Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
методическая разработка (подготовительная группа)

Матыцына Елена Александровна

Месяц

 

Тема

Цель

Предварительная работа

Материалы

Сентябрь

 

1 неделя

«История жизни человека на Южном Урале»

Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала людьми; о расселении первобытных людей.

Способствовать знакомству детей с понятиями «бронзовая», «медная» эпохи.

Формировать представление детей о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии; появлении городов-крепостей в эпоху бронзы; сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).

 

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

 

Иллюстрации с изображением заселения первобытных людей; городов-крепостей: первых рисунков людей.

Книга-альбом «Челябинская область».

2 неделя

«Человек и его семья»

Обеспечить ознакомление детей со смысловым значением слова «семья», состав семьи.

Способствовать знакомству с особенностями взаимоотношений между членами семьи; традициями в семье.

Пробудить чувства уважения к своим родителям.

Рассматривание альбомов «Моя семья».

Составление рассказов о своей семье.

Чтение  рассказов, стихотворений о семье.

Разучивание стихотворений о маме, папе.

Слушание музыкальных произведений и исполнение песен  о семье, маме,папе.

Альбомы для рассматривания «Моя семья».

Картотека загадок, стихотворений о семье.

3 неделя

НОД «Русские матрешки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие интереса к истории и традициям народной культуры, приобщать к русскому народному прикладномц искусству.

 

 

Рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которые являются матрёшки.

Образцы матрёшек; бумажный силуэт матрёшки, краски, акварель, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

4 неделя

«Каменных дел мастер»

 

Знакомство со сказами уральского писателя П.П.Бажова

 

 

 

 

 

Экскурсия в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12. г.Челябинск  (Знакомство с библиотекой, с писатеолями Южного Урала)

Обеспечить ознакомление детей с изделиями резчиков по камню, с уральскими промыслами – резьба по камню.

Способствовать развитию художественного вкуса.

Пробудить чувства гордости за умельцев родного края.

 

 

 

 

 

 

Познакомить детейс творчеством уральских писателей

 

Чтение П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Рассматривание поделок из камня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление макета «Хозяйка медной горы»

 

Выставка поделок из камня (статуэтки, украшения, картины).

 

Октябрь

1 неделя

«Человек и мир вокруг»

 

 

 

Формировать представление детей о народном представлении космоса, мира, природы.

Обеспечить ознакомление детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.).

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Слушание песен народов Южного Урала.

Альбом «Челябинская область.

Иллюстрации по данной теме.

Фонотека песен народов Южного Урала.

2 неделя

 

«Жилище семьи»

 

 

Обеспечить ознакомление детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства нового дома. Выбор места строительства. Выбор времени строительства.

Способствовать ознакомлению с названиями и назначением частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

 

 

альбом «челябинская область».

Иллюстрации с изображением строительства жилища, частей жилища.

3 неделя

«Пестушки, потешки, прибаутки»

 

 

Систематизировать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.

Способствовать развитию умения выделять в тексте образные средства языка.

способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

Рассматривание книг с потешками, прибаутками, пестушками  с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к потешкам.

Инсценировать потешки.

Чтение потешек, прибауток, пестушек.

Картотека пестушек, потешек, прибауток.

Книги  потешек, прибауток ,пестушек  с иллюстрациями.

 

4 неделя

««Достопримечательности моего города»

 

 

 

 

Воспитывать чувства любви к родному городу.

Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе.

Прививать детям интерес к истории родного края

 

 

Беседы, обсуждение по теме. Выпуск газеты «Любимый уголок города». Чтение рассказов и сказок о природе.

Дидактические игры «Найди объект», «Кто быстрее», «Знаешь ли ты Челябинск?»,

Картотека стихов о г.Челябинске

Иллюстрации с изображением г. Челябинска.

 

Ноябрь

1 неделя

 Развлечение: «День Народного единства»

 

 

 

Познакомить детей с праздником –«День народного единства»,  и историей его возникновения

Разучивание стихов и песен к данному мероприятию

Иллюстрации по данной теме.

 

2 неделя

«Государственные символы»

 

 

 

 

Знакомить детей с символами России и городов..Формировать уважительное отношение к государственным символам .

Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России.

Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

 

Беседы, проблемные ситуации по теме.

Настольно-печатные игры «Создай свой герб», домино «Гербы городов России», мозаика «Собери герб»; дидактическин игры «Историческое лото», «Одень куклу в национальный костюм», «Собери пейзаж», «Четвертый лишний»; подвижные игры - русские народные игры - «Гори, гори ясно», «Плетень», «Лапоть», «Дрема».

 

Пазлы , настольные игры

3 неделя

«Небылицы»

Добиться уточнения представления о жанровых особенностях небылиц.

способствовать развитию умения рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.

Обеспечить развитие умение придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.

Способствовать развитию чувства юмора.

 

 

Рассматривание книг с небылицами  с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к небылицам

Инсценировать небылицы.

Чтение народных небылиц и авторских К. Чуковского, Д. Хармса.

Книги с небылицами  с иллюстрациями.

Картотека небылиц.

4 неделя

«Мастера чугунного литья»

 

 

 Развлечение «День Матери»

 

Обеспечить ознакомление детей с городами Урала (Куса, Касли) их геральдикой.

Способствовать знакомству с художественным литьем из чугуна.

 

Способствовать активному вовлечению родителей, создать атмосферу тесного сотрудничества, положительного психологического настроя

Рассматривание иллюстраций с изображением каслинского литья.

 

 

 

Разучивание стихов и песен

Иллюстрации с изображением геральдики городов Касли, Куса.

Выставка изделий каслинского литья.

Декабрь

1 неделя

«Человек и природа Южного Урала»

Способствовать ознакомлению детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная.

Обеспечить знакомство детей с названиями  некоторых природных объектов (озер, рек, гор,др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

Способствовать ознакомлению детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.

Подвести к мысли, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей.

 

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Чтение легенд об озерах, реках, горах Южного Урала.

Чтение стихотворений о природе Южного Урала.

 

Иллюстрации с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Картотека художественного слова о природе Южного Урала.

Легенды об озерах, реках, горах Южного Урала.

Презентация «Животный и растительный мир Южного Урала», «Реки, озера, горы Южного Урала».

2 неделя

«Особенности взаимоотношений в семье»

Обеспечить знаниями детей о народных особенностях режима семьи.

Способствовать ознакомлению детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) – хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботиться о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц, стих-ний о семье.

 

3неделя

НОД «Городецкая роспись»

Создание образа городецкого узора на разделочной доске

Беседа об истории народных промыслов ,рассматривание изделий декоративно- прикладного искусства

Изделия народных промыслов (городецкая). Образцы работы.

4 неделя

«Что дает нам край родной»

 

 

 

 

 

Способствовать обобщению и закреплению знаний детей по народным промыслам Южного Урала.

Обеспечить закрепление умения различать работу резчиков по камню, златоустовскую гравюру, художественное литью из чугуна.

 

 

Рассматривание карты и атласа Челябинской области.

Рассматривание иллюстраций народных промыслов Южного Урала.

Карта  или атлас Челябинской области. Иллюстраций и изделия  народных промыслов Южного Урала.

Январь

1 неделя

«Календарные обряды»

 

 

 Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.

Формировать представление детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.

 

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

2 неделя

«Предметы быта и утварь»

 

 

 Конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма.

Способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили.

Обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье.

 

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

3 неделя

«Докучные сказки»

Добиться уточнение знаний детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.

Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.

Вызвать желание рассказывать докучные сказки.

Способствовать развитию чувства юмора.

 

Чтение докучных сказок.

Картотека докучных сказок с иллюстрациями.

4 неделя

«Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Февраль

1 неделя

«Человек и природа»

Обеспечить сведениями о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» - лова, обозначающие условия жизни любого народа.

Помочь понять детей, что родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями.

Обеспечить ознакомление детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье,с людьми, с природой.

 

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение фольклора народов Южного Урала.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека фольклора народов Южного Урала.

2 неделя

«Семья и домашнее хозяйство»

Способствовать формированию у детей знаний о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье.

Вызвать желание детей принимать участие в домашнем хозяйстве

 

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц и поговорок о труде.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц и поговорок о  труде.

3 недля

НОД «Башкирская юрта»

Познакомить детей  с особенностями быта башкир, с юртой закрепить знания особенностях башкирского орнамента

Рассматриание альбома, «Культура башкирского народа»беседа о жизникоренных жителей башкир. Об их быте, основных занятиях

 

 

Изображение внешнего и внутреннего строения убранства юрты, вариативные образцы башкирского орнамента

4 неделя

«Город Миасс – частица Челябинской области»

Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.

Способствовать активизации, понятия «Область», «карта».

Пробудить чувства гордости за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края.

Составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области.

Чтение художественной литературы о родной крае.

Иллюстрации о природе родного края.

Карта Челябинской области.

Художественной литературы о родной крае.

Март

1 неделя

«Город Челябинск – моя Родина»

Обеспечить закрепление детей знаний – название города, свой домашний адрес.

Способствовать расширению и обогащению знаний детей о родном городе.

Обеспечить ознакомление детей с геральдикой города.

Пробудить чувства гордости за «малую» Родину.

Рассматривание открыток, фотографий о Челябинске

Чтение и заучивание стихотворений миасских поэтов.

 

Открытки, фотографии о Челябинске

Картотека  стихотворений миасских поэтов. 

2 неделя

«Сила семьи в ее родне»

Способствовать формированию представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные  с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

Обеспечить знакомство детей со значением слов «родня», «родственник», «племянник», «племянница», «двоюродный».

Способствовать формированию добросердечного, дружелюбного отношения к родственникам.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц, стих-ний о семье.

 

3 неделя

Экскурсия в областной краеведческий музей по программе «В гостях у Марьюшки»

 

Театрализованное музейное меропртятие, знакомит детей с традиционным русским бытом, формирует представление об устройстве крестьянской избы, традиционных методов ведения домашнего хозяйства, воспитывает интерес и уважение к народной культуре. В конце занятия дети делают птичку из соленого теста

Рассматривание иллюстраций о русском быте, их жилище

Картотека альбома  с иллюстративным материалом.

4 неделя

«Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Апрель

1 неделя

«Южный Урал – моя Родина»

Способствовать расширению представления  детей о месторасположении города и области.

Обеспечить ознакомление детей с  понятиями «область», «карта», «Южный Урал».

Способствовать расширению представления о родине не как о городе и крае, а как о регионе.

Пробудить  чувство гордости  за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края, составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области. Чтение

 

Иллюстрации о природе родного края.

Картотека художественного слова о природе родного края. Карта Челябинской области

2 неделя

«Здоровье – успех и богатство семьи»

Обеспечить ознакомление детей  с народными домашними способами лечения больных в семьях.

Способствовать представлению детей о народном закаливание в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Заучивание пословиц о здоровье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц о здоровье

3 неделя

Посещение мастер класса в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12 «Народная кукла»

 

Способствовать  приобщению детей  к устному народному творчеству – сказкам.

Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.

Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление народной куклы

Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Посещение музея «У марьюшки в гостях, рассматривание альбомов русская народная игрушка,чтение пословиц и поговорок

Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.

Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам.

Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трёх размеров,синтепон , нитки

4 неделя

«Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Май

1 неделя

«Весна Победы»

1 неделя

«9 мая- день Победы»

 

 

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам великой отечественной войны, желание заботиться о них.

Рассказать детям, как чтят память погибших героев в мирное время, воспитывать чувство гордости за тех, кто защищал наше будущее от врагов.

Продолжать знакомство с городами героями.

 

 Чтение литературных произведений о войне.

Дидактические игры «Военные профессии», «Роды войск», « Времена года», «Подбери признаки весны» ; коммуникативные игры « Повтори за мной», « Запомни и воспроизведи», « Назови приметы»; сюжетно-ролевые игры «Армейские будни», « Тренировка солдат»; подвижные игры «Весна-красна», «Быстрее, выше, сильнее»

 

Игры , пазлы

2 неделя

«Калейдоскоп устного народного творчества» - итоговое занятие

Способствовать  приобщению детей  к устному народному творчеству – сказкам.

Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.

Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

 

Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.

Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам. Иллюстрации к сказкам.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы Е.С.Бабуновой «Наш дом – Южный Урал»

Месяц

Тема

Цель

Предварительная работа

Материалы

Сентябрь

1 неделя

«История жизни человека на Южном Урале»

Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала людьми; о расселении первобытных людей.

Способствовать знакомству детей с понятиями «бронзовая», «медная» эпохи.

Формировать представление детей о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии; появлении городов-крепостей в эпоху бронзы; сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации с изображением заселения первобытных людей; городов-крепостей: первых рисунков людей.

Книга-альбом «Челябинская область».

2 неделя

«Человек и его семья»

Обеспечить ознакомление детей со смысловым значением слова «семья», состав семьи.

Способствовать знакомству с особенностями взаимоотношений между членами семьи; традициями в семье.

Пробудить чувства уважения к своим родителям.

Рассматривание альбомов «Моя семья».

Составление рассказов о своей семье.

Чтение  рассказов, стихотворений о семье.

Разучивание стихотворений о маме, папе.

Слушание музыкальных произведений и исполнение песен  о семье, маме,папе.

Альбомы для рассматривания «Моя семья».

Картотека загадок, стихотворений о семье.

3 неделя

НОД «Русские матрешки»

Развитие интереса к истории и традициям народной культуры, приобщать к русскому народному прикладномц искусству.

Рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которые являются матрёшки.

Образцы матрёшек; бумажный силуэт матрёшки, краски, акварель, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

4 неделя

«Каменных дел мастер»

Знакомство со сказами уральского писателя П.П.Бажова

Экскурсия в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12. г.Челябинск  (Знакомство с библиотекой, с писателями Южного Урала)

Обеспечить ознакомление детей с изделиями резчиков по камню, с уральскими промыслами – резьба по камню.

Способствовать развитию художественного вкуса.

Пробудить чувства гордости за умельцев родного края.

Познакомить детейс творчеством уральских писателей

Чтение П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Рассматривание поделок из камня.

Изготовление макета «Хозяйка медной горы»

Выставка поделок из камня (статуэтки, украшения, картины).

Октябрь

1 неделя

«Человек и мир вокруг»

Формировать представление детей о народном представлении космоса, мира, природы.

Обеспечить ознакомление детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.).

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Слушание песен народов Южного Урала.

Альбом «Челябинская область.

Иллюстрации по данной теме.

Фонотека песен народов Южного Урала.

2 неделя

«Жилище семьи»

Обеспечить ознакомление детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства нового дома. Выбор места строительства. Выбор времени строительства.

Способствовать ознакомлению с названиями и назначением частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

альбом «челябинская область».

Иллюстрации с изображением строительства жилища, частей жилища.

3 неделя

«Пестушки, потешки, прибаутки»

Систематизировать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.

Способствовать развитию умения выделять в тексте образные средства языка.

способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

Рассматривание книг с потешками, прибаутками, пестушками  с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к потешкам.

Инсценировать потешки.

Чтение потешек, прибауток, пестушек.

Картотека пестушек, потешек, прибауток.

Книги  потешек, прибауток ,пестушек  с иллюстрациями.

4 неделя

««Достопримечательности моего города»

Воспитывать чувства любви к родному городу.

Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе.

Прививать детям интерес к истории родного края

Беседы, обсуждение по теме. Выпуск газеты «Любимый уголок города». Чтение рассказов и сказок о природе.

Дидактические игры «Найди объект», «Кто быстрее», «Знаешь ли ты Челябинск?»,

Картотека стихов о г.Челябинске

Иллюстрации с изображением г. Челябинска.

Ноябрь

1 неделя

 Развлечение: «День Народного единства»

Познакомить детей с праздником –«День народного единства»,  и историей его возникновения

Разучивание стихов и песен к данному мероприятию

Иллюстрации по данной теме.

2 неделя

«Государственные символы»

Знакомить детей с символами России и городов..Формировать уважительное отношение к государственным символам .

Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России.

Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Беседы, проблемные ситуации по теме.

Настольно-печатные игры «Создай свой герб», домино «Гербы городов России», мозаика «Собери герб»; дидактическин игры «Историческое лото», «Одень куклу в национальный костюм», «Собери пейзаж», «Четвертый лишний»; подвижные игры - русские народные игры - «Гори, гори ясно», «Плетень», «Лапоть», «Дрема».

Пазлы , настольные игры

3 неделя

«Небылицы»

Добиться уточнения представления о жанровых особенностях небылиц.

способствовать развитию умения рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.

Обеспечить развитие умение придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.

Способствовать развитию чувства юмора.

Рассматривание книг с небылицами  с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к небылицам

Инсценировать небылицы.

Чтение народных небылиц и авторских К. Чуковского, Д. Хармса.

Книги с небылицами  с иллюстрациями.

Картотека небылиц.

4 неделя

«Мастера чугунного литья»

 Развлечение «День Матери»

Обеспечить ознакомление детей с городами Урала (Куса, Касли) их геральдикой.

Способствовать знакомству с художественным литьем из чугуна.

Способствовать активному вовлечению родителей, создать атмосферу тесного сотрудничества, положительного психологического настроя

Рассматривание иллюстраций с изображением каслинского литья.

Разучивание стихов и песен

Иллюстрации с изображением геральдики городов Касли, Куса.

Выставка изделий каслинского литья.

Декабрь

1 неделя

«Человек и природа Южного Урала»

Способствовать ознакомлению детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная.

Обеспечить знакомство детей с названиями  некоторых природных объектов (озер, рек, гор,др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

Способствовать ознакомлению детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.

Подвести к мысли, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Чтение легенд об озерах, реках, горах Южного Урала.

Чтение стихотворений о природе Южного Урала.

Иллюстрации с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Картотека художественного слова о природе Южного Урала.

Легенды об озерах, реках, горах Южного Урала.

Презентация «Животный и растительный мир Южного Урала», «Реки, озера, горы Южного Урала».

2 неделя

«Особенности взаимоотношений в семье»

Обеспечить знаниями детей о народных особенностях режима семьи.

Способствовать ознакомлению детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) – хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботиться о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц, стих-ний о семье.

3 ннннннннннеделянеделя

НОД «Городецкая роспись»

Создание образа городецкого узора на разделочной доске

Беседа об истории народных промыслов ,рассматривание изделий декоративно- прикладного искусства

Изделия народных промыслов (городецкая). Образцы работы.

4 неделя

«Что дает нам край родной»

Способствовать обобщению и закреплению знаний детей по народным промыслам Южного Урала.

Обеспечить закрепление умения различать работу резчиков по камню, златоустовскую гравюру, художественное литью из чугуна.

Рассматривание карты и атласа Челябинской области.

Рассматривание иллюстраций народных промыслов Южного Урала.

Карта  или атлас Челябинской области. Иллюстраций и изделия  народных промыслов Южного Урала.

Январь

1 неделя

«Календарные обряды»

 Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.

Формировать представление детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

2 неделя

«Предметы быта и утварь»

 Конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма.

Способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили.

Обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

3 неделя

«Докучные сказки»

Добиться уточнение знаний детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.

Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.

Вызвать желание рассказывать докучные сказки.

Способствовать развитию чувства юмора.

Чтение докучных сказок.

Картотека докучных сказок с иллюстрациями.

4 неделя

«Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Февраль

1 неделя

«Человек и природа»

Обеспечить сведениями о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» - лова, обозначающие условия жизни любого народа.

Помочь понять детей, что родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями.

Обеспечить ознакомление детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье,с людьми, с природой.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение фольклора народов Южного Урала.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека фольклора народов Южного Урала.

2 неделя

«Семья и домашнее хозяйство»

Способствовать формированию у детей знаний о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье.

Вызвать желание детей принимать участие в домашнем хозяйстве

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц и поговорок о труде.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц и поговорок о  труде.

3 недля

НОД «Башкирская юрта»

Познакомить детей  с особенностями быта башкир, с юртой закрепить знания особенностях башкирского орнамента

Рассматриание альбома, «Культура башкирского народа»беседа о жизникоренных жителей башкир. Об их быте, основных занятиях

Изображение внешнего и внутреннего строения убранства юрты, вариативные образцы башкирского орнамента

4 неделя

«Город Миасс – частица Челябинской области»

Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.

Способствовать активизации, понятия «Область», «карта».

Пробудить чувства гордости за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края.

Составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области.

Чтение художественной литературы о родной крае.

Иллюстрации о природе родного края.

Карта Челябинской области.

Художественной литературы о родной крае.

Март

1 неделя

«Город Челябинск – моя Родина»

Обеспечить закрепление детей знаний – название города, свой домашний адрес.

Способствовать расширению и обогащению знаний детей о родном городе.

Обеспечить ознакомление детей с геральдикой города.

Пробудить чувства гордости за «малую» Родину.

Рассматривание открыток, фотографий о Челябинске

Чтение и заучивание стихотворений миасских поэтов.

Открытки, фотографии о Челябинске

Картотека  стихотворений миасских поэтов.  

2 неделя

«Сила семьи в ее родне»

Способствовать формированию представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные  с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

Обеспечить знакомство детей со значением слов «родня», «родственник», «племянник», «племянница», «двоюродный».

Способствовать формированию добросердечного, дружелюбного отношения к родственникам.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц, стих-ний о семье.

3 неделя

Экскурсия в областной краеведческий музей по программе «В гостях у Марьюшки»

Театрализованное музейное меропртятие, знакомит детей с традиционным русским бытом, формирует представление об устройстве крестьянской избы, традиционных методов ведения домашнего хозяйства, воспитывает интерес и уважение к народной культуре. В конце занятия дети делают птичку из соленого теста

Рассматривание иллюстраций о русском быте, их жилище

Картотека альбома  с иллюстративным материалом.

4 неделя

«Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Апрель

1 неделя

«Южный Урал – моя Родина»

Способствовать расширению представления  детей о месторасположении города и области.

Обеспечить ознакомление детей с  понятиями «область», «карта», «Южный Урал».

Способствовать расширению представления о родине не как о городе и крае, а как о регионе.

Пробудить  чувство гордости  за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края, составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области. Чтение

Иллюстрации о природе родного края.

Картотека художественного слова о природе родного края. Карта Челябинской области

2 неделя

«Здоровье – успех и богатство семьи»

Обеспечить ознакомление детей  с народными домашними способами лечения больных в семьях.

Способствовать представлению детей о народном закаливание в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Заучивание пословиц о здоровье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц о здоровье

3 неделя

Посещение мастер класса в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12 «Народная кукла»

Способствовать  приобщению детей  к устному народному творчеству – сказкам.

Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.

Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление народной куклы

Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Посещение музея «У марьюшки в гостях, рассматривание альбомов русская народная игрушка,чтение пословиц и поговорок

Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.

Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам.

Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трёх размеров,синтепон , нитки

4 неделя

«Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Май

1 неделя

«Весна Победы»

1 неделя

«9 мая- день Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам великой отечественной войны, желание заботиться о них.

Рассказать детям, как чтят память погибших героев в мирное время, воспитывать чувство гордости за тех, кто защищал наше будущее от врагов.

Продолжать знакомство с городами героями.

 Чтение литературных произведений о войне.

Дидактические игры «Военные профессии», «Роды войск», « Времена года», «Подбери признаки весны» ; коммуникативные игры « Повтори за мной», « Запомни и воспроизведи», « Назови приметы»; сюжетно-ролевые игры «Армейские будни», « Тренировка солдат»; подвижные игры «Весна-красна», «Быстрее, выше, сильнее»

Игры , пазлы

2 неделя

«Калейдоскоп устного народного творчества» - итоговое занятие

Способствовать  приобщению детей  к устному народному творчеству – сказкам.

Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.

Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.

Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам. Иллюстрации к сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"

Сообщение из опыта работыРеализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы"Город, в котором я живу"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760197","attributes":{"al...

Перспективное планирование образовательного процесса на 1 неделю февраля месяца по лексическим темам

Перспективное планирование образовательного процесса на февраль месяц по лексическим темам...

Перспективное планирование образовательного процесса на 2 неделю февраля месяца по лексическим темам

Перспективное планирование образовательного процесса на 2 неделю февраля месяца по лексическим темам...

Перспективное планирование образовательного процесса на 3 неделю февраля месяца по лексическим темам

Перспективное планирование образовательного процесса на 3 неделю февраля месяца по лексическим темам...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

Перспективное планирование образовательного процесса по программе "От рождения до школы"

Перспективное планирование образовательного процесса по программе дошкольного образования "От рождения до школы" Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....