«Теоретические основы развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста»
статья по логопедии

Стрючкова Полина Сергеевна

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексико-грамматической, связной речи. Отсюда следует ,что в дошкольном периоде закладывается речевое развития , поэтому взрослые в данном возрасте должны уделять особое внимание на речь ребенка ,в особенности есть имеется патология речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stryuchkova_ps_1_3.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Теоретические основы  развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Стрючкова Полина Сергеевна

(воспитатель ,МБДОУ д/c-о/в№23 ,ст.Казанская)

Ключевые слова: теория, речь, слух, звукопроизношение, развитие.

Дошкольный возраст является  периодом активного усвоения ребенком родного языка, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексико-грамматической, связной речи. Отсюда следует ,что в дошкольном периоде  закладывается речевое развития   , поэтому взрослые в данном возрасте должны уделять особое внимание  на речь ребенка ,в особенности есть имеется патология речи.

Одной из главной зада , поставленных перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ,является развитие фонематического восприятия .

Недостаточность фонематического слуха отрицательно сказывается на сформированности звукопроизношения: дети часто употребляют диффузные звуки с неустойчивой артикуляцией, множественные  замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети у которых есть нарушения фонематического восприятия могут искажать в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Неправильная речь проявляется в большей степени  не от того ,что ребенок не хочет говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Дети у которых имеется недоразвитие фонематического слуха также  могут иметь множественные нарушения звуковой и слоговой структур слова такие как: пропуски, вставки, перестановка, повторение звуков и слогов.  При помощи приобретения артикуляционных навыков возможно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важным толчком в формирование нормированного произношения. Эффективное  исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Безусловную связь  фонематических и лексико-грамматических представлений. Если проводимая работа по развитию фонематического восприятия дети  будет иметь четкий план действий ,то мы сможем наблюдать  намного лучшее восприятие и различение: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Как известно ,что без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Если не будут проводится, долговременные  специальные упражнения по сформированности навыков звукового анализа и синтеза дети не  смогут овладеть грамотным чтением и письмом. У детей с нарушением фонематического восприятия  появляются проблемы   в школе со звуковым анализом слов, что в последствие приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма таким как :пропуски, перестановка, замена букв и это может послужить причиной их неуспеваемости. Работа которая должна проводится  по развитию фонематического слуха играет  большую роль  для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Благодаря нее ребёнка ребенок постепенно подходит к полному анализу звукового состава слова, который необходим при обучение грамоте .У ребёнка у которого сформирован  хороший фонематический слух сможет даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

Актуальность данной темы остается неизменной ,так как с годами возрастает количество детей, у которых имеют нарушение фонематического слуха и поэтому увеличивается поиск новых путей в преодоления стоящих перед ними трудностей.

У детей  которых имеется  нарушения произношения такие как смешение и замена фонем ,сочетаются с недостаточностью фонематического слуха, составляют 21 – 26% от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия. Формирование фонематического слуха является сложным процессом. Для того что бы исправить  нарушение его развития необходимы  огромные усилия от каждого участника педагогического процесса. Необходимо активное  взаимодействие и участвовать в коррекционно-воспитательном процессе педагогов, дети и их родителей,. Категория этих детей  имеет свои  специфические трудности  в работе то проявляется в том , что очень  трудно заинтересовать во время  процесса обучения, так как в время разговора они не смогут узнать ошибки которые допускают в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Так как, время которое отводится на  коррекцию речевых нарушений у этой  группы детей, имеет ограничение, нужно по максимуму эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому использование игровых приёмов подходит для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического слуха на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического слуха у детей с ФФН.

В настоящие время  необходимо воссоздать систему игровых приемов направленных на развития фонематического слуха у детей с ФФН, соответствующую особенностям их развития и подобрать всевозможные варианты применения игровых приёмов в работе по развитию фонематического слуха на всех этапах всех видов логопедических занятий в условиях логопункта .

 В соответствие с программой обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проводится логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей в тесной взаимосвязи с работой по устранению недостатков произношения. Одним из главных направлений работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников являются: коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков; развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия; развитие лексико-грамматических представлений; формирование связной речи; обучение грамоте. Последовательность постановки звуков, усвоения конструкций предложений, грамматических форм, развитие связности речи определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы в каждом этапе работы предусматривают пошаговое  усложнение, но с  необходимой опорой на то, что у ребенка уже имеются  сформированные навыки, спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

В процессе коррекционно-логопедического обучения дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учатся правильно произносить и различать все фонемы родного языка, обучаются осознанному звуковому анализу и синтезу слов разной слоговой структуры, овладевают навыками сознательного  чтения и письма простых слов, предложений и коротких текстов. Работа по данному направлению способна  помочь детям в полноценном речевом общение, а так же  в подготовке  их к обучению в школе.

Таким образом  подводя итог можно сказать ,что данная проблема остается актуальна с возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей

 Литература:

  1. Дошкольная логопедическая служба / под ред. О.А.Степановой.-М.: Творческий центр, 2016.-125с.
  2. Епифанова О.В. Логопедия: разработка занятий с детьми дошкольного возраста. Вып.1 / О.В.Епифанова.-Волгоград, 2017.-110с.
  3. Епифанова О.В. Логопедия: уточнение и коррекция слоговой структуры слов. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста. Вып.1 / О.В.Епифанова.-Волгоград, 2017.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Презентация по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"

Отчет по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...