Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка
методическая разработка (младшая группа)

  • максимально адаптировать вновь поступивших воспитанников к новым условиям  

 пребывания  в Доме ребенка.

  •  организация педагогического процесса в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
  • создание и поддержка в Доме ребенка адаптивной педагогической среды ( в единстве ее санитарно – гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka.docx120.18 КБ

Предварительный просмотр:

К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

Составила

Лялина Л. А.

воспитатель

                                    Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Цель:

  •  максимально адаптировать вновь поступивших воспитанников к новым условиям  

 пребывания  в Доме ребенка.

  •  организация педагогического процесса в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
  • создание и поддержка в Доме ребенка адаптивной педагогической среды ( в единстве ее санитарно – гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов).

Пояснительная записка.

В настоящее время Дом ребенка работает в режиме психолого – педагогической реабилитации и  коррекции по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии детей. Деятельность всего педагогического коллектива направлена на здоровье сбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие.

 Администрация и специалисты Дома ребенка (врач, педагог-  психолог, учителя дефектологи, воспитатели и т.д.) определила меры по развитию партнерских отношений  Дома ребенка и семьи( если такая имеется).

 План взаимодействий специалистов и администрации в свете поставленных задач.

Задачи

Деятельность специалистов

Деятельность руководителей

-определение актуальной проблемы, тормозящей развитие социально – педагогической системы;

ее формулировка

-анкетирование;

- Диагностирование;

- анализ

-выявление причин разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса

Формирование задач и цели работы

-определение требований, представляемых к программе.

Определение ресурсов, системы контроля.

-участие специалистов в подготовке программы

- распределение обязанностей по реализации программы

Накопление полезной информации

Исполнение плана программы

Контроль специалистов за своей деятельностью (самоанализ).

Контроль за исполнением программы (принятие необходимых корректирующих действий).

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Оценка программы в целях определения его актуальности.

Участие в коллективном анализе программы ( отчет на МППК).

Коллективная оценка результатов программы.

Проведение аудита.

План работы специалистов по работе с детьми в адаптационный период с учетом особенностей детей раннего дошкольного возраста

        

Содержание работы с воспитанниками в соответствии с Госстандартом

Модель организации адаптационного периода детей младшего возраста (рекомендации для всех специалистов).

За ходом реализации программы предусмотрены следующие виды контроля:

- тематический и фронтальный;

- оперативный (предупредительный и эксперт – диагностика);

- итоговый  (по содержанию и по времени);

- сравнительный (работа специалистов  на нескольких группах);

- отчеты специалистов и воспитателей на МППК.

Уровни критерии адаптации:

Задача всех специалистов Дома ребенка – это выявления адаптивности воспитанников, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой  - _ Буковой. – было выведено  три фазы адаптационного процесса:

  1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушением сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится  среднем  один месяц).
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фазе замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  3. Фаза компенсации  характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу года преодолевают задержку темпов развития.

Уровни адаптации: физиологический, биологический, психологический, социальный.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям Дома ребенка

  • Поведенческие реакции;
  • Уровень нервно психического развития;
  • Заболеваемость и течение болезни;
  • Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают три степени тяжести прохождения адаптации:

  1. Легкая адаптация:  ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1-2 недель;
  2. Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длиться 20-40 дней;
  3. Тяжелая адаптация: длиться от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
  4. Очень тяжелая адаптация:  около полугода и более. («несадовский» ребенок).

Влияет на адаптацию тип темперамента.

  При отработки системы адаптации используются следующие варианты  адаптационного воздействия,  зависящие от степени активности воспитанников:

  1. Усвоение и подчинения распорядку дня;
  2. Обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы «привлекательности»;
  3. Создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.

Работа проводится в несколько этапов.

Этап 2. Подготовительный.

Работа с родителями (если имеются).

  1. Знакомство с группой;
  2. Ознакомления с условиями пребывания в Доме ребенка, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
  3. Анкетирование:

- социальное;

- медицинское;

      4.   знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- коммуникабельность;

- сформированность предметной и игровой деятельности;

- наличие навыков самообслуживания;

- предварительное знакомство с группой.

Медико – психолого – педагогическая служба:

- прогнозирует течение адаптации по проведенному  анкетированию;

- выявляет группу «риска»;

- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;

- определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

Этап II  наблюдений:

  1. Постепенное увеличение времени пребывания в группе;
  2. Наблюдение за поведением детей;
  3. Консультирование родителей;
  4. Разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
  5. Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно психического развития детей.

Этап III. Анализ и выводы

  1. Анализ адаптивных листов;
  2. Анализ индивидуальных карт развития.
  3. Определение степени адаптации.
  4. Индивидуальная работа с ребенком.
  5. Рекомендации родителям, педагогам, специалистам по проведению коррекционно – развивающих занятий с детьми.
  6. Внесение изменений в существующую модель работы.
  1. Дом ребенка – это второй дом для малыша;
  2. Специально  организованная среда по предпочтению ребенка.

Медицинский блок (вставить)

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимосвязь с другими специалистами

Результат

Психологический блок (вставить)

Цель

Работа с детьми

Цель

Работа с родителями

Отслеживание результата

1

2

3

4

5

Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дизадаптации ребенка

Задачи:

- выявить причины дизадаптации и нарушения эмоционально – личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц пребывания в Доме ребенка.

I  этап:  первичная диагностика

II этап : профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, учителями – дефектологами, воспитателями.

III этап: контрольная диагностика (повторная) через месяц нахождения ребенком Дома ребенка

Сравнение результатов по картам наблюдений (1-я и 2-я части) за детьми в начале адаптационного периода  (первая неделя) и через месяц посещения ими Дома ребенка.

Психолого – педагогические параметры определения  готовности поступления ребенка в Дом ребенка.

Параметры

Дополнительный вопрос к матери ребенка

Оценка в баллах

1

2

3

Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает?

3

2

1

Засыпание

Быстрое (до 10 минут)

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

Как засыпает Ваш ребенок?

3

2

3

2

2

3

Продолжительность сна

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

1

Аппетит

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Какой аппетит у Вашего ребенка

4

3

2

1

Отношение к высаживанию на горшок

Просится на горшок

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

3

2

1

Отрицательные привычки

Есть (какие?)

Нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.

1

3

II. Нервно  – психическое развитие

Возраст 1г.6мес.-  1г.9мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки поведения

Выявляется методом диагностики

Соответствует возрасту – 3 балла

Ниже на один эпикризный срок- 2 балла

Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл

Возраст 1г.9мес. -2г.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки поведения

III. Личность

Проявление познавательных потребностей

(по наблюдениям специалистов)

В повседневной жизни

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке

Да

Нет

Иногда 

3

1

2

Проявляет интерес к действиям взрослых

Да

Нет

Не всегда

3

1

2

Любит заниматься: внимателен, актуален, усидчив

Да

Нет

Не всегда

3

1

2

При обучении

Проявляет интерес, активность

Проявляет недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативность в игре

Проявляет инициативу  по всем указанным параметрам:

Умеет сам себе найти дело

Да

Нет

Есть фаза подготовки игры

Самостоятельно

С помощью взрослого

Проявляет элементы воображения

Да

Нет 

3

1

3

2

3

1

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

Результативность деятельности

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

3

2

1

Самостоятельность в игре

Умеет самостоятельно играть в отсутствие взрослого

Не всегда

Не играет сам

3

2

1

Социальные связи со взрослыми и детьми

Легко идет на контакт со взрослыми

Избирательно

Трудно

Легко вступает в контакт с детьми

Избирательно

трудно

3

2

1

3

2

1

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми

Есть

Недостаточно

нет

3

2

1

Уверенность в себе

Есть

Не всегда

нет

3

2

1

Адекватность оценке своей деятельности со взрослыми

Есть

Не всегда

нет

3

2

1

Опыт разлуки с близкими

Перенес разлуку значительно легко

Тяжело

3

2

Аффективная привязанность к какому либо из взрослых

Есть

нет

1

3

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

Готов к поступлению в Дом ребенка 3-2.5;

Условно готов 2,5-2;

Не готов 1.9-1;

Карта наблюдений

Фамилия, имя ребенка, возраст______________

Дата заполнения: 1-й части___________2-й части_______________

Параметры

Характеристика

1-я

часть

2-я

часть

1

2

3

4

1. Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

2.Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 минут)

неустойчивое

Неспокойное, медленное

3.Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

Неустойчивый

Беспокойный не соответствует возрасту

4.Аппетит

Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

5.Навыки самообслуживания

Соответствует возрасту

Не всегда

Не соответствует возрасту

6.Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

Не всегда

нет

7.Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт сам

Не всегда

Сам не вступает в контакт

8.Результативность  действий

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

9.Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

Не всегда

Сам не играет

10. Идет на контакт со взрослыми

Легко

Избирательно

трудно

11. Идет на контакт с детьми

Легко

Избирательно

трудно

12. реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

Отрывается не сразу

Периодически возвращается и плачет

Общий балл

Средний балл

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка, возраст______________

Дата рождения___________ возраст _____ Дата поступления

Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Аппетит

Завтрак

Обед

Полдник 

Сон:

Засыпание

Длительность

Активность

В игре

В речи

Взаимоотношения с детьми

Взаимоотношения со взрослыми

Условные обозначения:

Положительно +; неустойчиво + -, болел Б, находился дома – д

Показатели нервно – психического развития  проводятся по диагностике К.Л. Печера.

План работы учителя – дефектолога в адаптационный период (вставить)

Цель

Содержание

Результат

1

2

3

Диагностика  речевого и познавательного развития ребенка

Обследование уровня развития понимания речи, активной речи, сенсорного развития, владения элементарными математическими представлениями.

Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка по областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на период поступления ребенка в Дом ребенка

Составление индивидуальных программ на ребенка по результатам обследования познавательного и речевого развития.

ООП «Познавательное развитие» включает

разделы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, формирование целостной картины мира и расширение кругозора, сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы. ООП «Речевое развитие» включает: формирование и развитие словаря по лексическим темам, звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи, чтение художественной литературы.  

Познавательное развитие: умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, формировать группы однородных предметов, различая количество предметов (один — много, больше, меньше, одинаково), использовать некоторые обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.

Речевое развитие: расширение и активизация словаря по лексическим темам, формирование четкого звукопроизношения, правильного построения простых и распространенных предложений, умения отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Развитие интереса к занятиям (методы и приемы)

Развитию интереса к занятиям способствуют прежде всего игровые методы. Их применение учитывает игровые интересы, способности ребенка. Использование компьютерных технологий, сюрпризных моментов, игровых персонажей также завораживают ребенка, повышают интерес к занятию.

Повышение интереса ребенка к занятиям способствует более активному и плодотворному его включению в познавательный процесс, что ведет к положительной динамике в развитии.

Работа с родителями

Оформление «Уголка для родителей» (консультации учителя-дефектолога, памятки для родителей). Проведение консультаций по темам: «Результаты диагностического обследования ребенка», «Возрастные особенности детей», «Развитие речи и познавательных процессов детей», «Развитие мелкой моторики».

Установление более тесного сотрудничества и повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей; овладение родителями знаниями о приемах коррекционно-развивающего воздействия.

Взаимодействие учителя – дефектолога с воспитателями и узкими специалистами

1.Консультации воспитателей и узких специалистов по вопросам индивидуальных особенностей ребенка; по работе над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса  в разных видах деятельности в соответствии с лексическими темами  периода; развитием грамматического строя и связной речи у ребенка.

2.Рекомендации по развитию познавательной сферы у ребенка в разных видах деятельности в соответствии с лексической темой периода; проведению индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Уменьшение периода адаптации поступившего ребенка к новым условиям; повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком, как на занятиях, так и в режимных моментах; улучшение показателей речевого и познавательного развития ребенка.

Работа воспитателей в адаптационный  период с детьми

№ п.п.

Содержание работы

Дни недели

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПН

СБ-ВС

1.

Рассматривание и обследование

Предметы рукотворного мира, игрушки

у

2.

Альбомы, фото, иллюстрации

у

3.

Картинки, картины

у

4.

Образцы, предметы художественно- прикладного искусства

у

5.

Я и мое тело

у

1.

Беседы, рассказы

О труде взрослых

у

2.

О нормах поведения общения

У, 2-я пол.

 2-я пол

2-я пол

 2-я пол

 2-я пол

 2-я пол

3.

О живой и неживой природе

ДП

ДП

5.

О предметах окружения

у

Чтение стихотворений, потешек

 2-я пол

у

у

1.

Наблюдения

За живой природой

ДП

ДП

2.

За неживой природой

ДП

3.

Наблюдения за трудом взрослых

ДП

4.

Наблюдение за жизнью улицы. Целевая прогулка

ДП

1.

Игры

Сюжетно - ролевые

2-я пол

2-я пол

2-я пол

Подвижные

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

2

Строительные

2-я пол

2-я пол

3

Диагностические

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

4

Экспериментирование

2-я пол

(1 раз в мес)

1

Труд

Самообслуживание

у

1-я пол

2-я пол

у

2-я пол

2

Хозяйственно – бытовой (поручения)

ДП

ДП

ДП, у

1-я пол

ДП

Развлечения (досуг)

1-я пол

Условные обозначения:

У- утро

ДП- дневная прогулка

2-я половина дня;

1-я половина дня.

Ведение групповой документации

  1. Лист адаптации
  2. Табель стула
  3. Дневник группы
  4. Рабочие программы всех специалистов на каждый возраст с которым работают.
  5. Программа индивидуального развития ребенка (карта основных показателей развития ребенка, карта индивидуально – развивающей работы на каждого ребенка)
  6. Общие сведенья о детях
  7. Режим дня в холодный и теплый период.
  8. Сетка занятий
  9. Система закаливания детей.

Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период

(рекомендации воспитателям).

  1. Игры с песком: «Слезы на песке», «Отыщи шарик», «Ныряние», «Дворник», «Отпечатки», «Тесто», «Человечки».
  2. « Что в кулачке?», «Угадай, в какой руке».
  3. Звучащие игры: «Шуршалки»,  «Звенелки»,  «Стучалки», «Телефон», «На чем играл зайка?».
  4. Игры с солнечным зайчиком.
  5. Игры с игрушкой (куклой, мишкой): «Покружимся  с Мишкой», «Покормим мишку кашей», «Уложим куклу спать», «Покатаем куклу, мишку на машине».
  6. Игры с бумагой и карандашами: «Обведи ручку», «Укрась ручку» браслетом, часами, браслетами, «Веселое солнышко».

Игровые занятия с детьми;

  1. Игра «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю».
  2. «Телефон- позвони маме».
  3. Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек
  4. Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познания себя и других:

– техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп;

              - Сюжетная игра:  «Гуляем в парке, бегаем по лужайке…плаваем в речке, играем с водой,    

                брызгаемся… лежим на песке- загораем»;

- Потешки «Сорока – ворона», «Ладушки» (снятие эмоционального напряжения),  

   массирование пальцев.

- танцы под веселую музыку.

Примерное консультирование воспитателей

  1. Процесс адаптации детей раннего возраста.
  2. Основные критерии адаптации.
  3. Формирование чувства уверенности у детей.
  4. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
  5. Игры, направленные на усвоение окружающей среды и знакомство с персоналом  Дома ребенка и другими воспитанниками.
  6. Подбор потешек, загадок, скороговорок, стихов, игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»

Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы...

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Деятельность всего педагогического коллектива направлена на здоровье сбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие....

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка...

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка...