Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
статья

Бабешко Юлия Сергеевна

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка необычен  и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка необычен  и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metod.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка необычен  и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

        На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями.

         Согласно ФГОС, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении  образовательной программы детского сада.

Психологическое сопровождение  является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.

        Психологическое сопровождение детей с ОВЗ я осуществляю по следующим направлениям:

Диагностическое направление предполагает классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы.

На данном этапе   используются специально подобранные методики исследования позволяющие выявить уровень развития ребенка в зависимости от проблемы.

По моим наблюдениям наряду с задержкой развития познавательных функций у детей отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.            

В начале 2016 - 2017 учебного года, все воспитатели заполняли анкету «Моя группа», в которой отвечали на вопросы: Какие дети отстают от развития? суетливы, тревожны? и  т.д , далее, с родителями этих детей проводились беседы, наблюдения за поведением детей и их деятельностью. По результатам проведенной работы были выявлены дети, так называемой, «группы риска», их количество в 12 группах составило  118 человек, причем 25 детей  имеют несколько комплексных особенностей сочетающихся с проблемами в развитии речи.  

          Далее были подробно изучены медицинские карты этих детей. Из 118 детей, 25 имеют медицинские диагнозы в картах, такие как Задержка психического развития(ЗПР)  – 1 ребенок, Задержка речевого развития (ЗРР)  -    11 человек, Минимальная Мозговая Дисфункция (ММД) – 3 ребенка Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность( СДВГ )– 3 ребенка, Поствакцинальная Аллергия ПВА – 2 ребенка,  Моторная алалия   - 1 ребенок - это все диагнозы поставленные врачами, остальные дети имеют чистые карты но если исходить из наших наблюдений, то СДВГ имеют 90 % этих детей, проблемы с речью 100% детей. Только 2 ребенка имеют подтвержденную МСЭК инвалидность.         Гендерный состав «Группы риска», составляет  36 девочек  и   82 мальчика

Как же осуществляется образовательная деятельность?

Этому как раз и посвящено коррекционно-развивающее направление моей работы.

                 Дети «Группы риска» были разбиты на 4 группы: «Развитие» (30 детей) в нее попали дети с низкими показателями познавательной активности, «Гиперактивность» (37 детей),  «Агрессия» ( 23 ребенка) и «Страхи и тревожность» (28 детей ), для каждой из этих групп разработана программа коррекции, основанная на «Адаптированной программе для детей с ОВЗ», учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности

На основе полученных диагностических данных  составляется КОМПЛЕКСНАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА    

С учётом выявленных индивидуальных особенностей ребенка продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей. Обязательно учитывается быстрая смена настроения ребенка, насколько ребенок может удерживать работоспособность в течение определенного промежутка времени и  особенность произвольного внимания.

          Скажу, что в каждой из 12 групп созданы «Журналы взаимодействия с узкими специалистами», которые заполняются педагогом – психологом и логопедом и включает в себя: план работы специалистов в данной группе, карту развития группы, матрицы развития детей из «группы риска» и график работы «Волшебной комнаты»

        Большинство используемых мною упражнений имеют познавательную направленность, и содержание их определяется наличием проблем у ребенка. Но нельзя отведенное время  работать только над повышением уровня внимания или памяти. Это вызовет у ребенка отрицательный настрой, усталость и отвлекаемость. Помимо познавательных заданий в нем, как правило, присутствуют упражнения на развитие моторики, воображения и элементы сказкотерапии,  пескотерапии и психогимнастики, которые так нравятся детям.

Социально-педагогическое направление предполагает изучение семейных условий воспитания и развития ребенка с ОВЗ.   Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении образовательной программы, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками и социумом.   Свое взаимодействие  с семьей ребенка  начинаю с первичной диагностики ребёнка, на этом этапе я знакомлюсь и  с  родителями.  Важно  установить доверительное отношение к специалисту, вызвать заинтересованность родителей.

        Хочется так же отметить необходимость проведения территориальных ПМПК. На  основе  рекомендаций, которой, в учреждении  составляются план индивидуально-ориентированных мероприятий для каждого ребенка.

Конечно же,   хочется видеть  перспективу дальнейшей работы с детьми ОВЗ.

                   И такая перспектива у нас появилась.  В октябре  2016 года в наше дошкольное учреждение поступило оборудование сенсорной комнаты, мы получили его благодаря Федеральной программе «Доступная среда».

Уже первый опыт использования  сенсорной комнаты показал, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.

               Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка. Я бы хотела чтобы вы лично в этом убедились, и поэтому после мероприятия приглашаю посетить нашу с «Волшебную комнату». 

        Вы наверное заметили из наших видео сюжетов, что дети очень любят посещать «Волшебную комнату», особенно им нравится играть в развивающие компьютерные игры, что очень актуально в современном мире  и  с сухим бассейном, который оказывает на них расслабляющий релаксационный эффект.

        Хотелось бы, отметить сотрудничество всех  специалистов нашего учреждения учителя-логопеда, физ. инструтора, муз работника и педагогов дополнительного образования с педагогом - психологом, т.к считаю , что только тесное партнерство и объединение наших совместных усилий ведет нас к достижению положительных результатов.

              Мы стремимся к еще более отлаженной системе в работе, совершенствуем преемственность в работе всеми специалистами ДОУ. Очень радосто видеть искреннее неравнодушие в глазах и действиях родителей по отношению к их особому ребенку. Делать  все возможное для  успешной социализации и познавательного развития ребенка. Мы пониманием проблемы и готовы меняться и продолжать накапливать опыт и знания в работе с детьми с ОВЗ. А пока дети с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении  приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе.

Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

Опыт работы: " Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении"

Для того, чтобы было легко жить       с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, чтотебя разъединяет с ним...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

Для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции....