ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей подготовительной группы. Кружок «Учимся и играем»
рабочая программа (подготовительная группа)

Куратова Елена Петровна

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

детей подготовительной группы

Кружок «Учимся и играем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.2.Цель, задачи……………………………………………………………………..4                                  1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса ………….5                                    1.4. Ожидаемые результаты………………………………………………………...5 

      2. Содержательный раздел                                                                                                            2.1. Примерный комплексно – тематический план………………………………..5                     2.2.Форма итогов реализации………………………………………………………9 

3. Организационный раздел                                                                                                          

3.1. Методическое обеспечение   …………………………………………………9                                     3.2. Используемая литература………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования «» предназначена для обучения детей, подготовки ребёнка к школе.  Данная Программа разработана на основе результатов тестирования родителей, их пожеланий – организовать дополнительную  работу с детьми. Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль. Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения, проводится работа один раз в неделю, в четверг  с 16.00-16.30.  Длительность занятия 30 минут, 30 мин в неделю, начинается с 1 октября. Дети принимают участие в кружковой деятельности по желанию.

 

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

1.Создать условия для  детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Создать условия для развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Создать условия  воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Создать условия воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

 

 

 

 

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принцип наглядности - играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Принцип доступности - обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.

Принцип систематичности и последовательности - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

2. Содержательный раздел

Примерный комплексно – тематический  план.

Подготовительная группа.

 

 

 

Содержание занятий

Задачи

 

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2.»Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

 

Октябрь

Занятие №2

1.Обучение приёму«Сравнение».

Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

 

Октябрь

Занятие №3

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются»

3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.                                       4.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

 

Октябрь

Занятие №4

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».            3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

 

Ноябрь

Занятие №1

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови».         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

 

Ноябрь

Занятие №2

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша.

«Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

 

Ноябрь

Занятие №3

1.Ограничение.  Д/И «В гостях у лисы»,

2«Что лишнее».                     3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад».                                 

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

 

Ноябрь

Занятие №4

 

 

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика».                                                  2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

 

Декабрь

Занятие №1

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

 

Декабрь

Занятие №2

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

 

Декабрь

Занятие №3

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка»

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

 3. Решение логических задач.     4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

 

Декабрь

Занятие №4

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.              

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

 

Январь

Занятие

№1

1.Разгадываем кроссворд          2.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

 

Январь

Занятие

№2

1«Сравнение».

Д/И «Что изменилось».       

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку.          3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

 

Февраль

Занятие №1

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему» 

3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

 

Февраль

Занятие №2

1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки».            

2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

 

Февраль

Занятие №3

1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».        

2.Игра с палочками Кюизенера.  3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

 

Февраль

Занятие №4

1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

 

Март

Занятие

№1

1.Ограничение.  Д/И «Найди фрагменты изображений».                                  2.Игра с блоками Дьенеша

3.Учимся разгадывать крассворды.                                 

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

 

Март

Занятие

№2

1.Умозаключения. Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».                    

2. Игра с блоками Дьенеша

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

 

Март

Занятие

№3

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         2.Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

 

Март

Занятие

№4

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «И хорошо и плохо».       

2. Придумывание небылиц.        3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель

Занятие №1-2

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

    

 

 

 

 

Форма итогов реализации

Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности, организация выставок для родителей, изготовление подарков родителям.

Методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется: ноутбук, видеопроектор, магнитофон, магнитная доска, демонстрационный материал, образцы, скорлупа яичная, краски, гуашь, палочки .

 

Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.

Изд. «ГРИНГО», 1995г.

  1. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  2. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  4. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  5. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова.  ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  6. Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

детей подготовительной группы

Кружок «Учимся и играем»

                                     

Содержание

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.2.Цель, задачи……………………………………………………………………..4                                  1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса ………….5                                    1.4. Ожидаемые результаты………………………………………………………...5  

      2. Содержательный раздел                                                                                                            2.1. Примерный комплексно – тематический план………………………………..5                     2.2.Форма итогов реализации………………………………………………………9  

3. Организационный раздел                                                                                                          

3.1. Методическое обеспечение   …………………………………………………9                                     3.2. Используемая литература………………………………………………………9

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования «» предназначена для обучения детей, подготовки ребёнка к школе.  Данная Программа разработана на основе результатов тестирования родителей, их пожеланий – организовать дополнительную  работу с детьми. Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль. Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

Программа рассчитана на 1 год обучения, проводится работа один раз в неделю, в четверг  с 16.00-16.30.  Длительность занятия 30 минут, 30 мин в неделю, начинается с 1 октября. Дети принимают участие в кружковой деятельности по желанию.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

1.Создать условия для  детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Создать условия для развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Создать условия  воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Создать условия воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принцип наглядности - играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Принцип доступности - обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.

Принцип систематичности и последовательности - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

2. Содержательный раздел

Примерный комплексно – тематический  план.

Подготовительная группа.

Содержание занятий

Задачи

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2.»Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

Октябрь

Занятие №2

1.Обучение приёму«Сравнение».

Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Октябрь

Занятие №3

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются»

3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.                                       4.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Октябрь

Занятие №4

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».            3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Ноябрь

Занятие №1

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови».         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Ноябрь

Занятие №2

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша.

«Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Ноябрь

Занятие №3

1.Ограничение.  Д/И «В гостях у лисы»,

2«Что лишнее».                     3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад».                                  

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Ноябрь

Занятие №4

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика».                                                  2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Декабрь

Занятие №1

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Декабрь

Занятие №2

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Декабрь

Занятие №3

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка»

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

 3. Решение логических задач.     4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Декабрь

Занятие №4

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.              

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Январь

Занятие

№1

1.Разгадываем кроссворд          2.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Январь

Занятие

№2

1«Сравнение».

Д/И «Что изменилось».        

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку.          3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Февраль

Занятие №1

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему»  

3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Февраль

Занятие №2

1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки».            

2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

Февраль

Занятие №3

1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».        

2.Игра с палочками Кюизенера.  3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Февраль

Занятие №4

1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

Март

Занятие

№1

1.Ограничение.  Д/И «Найди фрагменты изображений».                                  2.Игра с блоками Дьенеша

3.Учимся разгадывать крассворды.                                  

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Март

Занятие

№2

1.Умозаключения. Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».                    

2. Игра с блоками Дьенеша

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Март

Занятие

№3

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         2.Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Март

Занятие

№4

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «И хорошо и плохо».        

2. Придумывание небылиц.        3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель

Занятие №1-2

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

Форма итогов реализации

Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности, организация выставок для родителей, изготовление подарков родителям.

Методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется: ноутбук, видеопроектор, магнитофон, магнитная доска, демонстрационный материал, образцы, скорлупа яичная, краски, гуашь, палочки .

Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.

Изд. «ГРИНГО», 1995г.

  1. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  2. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  4. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  5. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова.  ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  6. Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"

Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...

Организация работы с воспитанниками по дополнительному образованию в подготовительной группе кружок "Какая прелесть эти сказки"

Организация работы с воспитанниками по дополнительному образованию по развитию речи...

Программа дополнительного образования детей подготовительной группы

Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет...

дополнительное образование детей средней группы кружок «Детские фантазии»

дополнительное образование детей средней группы  кружок «Детские фантазии»...

рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...

Рабочая программа по организации дополнительного образования в средней группе Кружок «Веселый светофорчик»

Рабочая программапо организации дополнительного образованияв средней группе Кружок «Веселый светофорчик»...