можно иногда злиться, быть недовольным, не соглашаться, обижаться, ссориться, но при этом все равно любить! И ребенок обязательно должен это знать!

3. Уважение. Уважайте личность ребенка, его индивидуальные особенности и его мнение. Несмотря на то, что он еще мал, он имеет право на собственное мнение и участие в обсуждении различных вопросов, например семейных.

4. Конструктивная критика. Для ребенка очень важно мнение родителей о нем. Таким образом он строит свою самооценку и образ себя. Поэтому так важно удерживаться от негативной оценки самого ребенка, а не его поступков, от неконструктивной критики и ярлыков. Душевные раны от такого отношения остаются надолго.

5. Границы. Ребенок растет и нуждается в собственном опыте. Он должен становиться независимым, осваивать пространство и территорию, устанавливать свои границы. Поэтому так важно не увлекаться запретами и поощрять самостоятельность и инициативу. Важно больше хвалить и не ругать за ошибки. Нельзя научиться чему-то, не совершив никаких ошибок!

6. Сотрудничество и конструктивное общение. Ребенок растет с доверием к миру, когда самые важные в его жизни взрослые идут на диалог с ним, общаются на равных, признавая его, уважая и договариваясь, когда родители дают ему возможность выражать любые чувства и также открыты в выражении своих чувств. Тем самым они учат его строить здоровые отношения с людьми, конструктивно общаться и сотрудничать.

Это универсальные правила отношения к человеку подходят как для взрослых, так и для детей. Но есть еще некоторые условия, необходимые для счастливого проживания своего детства ребенком. Чтобы ребенок правильно взрослел, был здоров и счастлив, родителям надо помнить еще о не менее важных условиях.

1. Участие в жизни ребенка. Как можно больше времени будьте с ребенком, особенно в первый год жизни. Не считайте время, проведенное с ним, пустым и бесполезным. Общайтесь с ним, играйте, читайте, гуляйте, дурачьтесь. Чаще обнимайтесь (не менее восьми раз в день), не бойтесь выражать ласку и заботу. Все это очень важно. Это все – в копилку взрослой счастливой жизни вашего ребенка!

Психологи советуют родителям всегда знать ответ на три вопроса: где мой ребенок? с кем мой ребенок? что делает мой ребенок?

2. Устанавливайте правила. Любовь и принятие ребенка не означает вседозволенности. Вводите правила поведения и взаимодействия с людьми и при этом будьте тверды и последовательны! Пусть ваше «нет» будет «нет», а «да» – «да»! И когда вы принимаете какое-то решение, постарайтесь по возможности доступно объяснить его ребенку.

3. Конечно, избегайте физических наказаний!

Воспитать счастливого ребенка непросто. Нельзя обеспечить ребенка всеми материальными благами мира. Но это и не нужно! Ребенку нужна ваша любовь и внимание, и ребенок это оценит. Став взрослым, он будет благодарен вам за свое счастливое детство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребенок имеет законное право на счастливое детство.

В преддверии праздника наш детский сад «Звездочка» провел день открытых дверей по теме «Права ребенка»....

Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохра...

Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье»

Содержание программы:Пояснительная записка.Цель, задачи, сроки программы Направления,формы работы.Ожидаемые результаты программы.Пояснительная записка.    Важнейшим критерием опред...

5 правил счастливого детства.

Как сделать своего ребенка счастливым?...

Программа "Право на счастливое детство"

Цель Программы "Право на счастливое детство" достигается через решение следующих задач:привлечение внимания к актуальности проблемы насилия в обществе, семьях воспитанников;проведение ...