Квест-игра - как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ладутько Олеся Александровна

в статье говорится о квест-игре, как о новой технологии в работе дошкольного учреждения, и о том, как при взаимодействии специалистов, через квест-игры, можно мотивировать детей с речевыми нарушениями к выполнению развивающих и образовательных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-statya2.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра - как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Игра для ребенка это основной вид деятельности и средство познания мира, себя, проявления своих возможностей и саморазвития. Для ребенка-дошкольника, развитие и обучение происходит естественным образом именно в игре. Если правильно организовать игру - она может стать мощным педагогическим средством, которое позволит комплексно решать различные развивающие и образовательные задачи.

На сегодняшний день современного ребенка сложно чем-то удивить. И в связи с этим педагоги понимают, что необходимо разнообразить в своей работе средства обучения и развития, применяя современные технологии, методики и использовать новые формы проведения образовательной деятельности. Так, квест-игра является одной из новых форм в практике дошкольного образования.

Понятие квест – (англ. Quest) может иметь несколько значений: приключенческая игра, поиск, поиск предметов, компьютерная игра-повествование, задание, которое требуется выполнить персонажу и т.д. В квест-играх участники перемещаются из одного места в другое, выполняя интеллектуальные, спортивные, творческие задания, разыскивают различные предметы, находят им применение, разговаривают с различными персонажами в игре и на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку.  Когда дети выполняют первое задание, они получают подсказку к выполнению следующего, что вызывает еще больший интерес, а это эффективное средство повышения мотивации к познанию и двигательной активности.

Эту игру можно проводить и в одном помещении, и в группе помещений, и на территории учреждения на свежем воздухе.
Важным элементом в квест-игре является обследование мира, а решение головоломок и задач, требующих от игрока где-то умственных, а где-то физических усилий, выполняют основную роль в игровом процессе. При всем своем обширном познавательном материале, в который включена речевая, двигательная и творческая деятельность, квест – игра не перегружает детей. С помощью квеста можно решать как комплексные, так и более узкие образовательные и развивающие задачи. Она позволяет активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их. В квест-игре дети чувствуют себя более уверенно, и у них отсутствует страх сделать что-то не так. А это может стать основой творчества детей.

Наше дошкольное учреждение имеет логопедическую направленность и работа с детьми, имеющими речевые нарушения, является основной для специалистов. Многие дети с нарушениями речи могут иметь проблемы в познавательной, эмоциональной, моторной, коммуникативной сфере, при этом имея слабую мотивацию к выполнению произвольной деятельности. Поэтому для решения многих образовательных и развивающих задач, мы в свою работу решили включить квест-игру. Так при взаимодействии специалистов нашего учреждения, т.е. педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, был разработан проект, в котором через квест-игру дети усваивали и закрепляли знания и навыки. В свой квест, мы решили включить такие образовательные области, через которые, каждый специалист решал бы свои задачи. Так были сразу задействованы такие области как: речевое, познавательное, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Первый и последующий опыт показал, что дети действительно увлеченно и с удовольствием выполняли и проходили все задания, даже те, у кого были тяжелые нарушения речи, чувствовали себя свободно, отвечали на вопросы без смущения. У детей было много положительных эмоций и им хотелось еще раз пройти такое приключение. После проведения игры, специалистами были сделаны выводы о том, что через такую форму игры, дети лучше усваивали и закрепляли материал, с удовольствием выполняли творческие и физические задания, при этом ребята работали в команде, помогали, и поддерживали друг друга. Таким образом, можно сказать, что при комплексном подходе и взаимодействии специалистов ДОУ, квест-игра является эффективной технологией решающей много образовательных и развивающих задач у детей с нарушениями речи.

Квест-игра, как и любая технология имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.

Первый этап – определение категории участников, с которыми будут проводить квест, определение целей и задач специалистами (организаторами), обдумывание пространства, написание сценария.

На втором этапе происходит разработка маршрута, подготовка оборудования и материала.

Третий этап, это непосредственно проведение квест-игры.

Квест-игра хороша и удобна тем, что не требует подготовки воспитателей и детей. А может быть неожиданным и сюрпризным моментом для участников.

Важным звеном, в проведении квест-игры, является безопасность для участников мероприятия.

В детских садах квест-игру можно проводить начиная с младшей, при этом хорошо подключить и родителей. В своем дошкольном учреждении мы проводили квест-игры пока только в старшей и подготовительной группе.

Квест-игра для детей старшей и подготовительной групп:

«Весеннее приключение»

Цели: закрепить знания и умения, познакомить с новой информацией, вызвать у детей интерес, любознательность, создать веселое настроение. Задачи:

  1. Активизировать пассивный и активный словарь;
  2. Развивать фантазию, воображение;
  3. Способствовать формированию у детей самостоятельного мышления;
  4. Вызвать удовольствие от выполнения заданий сообща;
  5. Развивать быстроту реакции;
  6. Способствовать умению пользоваться полученными знаниями;
  7. Развивать творческие способности.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Формы работы с детьми: занятие-развлечение, квест-игра.

Атрибуты: костюмы Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего, Весны, волшебные записки Весны, корзина с цветами, карты с маршрутами, теоретический и дидактический материал для заданий.

Подготовительная работа: заранее подготовить все задания, дидактический материал, загадки, текст писем и разложить их по местам, карты, костюмы, подготовить и разложить атрибуты для заданий.

Участники: дети двух групп, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учителя-логопеды.

Краткое содержание занятия

Действие разворачивается в логопедической группе №8. Ведущий (педагог-психолог) заходит в группу к детям и говорит о том, что у него есть письмо от Весны и ему необходима помощь детей. Но ввиду того, что нужна очень большая команда, надо отправиться еще в другую группу за детьми. Ведущий, воспитатель и дети отправляются в логопедическую группу №11. Здесь ведущий читает письмо, из которого понятно, что Баба-Яга похитила у Весны корзину с волшебными цветами, а без этой корзины Весна не сможет сделать так, чтобы везде появились прекрасные весенние цветы. Ведущий спрашивает детей, согласны ли они помочь Весне и предупреждает, что на пути их ждут разные испытания, которые им приготовила Баба-Яга. После того, как дети соглашаются, Ведущий говорит детям, что прежде чем пройти испытания нужно подготовиться и потренироваться, и задает упражнения и задания, которые помогают детям раскрепоститься и сплотиться. После того, как дети выполняют задания, Ведущий хвалит детей и раздает карты с маршрутом для каждой команды, на которых изображены символы.  Для того, чтобы понять, что обозначает символ, надо отгадать загадку.

Маршрут группы №8:

  1. Спортивный зал.
  2. Дидактика.
  3. Музыкальный зал.

Маршрут группы №11:

  1. Дидактика.
  2. Спортивный зал.
  3. Музыкальный зал.

Ведущий уходит со второй группой, затем присоединяется к первой группе, контролируя ход занятия, то у одной, то у другой группы.

Спортивный зал.

В спортивном зале детей встречает Леший (инструктор по физической культуре и проводит с ними подвижные игры, по окончании которых дети получают первый цветок)

Дидактика.

В дидактике детей ждет Кикимора (учитель-логопед, проводит с детьми артикуляционную гимнастику и задает задания, завершив которые, дети получают второй цветок)

Музыкальный зал.

Последний пункт в маршруте это музыкальный зал, в котором собираются все: Ведущий, воспитатели, дети обеих групп, Кикимора и Леший.

 В музыкальном зале встречает всех Баба-Яга (музыкальный руководитель и задает им свои творческие задания, после которых отдает цветок и корзину). После этого дети собирают в корзину все цветы, и тут появляется Весна (роль весны исполнил 2-й логопед), которая благодарит всех. В конце все водят дружно хоровод после которого прощаются. Дети идут в группы.

Список литературы:

1. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. /Под. Ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина - М., 1987.

2. Дубцова Г.М. Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс].

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – образовательном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения

В презентации предлагается опыт работы использования ИКТ в  логопедической группе  МАДОУ....

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...