Значимость формирования знаний о птицах в контексте нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста (выступление на пед. совете)
материал (старшая группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Выступление на педсовете в рамках обобщения опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_znachimost_znaniy_o_ptitsah.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Значимость формирования знаний о птицах в контексте нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста

Набережнева Светлана Дмитриевна, воспитатель

ДЕТСКИЙ САД 63,

г. Киселёвск, Россия

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять  потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных животных или растений. Каждое из них выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Ознакомление дошкольников с природой - это и одно из средств формирования у них реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. «Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий». Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Первоисточником таких знаний являются родители. Но, к сожалению, время общения современного ребенка-дошкольника с родителями не велико. По разным причинам многие родители (особенно молодые) забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка. К тому же, по данным статистики, более 56% дошкольников больше общаются с компьютером или телевизором, чем с родителями. Их интеллектуальные, познавательные потребности угасают, так как ребенок не общается, не размышляет - у него отсутствует эмоциональное переживание, волевые усилия. Поэтому на воспитателей ДОУ ложится большая ответственность за формирование миропредставления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация детей дошкольного возраста (выступление на Педагогическом совете)

В материале раскрыты вопросы: 1) индивидуализация детей дошкольного возраста; 2) формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников....

«Формирование нравственно-экологической позиции у детей дошкольного возраста»

Выступление из  опыта работы«Формирование нравственно-экологической позиции  у детей дошкольного  возраста»...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Доклад к Педагогическому совету

Образовательная цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного врзраста состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказк...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....

Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 15.10.2021г....