Игры на развитие творческого мышления, коммуникативных способностей и памяти
материал

Вяткина Оксана Николаевна

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_i_pamyati.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития- детский сад» №27 «Родничок»

Игры на развитие творческого мышления, коммуникативных способностей и памяти

Составитель:

воспитатель

 Оксана  Николаевна  Вяткина

Игры на развитие творческого мышления

Волшебные кляксы

  Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди говорят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе или ее отдельных частях.

   Выигрывает тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.

Рифмы

Взрослый называет детям какой- нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: великан- барабан, карман, пеликан; колечко- крылечко и т.д.

Собери фигурки

Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок).

  Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных сказочных предметов или сказочных персонажей, которые можно сложить из этих фигурок: домик для поросят, дворец, тыква и т.д. Ребенку показывают картинку, а он складывает нарисованный  на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.

Рисуем

Детям предлагается дорисовать неоконченные изображения. Найти как можно больше самых разных оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и т.п. или какое- либо явление (например, вода: купаться, пить, варить, стирать и т.д.)

Составьте изображение

Вариант 1. Из пластмассовых, деревянных или картонных разноцветных геометрических фигур надо составить как можно больше разных стилизованных изображений.

Вариант 2. Из разноцветных пластмассовых крышек от пластиковых бутылок составлять различные узоры, изображения различных предметов.

КАРТАТЕКА ИГР НА

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Формирование коммуникативности- важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр.

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

   Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

   Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1.Обогнуть «широкое озеро».

2.Спрятаться от диких животных.

3.Подняться со стула.

4.Пробраться через «дремучий лес».

    Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

      Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником  и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или « Если бы у тебя был Цветок- семицветик, какое бы желание ты загадал?».

      Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по- моему, вели.

Вели, чтобы…

    В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся. Опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Волшебный букет цветов

Цель: учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети: Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель: Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети: цветов.

Воспитатель: не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной.

А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

  Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети: Веселое, счастливое.

Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игра «Дотронься до…»

    Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

 

Если «да»- похлопай, если «нет»- потопай

 Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопать ногами, если утверждение неверно.

- Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

- Саша отнял игрушку у Пети и побил его. Петя поссорился с ним».

-Лене очень нравился зайчик, поэтому она играла с ним».

Ау!

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто- то из детей кричит ему: «Ау!»- и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

   Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровые правила. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Игры- ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

 Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

  1. Два мальчика поссорились- помири их.
  2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы- попроси его.
  3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка- пожалей его.
  4. Ты очень обидел своего друга- попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
  5. Ты пришёл в новую группу- познакомься с детьми и расскажи о себе.
  6. Ты потерял свою машинку- подойди к детям и спроси, не видели ли они её.
  7. Ты пришел в библиотеку- попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
  8. Ребята играют в интересную игру- попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
  9. Дети играют, у одного ребенка нет игрушки- поделись с ним.
  10. Ребенок плачет- успокой его.
  11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке- попроси товарища помочь тебе.
  12. К тебе пришли гости- познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
  13. Ты пришел с прогулки проголодавшийся- что ты скажешь маме или папе,  бабушке.
  14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул.- Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Коврик примирения

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

 Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Разговор через стекло

Цель: развить умение, мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», « Я хочу пить»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Закорючка

Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

     Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения.

   Первый игрок: берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой- нибудь предмет или животное, растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяются победители игры.

Небоскрёб

Цель: Развитие умения договариваться, работать в команде.

Количество играющих: 5-6 человек

Необходимые приспособления: складной метр, 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешиваться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению- это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу- от развала.

Слепой и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие положения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности  (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощения (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Развиваем память. Игры для дошкольников.

«Давай придумаем сказку»

  Задача игры- развивать слуховую память дошкольника, увеличивать объем запоминания.

  Предложите ребенку вместе придумать свою сказку. Взрослый говорит первое предложение, например: «встретились однажды лисичка и ёжик». Ребенок должен придумать второе предложение, по смыслу продолжающее первое. И так по очереди, пока не получится полноценная сказочная история. Можно играть перед сном, в дороге или на прогулке.

«Маленькие обезьянки»

Задачи игры- развивать зрительную память дошкольника.

Предложите ребенку ненадолго превратиться в обезьянку. Что у обезьянки получается лучше всего? Повторять и передразнивать. Взрослый совершает какие-то действия, а ребенок должен посмотреть, а затем по памяти в точности воспроизвести эти действия. Например, можно собрать что-то из конструктора, слепить из пластилина, станцевать или написать на доске мелом.

«Запомни цепочку»

Задача игры- развивать слуховую память дошкольника.

  Взрослый называет слово. Ребенок повторяет это слово и добавляет к нему какое- то своё. Взрослый называет первые два слова и добавляет третье. И так по очереди, пока ребенок справляется запоминать последовательность. Если играет больше двух участников, слова называют все по очереди, повторяя при этом все предыдущие. Кто запомнит самую длинную цепочку, тот и победил.

«Потерялась пара»

Задача игры- развивать смысловую память дошкольника.

Взрослый называет ребенку слова попарно. Слова в паре должны подходить друг другу по смыслу. Важно предупредить дошкольника, что пары нужно запоминать. Далее взрослый повторяет только первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Если дошкольник справляется легко, можно усложнить игру: называть пары слов, которые по смыслу совершенно не подходят друг другу.

Примеры пар для легко уровня игры: кубики- играть, ложка- есть, машина- дорога, ягода- клубника, лето- жара, вода- пить, карандаши- рисунок, пластилин- лепить, ёжик- иголки.

Примеры пар для сложного уровня: окно- собака, лес- нога, солнце- бежать, книга- стул, облако- играть, день- цифры, машина- стоять, песня- мыло, осень- новый.

«Слушай и делай»

Задача игры- развивать двигательную память дошкольника.

Взрослый называет движение, но не показывает их. Например: «присесть два раза», «прыжок-  хлопок». Ребенок должен послушать и показать эти движения в правильной последовательности. Чем старше дошкольник, тем больше движений можно называть в одной связке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"

Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"...

ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Педагогический совет по теме: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»

Педагогический совет по теме: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности"...

«Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрального искусства»

В качестве развивающей среды мною в моей работе была выбрана театрализованная деятельность. Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми, - это развитие творческих и коммуникативных способносте...

Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....